Твори, в тот миг лишь Бога знай

Александр Раков
Кому-нибудь интересно, как иной раз пишут-вымучивают стихи? Первая строфа уже почти есть:

Я в Вене родился, на родине вальса,
В далеком теперь уже сорок седьмом…
Танцуют по клавишам тонкие пальцы,
И Штрауса звуки плывут над со за смычком…

А что писать дальше?…

*Кровавой трудной Победы желанное чадо;

*Я нашей Победы желанное чадо – плоть;

*Мне русские сказки тра-та шептал Венский лес — отец;

*Я русской нашей Победы желанное чадо; рада – рядом;

*Когда мне русские сказки шептал Венский лес; 33 года от-
цу, 32 маме;

*И знал я тогда — ничего мне не надо,
Что счастливы будут и мать, и отец; беззубый рот;

*Ему тридцать три. Дыши полной грудью – люди;

*Майор. Два сыночка. Красива жена;

*Я нашей Победы желанное чадо — живая награда,
Мне русские сказки шептал Венский лес;

*Я нашей Победы живая награда,
Мне русские сказки шептал Венский лес.
Я папы и мамы желанное чадо
К груди прижимал сына тра-та-та счастливый отец — крест;

*Я папы и мамы героя желанное чадо,
Мне русские сказки шептал Венский лес.
Я славной Победы живая награда —
Звенели медали, был счастлив отец;

*Сыночка сынулю к медалям прижал;
Сынка на груди нес счастливый отец;

*Я знать бы не должен, но помню и знаю,
Как счастлив был папа безмерною радостью он — звон;

*Как славной Победы живую награду;

*И сына к груди прижимает отец;

*Сыночка к медалям прижал мой отец;

*Сыночка к груди прижимает отец;

*К медалям сынка прижимает отец.

Наконец, после двухнедельных мук:

Я в Вене родился, на родине вальса,
В далеком теперь уже сорок седьмом…
Танцуют по клавишам тонкие пальцы,
И Штрауса звуки плывут за смычком…
Я папы-героя желанное чадо,
Мне русские сказки шептал Венский лес.
Как славной Победы живую награду,
К медалям сынка прижимает отец.
Александр Раков
       
Один очень умный человек сказал, что как для написания гениального стихотворения, так и не очень, затрачивается со-вершенно одинаковое количество умственной энергии. Поэтому, когда мы пишем стихи, мы все уподобляемся гению… Другой умный человек заметил: особенность стихотворчества заключается в том, что, начиная писать стихотворение, человек не может пред-видеть, чем оно закончится.

И еще: сам строй стихотворения очень напоминает человеческую жизнь. И не будем забывать, что Библия написана стихами.

Я плачу, да! и духом чую,
Что, свой рисуя идеал,
Всю душу чистую, святую,
В свой труд художник полагал.
И, плача, мыслию взываю
К тебе, певец страны родной,
Тебя молю и заклинаю —
Чтоб ты уверовал со мной:
Не для минутного успеха,
Не для ничтожных слов и чар,
Не для кощунства, не для смеха
Тебе ниспослан Божий дар!
Не заходи во храм искусства
Ни мимоходом, ни как тать,
Чтоб на блажную мысль иль чувство
Огонь украсть и убежать…
Входи в него лишь страха полный ,
В нем каждый шаг твой буди свят.
Пусть вкруг бушующие волны
Лишь дальним эхом там звучат.
Восторгом чувств своих владея,
Твори — в тот миг лишь Бога знай,
В свои созданья, не жалея,
С молитвой душу полагай!
 Аполлон Майков †1897


«Не будь грабителем бедного, потому что Господь вступит-ся, и исхитит душу грабителя»(Притч.22,22).
Попросила меня знакомая поэтесса поспособствовать в про-даже выпущенный ею очередной книги «День русской поэзии». А надо сказать, что книжка эта уже седьмая, и все годы в одиноч-ку уже не очень молодая женщина самоотверженно собирает, ре-дактирует, набивает на компьютере чужие стихи, умудряясь добы-вать в долг деньги на издание, а потом еще и продавать его где придется любителям настоящей поэзии.

Поэтому на епархиальной Пасхальной выставке мы выделили ей крохотный уголок нашего стола размером с ее книгу, поставили принесенный из дома стул. Когда поэтесса на время отлучилась по делам, кто-то из посети-телей украл из-под стола сумку, в которой, кроме ключей от до-ма и рукописей стихов, ценностей не наблюдалось. И все равно ей было от чего расстроиться: ключи от квартиры надо менять, да и стихи восстановить в памяти невозможно… Привыкшая к уда-рам судьбы женщина не пала духом, помолилась и обратилась к братьям и сестрам:

На выставке украли сумку в Лавре,
А я хотела поработать вам.
О, сколько их, поддельных православных,
Шатается по лаврам и церквам.
Поругано одно, другое, третье,
И на земле нам правды не видать.
У нас украли целое столетье,
Но не украли Божью благодать.
И.С, СПб

Там же, на выставке, разговорились со знакомой посети-тельницей — мы прихожане одного храма.

— Я так рада, что удалось определить дочку в духовные ча-да к отцу Н, — делится она со мной.

— Но он же только год назад закончил семинарию, нет у не-го ни жизненного, ни духовного опыта, — удивился я.

— Все равно, девочке с духовным отцом легче будет, — на-стояла мать. Бедная неразумная мама! Да разве возможно, словно о покупке, договориться о духовничестве? По сути, духовника дает только Господь; исповедь у одного и того же священника еще не есть духовное водительство: духовник перед Богом отве-чает за спасительный путь своего чада.

†«Духовный отец, как столп, только указывает путь. А идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдет, а так и сгниет у этого столпа». Прп.Никон Оптинский.

Надеюсь, вы поняли, о чем я веду речь…

ПАСТЫРЯМ РОССИИ
Ныне возрождается Россия.
Бог благословляет с небеси
Сергия, Андрея, Алексия —
Богоносных пастырей Руси.

Не страшны бесовские напасти:
Днесь удержит нас наверняка
От греха, падения и страсти
Отчая надежная рука...

Ум и сердце доброе, и силы
Даровал вам щедро Бог Отец.
Дорогие пастыри России,
Берегите немощных овец!
Татиана Егорова, СПб

Позвонил одной маминой знакомой, другой, третьей — молчит телефон. Только до «крестной» Клавдии Васильевны Литвиненко удалось по проводам добраться — 88 лет, но держится. Единственная мамина подруга с юных лет, больше никого не осталось. «Как здоровье, Клавдия Васильевна?» — бодро спрашиваю я.

«Ой, Сашенька, скорее бы Господь прибрал, зажилась я на свете. Все маму твою, Верочку, вспоминаю, да плачу часто! Хочу тебе наши совместные фотографии отдать, да не добраться мне теперь до тебя; ты уж соберись с Лерой…»

Живет Клавдия Васильевна в Пушкине, и недалеко вроде, а все какие-то неотложные дела наплывают. А я даже не знаю, по-чему мама называла ее моей «крестной». Вот потеплеет чуток, в выходные как штык съезжу, диктофон прихвачу и фотоаппарат, хо-тя не любят женщины оставаться на карточках старыми. А ведь какими красивыми совсем недавно были, как одевались модно… Все теперь позади, лишь стопка австрийских фоток с мужьями-орденоносцами и свежая память о пролетевшей молодости. Только повспоминать теперь не с кем, все одна со своими думами.

Зато в неглубоких снах молодость возвращается вспять, и ты опять хороша и красива. Только коротки старушечьи сны…

Свет и мрак в переплетенье.
Радость с горечью — узлом.
Умирает поколенье
то, где девушка с веслом,
летчик в белоглазом шлеме,
три танкиста, два бойца,
в завершившейся поэме
закаленные сердца.
Провожает их, седея,
поцелуем в льдину лба,
их высокая идея,
несравненная судьба,
до последнего предела,
не желая понимать,
смотрит вслед осиротело,
как оставшаяся мать.
 Лариса Васильева

       УШЛО ПОКОЛЕНИЕ «НАДО»
Православие в России ширится, становится все более попу-лярным; строятся все новые храмы и монастыри, святоотеческая литература начинает вытеснять со светских прилавков макулатур-ную муть; множится количество православных газет и журналов. У многих теперь на груди висят православные крестики. И все же… и все же не оставляет, нарастает чувство необъяснимой тревоги перед грядущей страшной опасностью. Кажется, и оснований к страху нет никакого, однако растревоженная душа никак не может найти себе места. Что ждет нас? Безпокойство не покидает меня…

Позднее нашел у митрополита Антония Сурожского: «У меня очень ясное, яркое чувство, — что, вступая в третье тысячелетие, мы вступаем в какую-то темную, сложную, в некотором смысле неже-ланную эпоху…»

Мы люди последних времен.
Нам выпала доля такая:
Земли и воды слышать стон,
К ним собственный стон прибавляя.
Опоры последние сбиты,
И катится все под уклон.
Помогут ли чьи-то молитвы?
Помогут ли наши труды?
Задумано — так и случится:
Рассеются наши следы,
И только дымок будет виться…
 Геннадий Иванов


Сегодня День Победы 9 мая – праздник светлый со слезами на глазах. Впервые ветераны не смогли пройти с парадом по Красной площади — силенки у восьмидесятилетних стариков уже не те, но бодрятся, хотя мало их осталось. Отцу было бы девяносто лет, в нашем роду даже женщины столько не живут, а маме во-семьдесят девять. Далеко отодвинулась проклятая война в про-шлое. Нам не понять, но солдаты называют это страшное время самым счастливым в жизни.

У отца был знак гвардейца, четырна-дцать медалей и четыре ордена, у мамы — четыре медали. Да не в наградах дело. Обидно, когда часть священства призывает к при-мирению: «Фашисты мол тоже шли воевать по приказу, они тоже из рабоче-крестьян»; строят и обихаживают кладбища захватчиков, получая за это мзду, которую, конечно, тратят на восстановле-ние русских воинских захоронений.

Мы победили в той, самой кровавой войне в истории, но мы проиграли войну памяти. Уйдет мое послевоенное поколение, для которого война была частью жизни, упокоятся последние ветера-ны, и что станут рассказывать доверчивым детям «всепрощающие» священники?.. А немцам забрать бы останки своих погибших и пестовать их уже на своей земле, в фатерлянде…

       СПРАВКА
«Дана полковнику запаса РАКОВУ Григорию Ивановичу в том, что он служил в Советской Армии с 1 февраля 1940 г. по 27 ок-тября 1965 г.
За время службы характеризовался положительно.
27 октября 1965 г. уволен в запас по болезни.
Приказом МО СССР №011335 от 29.09.1965 г. при увольнении объявлена благодарность за долголетнюю и безупречную службу в кадрах Вооруженных Сил.
Петроградский райвоенком г.Ленинграда полковник
(Филиппов)»

Ушло поколение «надо»,
Пришло поколение «дай»…
О бедный измученный край,
За что тебе эта награда?
Все также полоска не сжата,
И грустная дума томит:
За что вы погибли, солдаты,
И что нам еще предстоит?
Михаил Аникин, СПб


Поэзия — остановленное мгновение… "Поэзия — не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она. А нет — и не суесловь". Василий Федоров †1984

Понимание это
мне далось без борьбы:
не найдешь у поэта
откровенней судьбы,
он не знает, откуда,
вопреки и не впрок,
появляется чудо
обжигающих строк,
и не факты событий,
разговоров и встреч,
а наплывы наитий
сочетаются в речь…
 Лариса Васильева