Вселенская загадка синего

Юлия Врубель
    Позвольте рассказать вам любопытный случай, произошедший со мной еще в бытность студенткой прославленной некогда и знаменитой петербургской Академии художеств…
   Итак, просторный, старый зал аудитории. Читает лекцию доктор наук, зав.кафедры истории искусства Западной Европы Николай Николаевич Никулин. Ну, человек само собой авторитетнейший, глубокий знаток, искушенный ценитель, автор немалых трудов и статей. И тема лекции- куда как благодатная! Голландское искусство из собраний Эрмитажа. Кто знает, тот поймет- в аудитории аншлаг… А речь меж тем пошла о творчестве Яна Вермеера Делфтского.
    17 век… Век расцвета голландского жанра. Недосказанность зыби вермееровских сцен. Интимный сумрачный уют в неброских стенах бюргерского дома. Он существует сам по себе, как и живущие в нем тихой и спокойной жизнью - служанки, музыканты, загадочные девушки - с письмом, с жемчужною сережкой, выглядывающие в окна дома на узкие улочки скромного милого города Делфта…
-Вот «Улочка» Вермеера! – торжественно провозглашает наш профессор, указывая на порядком выцветший, и ощутимо побледневший институтский слайд.- Шедевр и гордость эрмитажного собрания. Один из малочисленных, практически чудом дошедших до нас образчиков вермееровского пейзажа. Пейзажа, более, чем показательно раскрывающего уникальное, поразительное дарование Вермеера - как выдающегося колориста. Итак, взгляните же на эту улочку… Вернее ее маленький, будто случайно выхваченный из жизни провинциального городка, фрагмент. Часть сочно-красного кирпичного фасада голландского дома… Проем входа во внутренний дворик с яркими пятнами побелки стен. Заостренный скат крыши пристройки-флигеля. И гирлянда, целая охапка вьющейся кудрявой зелени, струящейся по фасаду, наплывающей на чопорное строгое голландское окно. Но, отойдя от любования совершенной гармоничной слаженностью этого шедевра, обратим внимание только на цвет. Зелень! Не зеленая, но сине-голубая… Синяя зелень! В 17 веке ! Только абсолютное, безукоризненное чутье колориста могло позволить Вермееру отступить от очевидной правды жизни, дабы создать изысканную гамму: кирпично-красного, молочно-белого и этого небесно-синего, мерцающего тона…- Пауза. Многозначительная тишина.
  И слава отечественному искусствознанию, способному вот так - воспеть и преподать! И объяснить, и вознести! Да! Только так - на цыпочках перед искусством…
  Ну, и с сочувствием вздохнем над ограниченностью и прагматизмом научных сотрудников Лувра, которые предприняли, всего-то, банальнейший химический анализ. Красящих пигментов, используемых в палитре художника Яна Вермеера Делфтского. Как выяснилось, Вермеер часто получал зеленый цвет смешением пигментов - синего и желтого. Желтый оказался неустойчивым и разложился со временем… Об этом я узнала пару лет спустя, из обстоятельной статьи французского исследователя, переведенной и опубликованной у нас.
 За подлинность рассказанной истории ручаюсь.
       Ну а теперь, уважаемые, постоим немного перед полотном славного уроженца города Делфта в Эрмитаже, благо оно достойно восхищения, и достоинств своих все равно нисколько не утратило…
       А вспомнилась мне вся эта история в связи с недавней дискуссией о возможном закрытии научных отделов в отечественных художественных музеях.