Алый надежды парус. Былинка

Александр Раков
 
Армия: тебя вырывают из теплой маминой обережности и через пару дней триста таких же мальчиков в далеком чужом холодном уральском городе растерянно сосут сигаретки в солдатской курилке казармы. Без присяги ты еще не солдат, и даже формы, кроме белых подштанников с тесемками да такой же рубахи, не выдал старшина, но мир за забором изменился. Точнее, забор от-чертил от тебя привычный мир: без приказа ничего нельзя, а то немногое, что можно, ты не умеешь. Но оборотистое время не стоит на месте, и скоро ты наспех обживаешь новенькую гимнастерку и неподъемные кирзовые сапоги, стирая ноги от неумело намотанных портянок. Безконечные построения уже не кажутся дикими, утренние подъемы за полторы минуты становятся твоей нор-мой, ты научился подшивать свежие воротнички, чистить до блеска пуговицы, ты втягиваешься в немыслимый поначалу плотный ритм армейской жизни в сержантской школе.

Ты помнишь, старшина Носков, сколько километров полов мы отдраили под твоим недреманным оком? А сколько нарядов я отпахал по твоему приказу, замкомвзвода сержант Александров?..
И все равно: когда я вижу на параде лежащие на полуприцепах противовоздушные ракеты «Волхов» (длина 10881 миллиметр с приемником воздушного давления, дальность поражения 75 км), чувство гордости заполняет меня — этот моя ракета, я командир пусковой установки, и если надо — я ничего не забыл…

Мы моем пол и помним о порядке.
Мы помним здесь о нем, как никогда.
Дежурный нам вручил тазы и тряпки —
Новейшие орудия труда.
Давно ручей струится меж лопаток,
И, как в пустыне, высохло во рту.
А вычесть бы: какой у нас десяток
Квадратных километров на счету?
До дыр истертый пол уже лоснится.
Но вот сержант — стараньем знаменит —
Черкает каблуком по половице
И предлагает воду заменить.
Мы набираем светлой и лучистой
И снова с тряпкой лезем под кровать.
…Я, может, здесь впервые научился
Перед порогом ноги вытирать.
 Виктор Коротаев †2001

А через четыре месяца службы за 3000 км ко мне в Свердловск приехала жена — событие, потрясшее весь учебный полк. Мы были женаты месяц, и вы понимаете, как я скучал по ней. И ц-лый день промаялась она в прокуренном КПП, потому что старшина батареи Носков безпробудно спал и будить его не посмел никто. Только поздним вечером я обнял жену и еще целых 10(!) дней после службы со скрипом отпускали меня в увольнение до утреннего подъема…

А к старшине Носкову за полгода моего пребывания в батарее так никто не приехал — хотя он и был из этих краев. Так что мы квиты, товарищ старшина!

Хмурой осенней ночью,
В сером тумане из ваты,
Юность порвав на клочья,
Я уходил в солдаты.
Все позади забыто,
А за туманом — что там?
Взял из привычного быта
Только любимой фото.
И в веренице строчек
Бьется и бьется ярость:
Тку я безсонной ночью
Алый надежды парус.
Только судьбе — подвластен.
Только любимой верен.
Я за стеной ненастий
Вижу знакомый берег…
Александр Раков, 1967

Солдаты любят стихи. Оторванность от дома, резкая смена обстановки, климата, масса новых людей, иные законы жизни заставляют мальчишек (ну какие они мужчины в 18 лет!) искать отдушину, где бы они могли помечтать и укрыться от жестокой ре-альности. Вот и переписывают солдатики в тетрадки незатейливые самодельные вирши о родном доме, о любимой девушке, о безконечно далеком «дембеле». Приятель из Питера прислал мне свое стихотворение, которое пользовалось огромной популярностью:

СНЕГА, СНЕГА…
Ты далеко.
Придя домой с работы,
Уснула ты и город твой уснул.
А я опять, в составе нашей роты,
Сегодня заступаю в караул.
Снега, снега!
И каждый шорох слышен
Среди хрустящей снежной тишины.
Я на посту, и сердце бьется тише —
Мои глаза во тьме напряжены.
Средь облаков луна мне тускло светит.
Ей плыть и плыть — счастливого пути!
А я стою, и лишь бездомный ветер
Сюда неслышно может подойти.
Но твердо знай: за снежною порошей
Не дам я близко подойти врагу.
Пускай тебе приснится сон хороший,
Который я сегодня берегу.
В.В., СПб

С Володей мы познакомились незадолго до моего ухода в армию: из Университета я был исключен после первого курса за несданный экзамен по истории КПСС и свободное время проводил в местах, создающих иллюзию, будто ничего не случилось. А он уже отслужил, поучился в Театральном, и вся внешность, красиво по-ставленный голос и манеры притягивали к новому знакомому. Он оказался бывшим детдомовцем, писал стихи и мечтал поступить в Литературный институт. Его стихи заворожили меня — это был первый живой поэт в моей жизни. Я уговорил отца, и он попросил знакомого ректора Литинститута пристроить сироту в ВУЗ.

Дважды Володю выгоняли оттуда за «хвосты» и пьянки, но авторитет отца помог ему все же закончить отделение литературной критики. Владимир Иванович выбился в люди, но не поблагодарил тех, кто ему помогал. Я чувствовал, что ему неприятно само воспоминание о том, что он сделал это «не сам». Потихоньку наши пути разошлись. Слышал только, что Володя устроился референтом к профсоюзному боссу и пишет для него доклады. А ведь в нем, по-моему, были задатки поэта. Помню наизусть еще один его стих:

Я с детства понял, что излишество —
Повернутый на зюйд-зюйд-вест,
Совсем почти что развалившийся
На старой церкви старый крест.
И было боязно-заманчиво
Добраться до него, достать.
Но нужно было с Машкой нянчиться,
Но нужно было слушать мать…
Уже война давно отгрохала,
И Маша замужем давно,
А жизнь, хорошо ли, плохо ли,
А пролетела, как в кино.
На старой церкви, в полцелкового,
Давно уж крест чугунный снят,
И по решенью поселкового
Совета в нем устроен склад.
Но, уходя в рассветных сумерках
В знакомый с детства старый лес,
Я чувствую, как что-то умерло
Во мне, с тех пор, как сняли крест…
Владимир В., СПб


«Подошел и получивший один талант, и сказал: «господин! я знал тебя, что человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал;, убоявшись, пошел и скрыл талант свой в земле; «вот тебе твое». Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал… Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится»(Мф.25,24-29)

Я часто думаю, Володя: как бы сложилась твоя судьба, если бы тогда сумел ты «добраться до креста, достать»?..


Бабушка Лера уезжает домой и прощается с внуком:

— Поцелуй бабуленьку в щечку!

— Ой, Господи, помилуй! — подскакивает пятилетний Кирилл, целует бабушку со словами:

— Я желаю тебе, дедушке Саше здоровья, и чтобы котик Малыш поправился скорее, и ночью чтобы тебе приснились цветочки. Я когда вырасту, буду хорошеньким и пригоженьким…
И у бабушки на целый день прекрасное настроение…

Немного надо человеку
Для радости в конце концов:
Рассветный луч, пригоршня снегу
Да полдесятка добрых слов.

Уже он полон жаждой счастья,
Уже способен жить и жить.
А мы и те-то крохи часто
Ему скупимся предложить.
Виктор Коротаев †2001

       КОГДА НАС СОВЕСТЬ ОБЛИЧАЕТ…
И опять занозой торчит из совести давно совершенный грех: хочешь-не хочешь, надо вытаскивать. Приехал в Ленинград из далекого уральского городишка Усть-Уйска повидаться с родной се-строй, моей мамой, Яков Георгиевич Сироткин. Непросто было собраться, да дело не отложить — приехал попрощаться: он был смертельно болен раком.

Я напросился проводить его обратно до вокзала на поезд, а так как страсть к пьянству заглушила со-весть, затащил умирающего, по сути, мужика в подвал ресторана Варшавского вокзала, где он и купил на последние гроши бутылку дешевого портвейна. Я выпил с радостью; дядя Яков, кажется, даже не пригубил. Чего хорошего мог он подумать о младшем сыне любимой сестры? Так и стоит перед глазами его удаляющаяся по перрону сутулая спина в кургузом деревенском пиджачке…

Когда нас совесть обличает
В любых, ужаснейших грехах —
Нас Бог еще не оставляет,
Душа еще в Его руках.

Когда ж без совести жестокость,
Грехов неправых правота —
Тут нет души, тут тьма и пропасть,
И власть слепая живота.
Нина Карташева, Москва


Спускаясь по эскалатору: «Уважаемые пассажиры! В связи с прекращением изготовления турникетов устаревшего образца магнитные карты в следующем году использоваться не будут. Приобретайте безконтактные смарт-карты!»

А в нижегородской деревушке на улице внезапно появились «однорукие бандиты» — автоматы для игры на деньги. И вся спивающаяся деревня пошла вразнос…
А в Великобритании написана инструкция, как не попасть в заложники…

       ЖАВОРОНОК
Гнездо вверх дном,
Птенцы запаханы!..
Вспорхнул и канул в небосвод.
Надрывно охает и ахает,
А люди думают —
Поет!
Владимир Михалев, Белгородская область


       НЕ МИЛУЙ, ГОСПОДИ, МЕНЯ
Письмо из тюрьмы: «Зная о том, как много осужденных пишут в православную газету, я решил тоже написать вам. Правда, мое письмо сильно отличается по смыслу от тех, что я вижу на страницах вашей газеты. Просто больше нет сил глядеть на этот обман, ложь и богохульство! Никаких корыстных целей я не преследую, просто надеюсь, что люди, прочитав мое письмо, хоть не-много задумаются, прежде чем верить нам на слово.
На страницах газеты очень часто печатаются объявления осужденных, которые, по их словам, уверовали в Бога и просят помощи, духовной поддержки. Конечно же, огромное спасибо всем вам, что вы от всей души и чистого сердца стараетесь помочь людям, которые встали на путь спасения. Низкий вам поклон! Но вам просто не приходит в голову, что за многими этими просьба-ми л помощи стоят обман, корысть, жадность. богохульство и надругательство над истинной верой в Бога.

Многие из нас, осужденных, «уверовавших» и просящих духовной помощи, уже во втором-третьем письме начинают просить масла и конфеток. Но как связать между собой духовную пищу с бульонными кубиками? Разве для того, чтобы уверовать во Христа, нужны сухарики и шоколад? Что же это за вера такая, которая без маргарина не крепнет? Больно смотреть, как вас обманывают, прикрываясь именем Иисуса Христа.

Здесь у нас из-за отсутствия работы очень много свободно-го времени. И вот новоявленные верующие, обложившись духовными книгами, составляют вам письма. А потом, выпросив у вас посыл-ку с продуктами, смеются над вами и вашими чувствами. Рвут эти же книги, чтобы завернуть в них сало и конфеты. А то еще хуже — ходят в туалет с листочками от Нового Завета. Они пишут всем подряд — и православным, и протестантам, и иеговистам — и всем говорят, что уверовали в их веру, и просят, просят, просят… Они рассуждают так: пускай, мол все шлют: хоть одну посылку из десяти да получу.

И почти никто из тех, с кем вы ведете переписку, не скажет вам правду, за что он оказался за решеткой. Все ссылаются на злую судьбу и козни сатаны. А о том, как насиловали и убивали женщин и детей, своих родителей и родственников, они не говорят. Убеждают, что у них нет близких…

Люди добрые, я не единственный, кто так думает. Многие из нас, кто скорее, кто медленнее, но приходят к Богу. И многим действительно нужна духовная литература и поддержка. Но именно духовная, а не политая подсолнечным маслом.

И прежде чем тратить свои скудные зарплаты и пенсии на шоколад и чай для двухметрового детоубийцы, оглянитесь вокруг. Разве нет у вас в городе детских домов и больниц? Разве нет домов инвалидом и интернатов для брошенных детей? Разве исчез-ли с ваших улиц маленькие попрошайки с протянутой рукой? Вот им как раз и нужна ваша помощь. Их никто не накормит безплатно.

А здесь нас кормят всех, никого не обделяют. Конечно, шоколада не дают, но ведь тюрьма не курорт, и находимся мы здесь не за хорошие дела и поступки. Никто тут не умирает с голода, а больным к тому же дают диет питание — масло, молоко…

А вот духовная и другая литература — газеты, журналы, книги — здесь действительно очень нужны. И если у вас есть возможность оказать духовную поддержку, мы будем вам очень благодарны. С низким поклоном и уважением ко всем,
Андрей, Оренбургская обл., г.Соль-Илецк, ЮК-25

Отчаянье иль сокрушенье?
Наверняка уж не понять.
В тюрьме увидел с удивленьем —
Не милуй, Господи, меня!

Невольник некий нацарапал
Строку из прыгающих букв
И после сгинул на этапах,
Оставив странную мольбу.

Что это, Бога отверженье
Гордынный дух ему внушил?
Иль дар великого смиренья
Оледененье растопил?

Куда пошел дорогой дальней,
К блаженству иль во власть огня?
Но верю — будет оправданьем —
Не милуй, Господи, меня!
 Иеромонах Роман(Матюшин)


Непонятно почему, считается, что пьянство — душевный протест человека против действительности. При царизме за причину выдавали угнетение обездоленных эксплуататорами, при социализме — безправие простых людей и ложь верхов, в нынешние времена — материальное расслоение и невозможность большинства к само-выражению. Однако эта посылка рассыпается сразу, как только мы вспомним, что пили во все времена вне зависимости от социальной иерархии: бывали в истории правители-пьяницы — и опустившиеся на самое дно побирушки-трезвенники.

Пройдя сам через все адовы круги пьянства, могу смело сказать, что вначале человек пьет ради удовольствия, а, попав в алкогольное болото, пьет, чтобы не чувствовать себя худо физически и душевно: он не может не понимать, что тонет. Соци-альная база у пьянства отсутствует напрочь. Почитайте в Библии: «У кого вой? у кого стон! у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? у тех, которые долго сидят за вином… Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно ухаживается ровно… впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь как спящий среди моря и как спящий на верху мачты»(Притч.23, 29-34).

Пьянство заразно: «Не будь между упивающимися вином»(Притч.23, 20). Апостол Павел советует избегать пьяниц: «С таким даже и не есть вместе»(1Кор.5,11). Пьяница слезлив, безсовестлив и ради зелья готов на любую подлость. Выбраться же из этой трясины почти невозможно: 28 раз я лежал в больницах, пять раз мне имплантировали «эспераль», но только любовь жены и помощь Бога вытащили меня из болота. Правда, я и сам хотел бросить, и понимал, кем я стал. И теперь, опамятовшись, кричу: не пейте, люди! Кроме безчисленных бед, ничего хорошего не принесет вам эта вонючая жидкость. А главное: «Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые царства Божия не наследуют»(1 Кор.6,10)
       
       ПЬЕТ РУСЬ
Иссяк родник, когда-то ласковый.
Изба, скрипя, сползла в овраг.
Колодец зарастает ряскою.
Где русский дух? Лишь смрад и мрак.
Пьет Русь, озлобившись в отчаянье.
Брат поит брата, сын отца.
Без Бога, мира, покаяния.
И нет, и нет, и нет конца.
Прощай, вина, в вине забытая,
Лишь бабий рев и волчий вой…
И рожа трезвая и сытая
Маячит над печной трубой.
Олег Селедцов, Майкоп


Друзей у меня — раз-два и обчелся, а если честно — совсем нет. То ли потому, что родители в детстве возили за собой по разным городам и странам, где я учился в девяти школах, то ли потому, что Университет закончил 33-летним мужчиной с девчон-ками-однокурсницами, мечтающими только о замужестве, то ли служба в армии — не лучший повод для продолжения дружбы, то ли характер мой, прямой и вспыльчивый, отталкивает людей, — толь-ко остался я совсем без друзей. Было двое, но навещать их хожу теперь на кладбище.

С женщинами мне дружить легче: характер у них пластичный, прощать умеют и вообще легче видят в человеке хорошее. А подруг всего две, разного возраста, и с одной из них я в пух и прах разругался по телефону: не учел особенности женской психики. «А, обойдусь», — думал я, но под ложечкой не переставало сосать — от себя не спрячешься. Да и потеря поло-вины подруг ухудшила положение: некому было, кроме уставшей на работе жены, рассказывать о ежедневном вихре событий, давать и получать советы. Одним словом, не выдержал, взял перовскую открытку с его знаменитой «Тройкой»(два мальчика и девочка, надрываясь, тянут неподъемную бочку) и на обратной стороне переписал стихотворение:

Пока звезда не закатилась,
Что озарила наши дни,
Перемени свой гнев на милость,
На милость гнев перемени.

Чтоб, золотые от рожденья,
Улыбкой неба и земли
Над полосою отчужденья
Цветы согласия взошли.

Не закружу распевом бойким,
Швыряя под ноги рубли,
Что унесу тебя на тройке —
На тройке счастья и любви.

Но, зная преданности цену,
Судьбу рассветную твою,
И в ситец радости одену,
И хмелем нежности увью.

Признаю все, что делал плохо,
Свои поступки осужу
И до раскаянного вздоха
Гармонь лихую осажу.

Но только, чтобы вновь светилась
Звезда, как в памятные дни,
Перемени свой гнев на милость.
На милость гнев перемени.
Виктор Коротаев †2001

И мы опять помирились…
(стр.22)