Глава 70. Скандинавия и Ванское царство

Борис Попов
(глава из книги "Кто мы?" Том 1. От Ивана до Тянь-Вана)

       Как мы должны помнить, Вотан (Фригг), верховный бог германцев, ушёл из Приазовья в Скандинавию вместе с неким Ньордом. Среди потомков этого Ньорда, как мы уже знаем, были известны правители Швеции, Норвегии, Англии и даже Руси. К какому же роду, племени принадлежал их общий предок?

       66. Ньорд Богатый (ок.90 до н.э.), согласно сагам, родился в Стране Ванов, назывался лучшим из ванов, покинул Страну Ванов и вместе с Вотаном отправился в Гардарику (Гарто-Гродно?), оттуда в Страну Саксов, а затем в Швецию, где ранее правил некто Гюльви. Вотан и асы много раз состязались с Гюльви в разных хитростях и мороченьях, и всегда брали верх. Поэтому Вотан стал правителем тамошней страны вместо Гюльви. Другие ваны могли остаться жить в Гардарике, в Стране Саксов и у берегов Чёрного моря. После смерти Вотана Ньорд стал владыкой шведов и ванов. В его дни царил мир и был урожай во всём, поэтому все стали верить, что Ньорд дарует людям урожайные годы и богатство. Сам Ньорд умер от болезни. Когда он умирал, то велел посвятить себя Вотану. Шведы сожгли его и очень горевали на его могиле. Его именем германцы до сих пор называют страну света, то есть Север. Согласно поверьям, Ньорд управляет движением ветров, усмиряет огонь и воды, его нужно призывать в морских странствиях и во время промысла морского зверя и рыбы. Всё это может свидетельствовать о том, что Ньорд принадлежал к древней династии мореходов.

       Согласно «Младшей Эдде», Страна Ванов располагалась в устье реки Танаквисль или Ванаквисль, то есть там же, где современниками Ньорда были подданные Боспорского царства. Ваннианово царство или царство Ванния упоминал и Плиний. Оно располагалось тогда в Северном Причерноморье. Известно, что ваны воевали с асами. Причём после войны Ньорд был отдан в заложники асам и стал жить в Асгарде (Трое). Если Ньорд стал заложником Вотана в Асгарде (Троаде), то получается, что асы могли воевать с теми ванами, которые могли быть их соседями в Малой Азии, например, в Вифинии и Пафлагонии. Здесь ванами могли называть бывших граждан Страны Ванов, расположенной у озера Ван (Наири, Биайны, Урарту). Название более древней Страны Ванов в форме Наири очень похоже на имя Ньорда, а ещё более на имя норцев, которых летописец Нестор называл предками славян. Согласно тому же Нестору, во времена Ньорда они, действительно, могли жить в Пафлагонии и близ Сирии, например, в Каппадокии, где похожее название носила крепость Норы (Нероасс).

       Сородичем и современником Ньорда был Квасир, тоже ван, причём в сагах он назван мудрейшим из ванов. Он много путешествовал по миру, делился своей мудростью. Кровью Квасира в Скандинавии называли поэзию. В Велесовой книге похожее имя носил Квасура – муж сильный и от богов вразумляемый, передавший Богумиру, предку славян, тайну изготовления сурины.

       Детьми Ньорда были Фрейр и Фрейя. Их имена очень похожи на название страны Фригии, где располагалась Троя (Асгард). В 309-283 до н.э. Фригия входила в состав Сирийского царства, а затем в состав Пергама и Вифинии. После 133 до н.э. Фригия входила в состав римской провинциии Азия. Исходя из изложенного, можно предположить, что предки Ньорда и правители норцев перед 133 до н.э. могли жить или в Вифинии, или в Пергаме. Среди правителей Пергама упоминались: Филэтер, Эвмен, Аттал Сотер, Эвмен Сотер, Аттал Филадельф, Аттал Филометор Эвергет и Эвмен Аристоник (133-129 до н.э.). Перечисленные имена никак не связаны с именем Ньорда или норцев, венетов, антов, славян или русов. В то же время среди правителей Вифинии упоминались: Прусий, Дидал, Бас, Биант, Зипойт, Никомед, Зел, Прусий Схоласт, Прусий Кинег, Никомед Эпифан, Никомед Эвергет, Никомед Филопатор и Сократ Христос. Среди перечисленных имён прежде всего обращает на себя внимание имя Прусий. С одной стороны, оно неким образом связывает вифинских Прусиев с Пруссией в Прибалтике и Прусом, которого некоторые русские летописи называют предком Рюрика. С другой стороны, самый первый Прусий связывает Вифинию с Русой IV, последним правителем Страны Ванов, располагавшейся у озера Ван, то есть с Наири и норцами. Поэтому можно придти к выводу о том, что непосредственными предками Ньорда и правителями норцев, скорее всего, могли быть правители Вифинии и Пафлагонии, а не Пергама. Женой Ньорда и матерью Фрейра и Фрейр была его сестра. Второй женой Ньорда стала Скади, которая, в отличие от Ньорда, жила где-то в горах. Возможно, она была родом из Галатии. Более подробно об этом мы поговорим позднее.

       Если Ньорд был лучшим из ванов, то его родителями должны были быть какие-то представители правящей династии ванов, которые тогда могли занимать престол Вифинии. В этом случае отцом или дедом Ньорда мог быть:

67. Сократ Христос (ок.115-89? до н.э.), правитель Вифинии и части Пафлагонии в 90-89 до н.э., союзник Митридата Евпатора, царя Понта, в его борьбе против Рима. Выступал против своего сводного брата Никомеда Филопатора, который, наоборот, был на стороне Рима. С помощью Митридата Евпатора и Нисы, жены Никомеда, Сократ на некоторое время захватывал власть над Вифинией, но вскоре уступил её опять из-за вмешательства ромеев, привлёкших на свою сторону галатов и фригийцев. В 65 до н.э. Гней Помпей одержал окончательную победу над Митридатом Евпатором и захватил всю Малую Азию. При этом Вифиния по завещанию Никомеда была превращена в провинцию Рима. Сам Сократ бесследно исчез. Кое-кто из древних историков Рима голословно обвинял Митридата Евпатора в убийстве Сократа. Однако это противоречит текстам более древних авторов. Поэтому Сократ мог или погибнуть на территории Вифинии во время войны против Рима; или покинуть Вифинию и, например, оказаться в городе Византий, где через несколько поколений появляется ещё один персонаж, носящий имя Христос, бывший софистом; или вместе с Митридатом Евпатором и Вотаном (Фриггом) отправиться в устье Дона в Боспорское царство, где как раз после этого возникает ещё одна Страна Ванов и где в Херсонесе впоследствии появляются ещё два персонажа, носящих династийное имя Христос.

       Один Христос, сын Папия, знатный гражданин Херсонеса, жил во времена императора Марка Аврелия, а другой Христос, сын Папия, при императоре Диоклетиане был даже венценосцем и протевоном Страны Херсонитов. Этот Христос Папий мог быть внуком Анта Папия (первопредка антов?), который жил несколько ранее.

       С 480 до н.э. в Боспорском царстве правили Архэанактиды, а с 438 до н.э. – Спартокиды. Среди них были известны: Спарток I (438-433 до н.э.), Сатир (433-387 до н.э.), Левкон (387-347 до н.э.), Спарток II (347-342 до н.э.), Перисад I (342-309), Евмил (309-303 до н.э.), Спарток III (304-284 до н.э.). Последним царём этой династии был Перисад V, который в 109 до н.э. передал свой престол Митридату Евпатору из-за угрозы со стороны царских скифов в лице Скилура и его сына Палака. В 74 до н.э. во время поражения войск Митридата Евпатора в сражении с Суллой один из Спартоков мог попасть в плен и превратиться в того самого Спартака, который уже через год возглавил восстание рабов и заставил дрожать весь Рим. Не следует забывать, что Евпатор рассчитывал на взаимодействие с этим Спартаком во время своей борьбы против Рима. Случайно ли?

Брат Сократа Христа по отцу: Никомед IV Филопатор, правитель Вифинии в 94-74 до н.э. с перерывами. В 90 до н.э. уступал власть Сократу Христу, потом Митридату Евпатору, но каждый раз с помощью ромеев опять приходил к власти. Его жена Ниса, дочь Ариарата, царя Каппадокии. Перед 90 до н.э. она призывала Сократа Христа отнять престол у Никомеда. У неё был сын, скорее всего, рождённый не от Никомеда, а от Сократа Христа, так как Никомед, умирая в 74 до н.э., завещал страну не этому сыну, а Риму. Возможно этим сыном и был Ньорд.

69. Никомед III Эвергет (ок.150-94 до н.э.), правитель Вифинии в 127-94 до н.э. Его жена Аристоника (дочь или сестра Эвмена III Аристоника, правителя Пергама?) родила Никомеда Филопатора. Наложница Хагни из Кизика родила Никомеду Эвергету другого сына – Сократа Христа.

       70. Никомед II Эпифан (ок.175-127 до н.э.), правитель Вифинии в 149-127 до н.э. В 149 убил своего отца при поддержке Аттала, царя Пергама, поддерживал союз с Римом, воевал против Аристоника Пергамского. Его жена Лаодика, вдова Ариарата VI, царя Каппадокии. Их сын Никомед.

Брат: Прусий, враждовал с братом.

       71. Прусий II Кинег-Охотник (ок.200-149 до н.э.), правитель Вифинии в 186-149 до н.э., воевал против Аттала, правителя Пергама. В 167 был Риме, поздравлял сенат с победой над Македонией, представлял сенату своего сына Никомеда. Послов Рима встречал, как вассал, в войлочном колпаке на бритой голове. Свержен с престола и убит своим сыном Никомедом. Его первая жена Апама, сестра Персея, царя Македонии. Их дети: Никомед, Прусий. Вторая жена NN, дочь Диэгила, царя Фракии.

       72. Прусий I Схоласт-Учёный (ок.250-186 до н.э.), правитель Вифинии в 228-186 до н.э. Давал убежище Ганнибалу, когда тот покинул Карфаген и Сирию. В союзе с Филиппом, царём Македонии, воевал против Аттала и Евмена, царей Пергама. На развалинах Киоса основал город Прусиаду, а на развалинах Мирлеи – Апамею. Его жена Апама, их сын Прусий.

       73. Зел или Зиэлай (ок.275-229 до н.э.), после смерти своей матери убегал из Вифинии в Армению, так как его отец женился во второй раз. В 242 до н.э. вернулся на родину вместе с галатами, потом захватил престол и правил Вифинией в 245-229 до н.э. Затем был убит галатами. Его сын Прусий.

Брат: Тибойт, правитель Вифинии в 255-245 до н.э.

       74. Никомед I (ок.300-245 до н.э.), правитель Вифинии в 281-245 до н.э. С помощью галлов, которые пришли в Малую Азию, одержал победу над братом Зипойтом, убил его и захватил власть над всей страной. Его правление было преуспевающим. В 264 построил новую столицу Никомедию. Воевал против Антиоха Сирийского. Его первая жена Дитизель, их сын Зел. Вторая жена Етазета, их дети: Тибойт, NN.

Брат: Зипойт II, правил частью Вифинии в 280-277 до н.э., в борьбе за власть над страной был убит своим братом.

       75. Зипойт I (354-281 до н.э.), правитель Вифинии в 329-281, жил в Прусе, избежал завоевания Александром Македонским, сопротивлялся Антигону I, в 297 одержал победу над Лисимахом и объявил Вифинию независимой. Его дети: Никомед, Зипойт.

       76. Бас или Биант (ок.400-329 до н.э.), правитель Вифинии в 379-329 до н.э., жил в Прусе. Его сын Зипойт.

       77. Ботир (454-379 до н.э.), правитель Вифинии перед 379. Его сын Бас.

       78. Дедал (ок. 475 до н.э.), правитель Вифинии в 435.

       84. Прусий (ок.600 до н.э.), воевал против Креза, царя Лидии (560-546 до н.э.), вместе со своим племенем (ванами-норцами?) откуда-то прибыл в Мисию, на территории которой позднее была образована Вифиния, и у горы Олимп основал город Прусу.
       Или Руса IV(?), последний правитель Наири (Урарту или Биайни) примерно в 590-585 до н.э., свидетель гибели столицы страны – крепости Тейшебаини. Бывших жителей его страны могли называть наирцами или норцами.

85. Руса III (ок.625-590 до н.э.), правил в Наири в 605-590 до н.э., потерпел поражение от мидийцев. Перед войной его страна отличалась развитой сетью ирригационных сооружений, коневодством и металлургией (производством железа). «Руса, сын Эрмины, это зернохранилище наполнил. Здесь 6848 капи зерна». Если имя Руса прочитать справа налево, то мы получим имя Асур. Случайно ли это совпадение с названием столицы соседней Ассирии и именем библейского Ассура? Название страны Наири в форме Урарту в Вавилоне звучало как Урашту. В шумерских преданиях ему соответствовало имя Ураш (Земля), жены бога Ана (Неба). В библейских преданиях ему могло соответствовать название страны Рош (или Рос), правителем которой был Иаван, внук Ноя. При этом имя Иавана совпадает с названием Ванского царства и озера Ван. Одновременно некий Фавст Бузаид озеро Ван называл Рыштунийским морем. Такое название озера также имеет сходство с названием страны Рош. После мидийцев Страну Ванов захватили Ахемениды, правители персов. Последнее упоминание об Урарту появляется примерно в 415, когда некто Шамаш-баракку, сын Нидинту-бела, был начальником (шакну) над людьми Урашту и Мелиду. Затем под давлением арменов некоторые ваны-урарты отступили на север, где в это время появились халдеи (или халдаи), тибарены и левко-сирийцы (белые сирийцы). «Говорили, что халдеи свободны и сильны; оружием им служат большие плетёные щиты и копья». Рядом с ними жили халибы (выходцы из Халиба, города на севере Сирии), макроны, колхи, мосинойки и кеты. Название халибов очень похоже на название сакалибов. Так арабы называли славян и русов. Ксенофонт писал, что халдеи живут войной «ибо страна их гориста и в незначительной части плодородна». Нужно также учесть, что после того, как Пафлагония стала провинцией Вифинии, в последней появились цари, носящие имя Пруссий. Это может свидетельствовать о том, что через пафлагонцев они могли породниться с потомками Руса III из Ванского царства. Согласно Велесовой книге, некоторые русы в это время были угнаны царём Набсуром. Он использовал их тогда в завоевательных походах к Египту. Современником этого Набсура был халдей Навуходоноср (605-562 до н.э.), царь Вавилона, сын Набополассара (625-605 до н.э.). Имя Навуходоносра переводится как царь Наву (Набу, Небо). Он и его сын действительно совершали завоевательные походы к Египту, отняли у египтян Палестину, Иудею. При этом князьями халдеев стали росани, а князьями иудеев – роши (росы). «И мы отдавали ему своих юношей для войны, и тогда мы претерпевали побои палками по половым органам, и чреслам, и щекам, и не могли это стерпеть». В это же время Вавилон стал халдейской страной. При этом изменился счёт времени. Была определена продолжительность года в днях и месяцах. Число месяцев стало равным двенадцати. Количество дней в неделе стало равным семи. Каждый день недели был посвящён одному божеству. Их имена носили семь планет. Каждый день стал насчитывать двадцать четыре часа. Халдеи применяли десятиричную и шестидесятиричную систему счисления. Сам Навуходоноср не только воевал, но и много строил. При нём были построены висячие сады Семирамиды и «мидийская стена». Ещё ранее его предки построили в Вавилоне храм Небо и зиккураты для наблюдения за движением звёзд и планет. Так Вавилон превратился в родину астрономии и астрологии. Богом войны здесь был Ирра. Его имя полностью соответствует боевому кличу русских воинов, сохранившемуся до сих пор, – Ура! Поэтому фактически, идя в атаку, русские воины даже в ХХ веке вольно или не вольно, но продолжали призывать на помощь именно этого бога. Что касается Набсура, то потом русы убежали от него и «пошли к краям нашим. И там мы сложили песни наши об Индре и Валу…И забрали мы свои стада, и бросились к северу, и спасли наши души». Так русы появились на южных берегах Чёрного моря.

       Примерно в эти же годы на одном из островов в Мраморном море появился мудрец, носящий имя Бион. Это был первый человек, носящий имя Бион в Греции. Причём он появился среди офиогенов, а это было единственное племя в Греции, которое называло себя потомком какого-то героя, превратившегося из змея в человека. Расцвет деятельности Биона приходился на время Ферекида, одного из Семи мудрецов, самых именитых в Элладе. Учеником Ферекида был Пифагор, известный многим и поныне. Сам Бион оставил после себя две книги. К сожалению, их содержание не сохранилось. Следует отметить, что имя Биона, с одной стороны, очень похоже на название страны Биайни, а, с другой стороны, на имя его современника Бояна (Лао-цзы), который в это же время ушёл из Китая на запад. Говорят, что его видели в Индии и на Каспии. Оттуда уже совсем недалеко было и до берегов Чёрного моря, где жили русы, вспоминавшие потом какого-то Вещего Бояна. Его соплеменники – восточные иноземцы Китая – точно также поклонялись змеям, как и офиогены, земляки Биона, единственные в этом роде в Европе, Малой Азии и на Ближнем Востоке. Поэтому возможно, что Бион и Боян - это один и тот же человек.
 
86. Эрмина (ок.650-605 до н.э.), правил в Наири в 625-605 до н.э. При нём скифы, пришедшие с востока, захватили Ванское царство и сделали его своим вассалом. Современником Эрмина был Набополассар, царь Вавилона, халдей. Он имел дружественные отношения с Мидией, а его сын Навуходоноср даже женился на мидийской царевне. Вслед за этим Киаксар, царь Мидии, предоставил роду Набополассара престол захваченной Ассирии. Так Вавилон оказался у границ Ванского царства. После покорения этого царства Мидией у Навуходоносра появилась возможность использовать племена ванов или норцев в своих войнах с Палестиной, Иудеей и Египтом. Мидия же продолжила войну с Лидией, где в то время правили предки царя Креза. Однако Навуходоноср пытался примирить Мидию с Лидией.

       87. Иштардури или Сардури III (ок.675-625 до н.э.), правил в 645-625 до н.э. Подвергался нападению индогерманцев (саков). Искал поддержку у Ассурбанипала, царя Ассирии, упоминался в его летописи: «…Иштардури, царь Урарту, цари, предки которого, царям, моим предкам, всегда писали «брат», – теперь же Иштардури, услыхав о силе и деяниях, которые судили мне великие боги, – как сын своему отцу постоянно пишет: «господин», так и он, согласно этому, стал постоянно писать: «царю, моему господину». Почтительно, покорно он приносит сюда своё тяжкое приношение».

       88. Руса II (ок.700-645 до н.э.), правил в 685-645 до н.э. При нём начался новый подъём в жизни страны, его называли реставратором Ванского царства: «Богу Халди, своему владыке, эту надпись Руса, сын Аргишти, воздвиг. Могуществом бога Халди Руса, сын Аргишти, говорит: земля долины Куарлини была необработанной, ничего там не было. Как мне бог Халди приказал, так я этот виноградник разбил, повелел я там устроить поля с посевами, фруктовые сады, приступил я там к устройству города. Канал из реки Илдаруниа я провёл; Умешини – имя его. Когда кто-нибудь заставит канал оросить что-нибудь в этой долине царя Руса, козлёнок пусть будет зарезан для бога Халди, овца – пусть будет принесена в жертву богу Халди, овца – богу Тейшеба, овца – богу Шивини. ;e;adie бог aniqu. Что-нибудь, когда вода e;ia ;iuli, козлёнок пусть будет зарезан для бога Халди, овца пусть будет принесена в жертву богу Халди, овца – богу Тейшеба, овца – богу Шивини, ;e;adi бог aniqu. Руса, сын Аргишти, царь могущественный, царь великий, царь вселенной, царь страны Биаинили, царь царей, правитель Тушпа-города. Руса, сын Аргишти, говорит: кто эту надпись уничтожит, кто её разобьет, кто со своего места выбросит, кто в землю зароет, кто в воду бросит, кто другой скажет «я всё это совершил», кто моё имя на ней уничтожит и своё имя поставит, будь он житель страны Биаинили или житель вражеской страны, пусть боги Халди, Тейшеба, Шивини, все боги не оставят на земле ни его имени, ни его семьи, ни его потомства»; «Богу Халди, владыке своему, этот храм Руса, сын Аргишти, построил, а также ворота бога Халди величественные города Тейшебаини... он воздвиг, посвятил богу Халди»; «… город бога Халди страны Зиукуни Руса, сын Аргишти, построил; Руса, сын Аргишти, говорит: Я угнал женщин из вражеской страны… народ стран Мушкини, Хате, Халиту... этой крепости, а также городам, которые окружают эту крепость… к этой крепости я присоединил. …Руса, сын Аргишти, говорит: Бог Халди даровал мне… Для бога Халди я эти могучие деяния совершил. Величием бога Халди Руса, сын Аргишти, царь могущественный, царь великий, царь страны Бианили, царь стран, правитель Тушпа-города».

89. Аргишти II (ок.725-685 до н.э.), правил в Наири в 714-685 до н.э. По соседству с ним скиф Ишпакаи создал страну Ишкуза. С севера на Ванское царство в 710-705 до н.э. нападали индогерманцы (саки) и наносили тяжёлые поражения. Затем они были вытеснены скифами и в 670-660 до н.э. ушли на запад, где наводнили Малую Азию.

90. Руса I (ок.750-714 до н.э.), правил в Наири в 730-714 до н.э., «с моими двумя конями и моим возничим, моими руками завоевал я царство Урарту», а столицу перенёс в Топрах-кале. В 722 до н.э. нападал на Ассирию. «Руса, сын Сардури, говорит: Урзана, царь города Ардини, явился предо мной. Взял я заботу о пропитании всего его войска. По причине этой милости, богам, по велению Халди, я воздвиг часовни на высокой дороге, для благоденствия царя Руса. Урзану я поставил правителем области, посадил его в городе Ардини. В том же году я, Руса, сын Сардури, пришёл в город Ардини, Урзана на высокий престол своих предков царей посадил меня… Урзана предоставил мне вспомогательные войска… боевые колесницы, какие имелись; я повёл вспомогательные войска и по велению Халди, я, Руса, пошёл к горам Ассирии, устроил резню». В 716 до н.э. пытался захватить Ман, где правил Уллусуну. «Я эти страны в один поход подчинил, рабами полонил страны Адахуни, Уеликухи, Аркукини, четырёх царей с этой стороны озера (Севан – Б.П.), а также страны Гуркумали, Шанатуаини, Териуишаини, Ришуаини…Ариаини, Замани, Иркиматарни, Елаини, Ериелтуани, Аидаманиуни, Гуриаини, Алзирани, Пирзаини, Шилаини, Уидуаини, Атазааини… Азимерунини». Пытался покорить страну Гамир (киммерийцев), но потерпел поражение. При нём восставали манеи во главе с полководцем Каккадану. В 714 до н.э. в Ванское царство вторглись ассирийцы во главе с Саргоном и нанесли ванам тяжёлое поражение. Руса тогда лишил себя жизни: «… услышав, Руса поник на землю, разодрал свои одежды, опустил свои руки, сорвал свою головную повязку, распустил свои волосы, прижал обе руки к сердцу, повалился на брюхо; его сердце остановилось, его печень горела, в устах его были горестные вопли. Во всём Урарту до пределов его я (Саргон II – Б.П.) распространил рыдания, плач на вечные времена я устроил в Наири. …Руса, правитель Уруатри, услыхал, что Мусасир разрушен, его бог Халди увезён, то собственной рукой, железным кинжалом своего пояса лишил себя жизни».

91. Сардури II (ок.775-730 до н.э.), правил в Наири в 760-730 до н.э. Его городом назывался Риар. В 743 до н.э. вторгался в Месопотамию. В 737 до н.э. ассирийцы разрушили столицу Туруспу, но взять приступом цитадель не смогли. При Сардури закончился период господства Ванского царства над Сирией. Женой Сардури и матерью Русы, скорее всего, была дочь Расона, правителя соседней Сирии в Дамаске. «Бог Халди выступил со своим оружием, …, поверг их перед Сардури, сыном Аргишти. Халди могуч, оружие бога Халди – могучее. Выступил в поход Сардури, сын Аргишти. Сардури говорит: Я отправился, выступил я в поход на страну Мана, страну я завоевал, города сжёг и разрушил, страну я разорил; мужчин и женщин угнал в страну Биаинили. Цитадель города Дарбани, укреплённую, в бою я завоевал, эту страну к моей стране я присоединил».

92. Аргишти I (ок.800-760 до н.э.), правил в Наири в 781-760 до н.э. Захватил самые большие территории вокруг Ванского царства. В союз с ним вступили хеттские государства Северной Сирии: Мелид, Гургум, Самал, Унки, Арпад, Куммух и Куэ. Основным населением этих княжеств могли быть хетты и левко-сирийцы (русы?). Не исключено, что именно по этой причине на престоле Ванского царства вскоре появились правители, носящие имя Руса. Если верить древней надписи, то конь Аргишти однажды совершил прыжок на 24 м. «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил её имя Эребуни для могущества страны Биайни и для устрашения вражеской страны. Земля была пустынной, могучие дела я тут совершил. Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь страны Биайни, правитель города Тушпы».

Брат: Инушпуа.

93. Менуа (ок.825-781 до н.э.), правил в Наири в 812-781 до н.э. Воевал с Салманасаром III, царём Ассирии, отнял у него страны Наири, а также северные сирийские страны. Некоторые историки считают, что имя Менуа тождественно имени Миноса, правителя Крита, и Мена, бога луны. «Бог Халди выступил в поход со своим оружием, победил он …оружие бога Халди – могучее. Могуществом бога Халди выступил в поход Менуа, сын Ишпуини. Предшествовал ему бог Халди. Менуа говорит: Я предал огню страну.., страну Бабанахи, …В том же году город Калибилиани, город Арпуиани, страны Усусуани, город Хулмеруни, Тушурехи, …с той стороны страны Мармани; город Эруни, …город Кирпунуни, страну Улибани я завоевал и предал огню. Страну Диргу, город Ишала… я завоевал, страну я сжёг; дошёл я до… стороны города Кумену, до Ассирии… ??55 человек за этот год – одних я умертвил, других же живыми увёл; мужчин из них отдал я воинам». «Могуществом бога Халди Менуа, сын Ишпуини, этот канал провёл. «Канал Менуа» – имя его. Величием бога Халди Менуа, царь могущественный, царь великий, царь страны Биаинили, правитель Тушпа-города. Менуа говорит: Кто эту надпись уничтожит, кто её разобьёт, кто кого-нибудь заставит совершить эти дела, кто другой скажет: Я этот канал провёл, пусть уничтожат боги Халди, Тейшеба, Шивини, все его боги под солнцем».

94. Ишпуини (ок.850-812 до н.э.), назывался царём страны Шура, Биайни и города Тушпа, правил в 825-812 до н.э. Воевал с Ассирией. «Ишпуини, сын Сардури, крепость… построил. Силой бога Халди Ишпуини, сын Сардури, этот дом построил; такого величественного ничего не было здесь воздвигнуто».

95. Сардури I (ок.875 до н.э.), упоминался в 834 до н.э., когда совершал военный поход. Возможно, правил в 834-825 до н.э. «Надпись Сардури, сына Лутипри, царя великого, царя могучего, царя вселенной, царя страны Наири, царя, который равного себе не имеет, пастыря достойного удивления, не боящегося сражений, царя, склонившего непокорных ему. Сардури, сын Лутипри, царь царей от всех царей подать принял. Сардури, сын Лутипри, говорит так: «Я этот известняк из города Альниуну доставил, я эту стену воздвиг».

96. Лутипри (ок.900 до н.э.), правил предположительно в 846-834 до н.э. Его резиденция находилась в Туруспе у озера Ван. Воевал с Ассирией. При нём в 837 до н.э. к Ванскому царству отошёл Лаллас в Малатии.

Брат(?): Араму или Араме, урарт, правитель Ванского царства. Упоминался в 860-846 до н.э. «…к Сугунии, крепости Араму урарта, я (Салманасар III в 858 до н.э. – Б.П.) приблизился, город обложил, захватил я, убил много их воинов, увёл добычу, кучу голов сделал я напротив их города, 14 поселений его области сжёг я огнём. От Сугунии я ушёл, спустился к морю Наири, моё оружие омыл я в море, жертву принёс я моим богам». «…к Арзашку, царскому городу я (Салманасар III в 856 до н.э. – Б.П.) приблизился. Урарт Араму испугался горечи моего сильного оружия и сильной битвы и оставил город. В горы Аддури он поднялся; за ним поднялся и я, сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг я своим оружием, как Адад, тучу над ними пролил я дождём, их кровью окрасил я гору, как шерсть, его лагерь я захватил, его колесницы, всадников, коней, мулов, лошаков, имущество и богатую добычу привёл я с гор. Араму, свою жизнь спасая, убежал на недоступную гору. В моей могучей силе, как тур, раздавил я его страну, поселения превратил в развалины и сжёг огнём. Город Арзашку и поселения его округи захватил, разрушил и сжёг огнём. Кучи из голов устроил я напротив городских ворот. Одних из людей живыми свалил я в кучи, а других вокруг посадил на кол. …Я спустился к морю страны Наири, грозное оружие Ашура омыл я в море, принёс жертвы, сделал изображение моего величества и записал на нём хвалу Ашуру, великому владыке, моему господину, пути моей отваги и славные дела…»

Непосредственные предки Лутипри и Араму, к сожалению, пока неизвестны. В то же время необходимо учесть, что к основному населению Ванского царства относились и хурриты. Ранее они являлись подданными страны Митанни, где рядом с ними, если судить по именам богов и языку, жили племена каких-то индоариев. Поэтому можно предположить что и в Наири хурриты жили вместе с теми же самыми племенами. Следовательно, предками Лутипри и Араму, скорее всего, могли быть вожди этих индоариев. В свою очередь, некоторые лингвисты пытались доказать сходство иероглифического языка Ванского царства с таким же языком на острове Крит и в соседнем Хеттском царстве. С другой стороны, верховным богом жителей Ванского царства был персонаж по имени Халди. Поэтому мы можем предположить, что основатели Ванского царства могли быть не просто индоариями, а халдеями. Своих вождей халдеи называли расани. Это название имеет сходство прежде всего с именем Расона, царя Сирии, который тоже мог быть халдеем. Женой бога Халди считалась Арубани или Багбарту, Багмашту. Другими верховными богами в Ванском царстве были Тейшуба, бог грома, бури, войны, и Шивини (Шива? Сиват?), бог солнца. Его солнечный знак очень похож у персов на солнечный знак Ахуры Мазда.

       Женой Тейшубы считалась Хуба. Такие же имена носили эти боги и у хурритов, которые ранее жили в Митанни. Историк Гётце ранее доказывал, что митанни, хурриты и урарты – это один и тот же народ. Другой историк – Леман-Гаупт – считал, что искусство Ванского царства имеет сходство, прежде всего, с искусством Этрурии, а этруски, как известно, сами себя тоже называли росами. С другой стороны, в искусстве Ванского царства наблюдался культ щита, но такой же культ, по мнению историков, наблюдался у этрусков, на острове Крит и в архаической Греции. Ещё одни историк – Бранденштейн – язык ванов считал сходным с лидийским языком, а в Лидии, как известно, и жили выходцы с острова Крит и предки этрусков. Лингвист по фамилии Маркварт относил язык армян, преемников ванов, к языку, занимающему промежуточное положение между славяно-литовскими и албанским языками. Поэтому читатель теперь сам может попробовать определить степень родства ванов с другими индоевропейскими народами.

       В греческих преданиях упоминалась Аргиопа, дочь Нила и жена Агенора, царя Финикии (Филистии). Её имя напоминает нам имя Аргишти. Такое имя носили несколько царей Ванского царства. Среди родичей Агенора, правивших в Египте, несколько фараонов были женаты на женщинах из рода Кирты, первого правителя Митанни, и имели от них детей. Среди предков Рамсеса I был известен Орус. Его имя тоже напоминает нам имя Рус, Руса.

Если все наши рассуждения верны, то получается, что те варяги-русь, которые когда-то жили на побережье Балтийского моря, в том числе на юге Финляндии (Сиббо и другие), к югу от Ладоги, и страна которых называлась Веняйя (Страна Ванов, Русь), могли быть потомками выше названных ванов и носить своё имя в честь тех самых русов, которые после Девкалионова бедствия оказались на Ближнем Востоке, основали страну Митанни, потом – Ванское царство, участвовали в походах к Египту, потом бежали на север Малой Азии, а во времена Вотана или ещё ранее появились в устье Дона, достигли Гардарики (Немана?) и даже Скандинавии. Легендарный Рюрик, основатель правящей династии Руси в Новгороде, был правителем этих ванов-русов и выходцем из варягов-русов.

       Летописец Нестор писал в русских летописях: «От сих же семидесят и двою языку бысть язык словенск от племени Афетова, нарицаемии норцы, яже суть словяне, жили близ Сирии и в Пафлагонии…» Поэтому всё выше изложенное вполне согласуется со словами Нестора. В итоге мы можем придти к окончательному выводу о том, что сегодняшний русский народ мог образоваться в результате слияния двух народов-братьев: славян и русов (ванов). Причём, как писал Нестор, оба они говорили на одном и том же языке. Поэтому сегодня ломать копья между приверженцами славянской и нормандской версий происхождения русского народа просто нет смысла. Более того, все шведские короли, потомки Ньорда, по происхождению тоже были ванами, а не германцами. Что касается Сэмингов, правителей Норвегии, то и они по происхождению тоже были ванами, но по материнской линии.

       С другой стороны, название Наири и имя Ньорда могло быть каким-то образом также связано с галлами (галатами). У них были известны: норики (племя в Альпах) и Норея, город, где жили тавриски, ещё одно племя галатов, причём его название совпадает с названием племени тавров, проживавших в Приазовье.

       Предшественники ванов – жители Митанни – после 1350 до н.э. вместе со своими правителями попали в зависимость от Хеттского царства. После 1190 до н.э., то есть после Троянской войны, хетты вместе с хурритами были вынуждены уходить на восток от «народов моря». Тогда здесь начали появляться мелкие княжества (Бит, то есть Дома) халдеев (Шилани, Амуккапи, Адини, Дакури и другие) и царства хеттов (Арпад, Яуди, Унки, Хамат, Тиль-Барсипа). В 1110 до н.э. возникло царство Мелид (Великое Хатти). На территории Палестины появились хетты, бывшие родом из города Курустаммы. Другой город носил название Пурусханд. Названия этих городов имеют сходство с названием Туруспы, столицы Ванского царства, поэтому мы можем предположить, что предки Лутипри и Араме действительно перед 860 до н.э. могли жить на территории выше названных княжеств халдеев и царств хеттов вместе с субареями и хурритами. К сожалению, родословные правителей этих княжеств и царств автору пока неизвестны. Однако все перечисленные факты позволяют нам предположить, что более древними предками правителей Ванского царства могли быть:

111. Шаттуара II (ок.1300 до н.э.), последний царь Митанни (Миаттани). Хотя его поддерживали хетты и племя ахламу (эламиты?), но он потерпел поражение от Салманасара I (1263-1234 до н.э.), правителя Ассирии. После этого, скорее всего, Шаттуара и его потомки могли оказаться у хеттов, с которыми у них были родственные связи ещё со времён Шаттиваса. Следует также учесть, что самое первое упоминание страны Уруатри (Урарту) появляется как раз при Шаттуаре. «В начале моего первосвященства возмутились против меня страны Уруатри. К Ашуру и великим богам, моим владыкам, поднял я [Салманасар или Шульману-ашареду – Б.П.] руки, устроил сбор моих войск. К скалам их гор могучих я поднялся; страны Химме, Уаткун, Баргун, Салуа, Халила, Луха, Нилипахри и Зингун, восемь стран с их воинством покорил я. Пятьдесят одно поселение я разрушил, сжёг, увёл их пленных и имущество. Все страны Уруатри склонил я в три дня к ногам Ашура, моего владыки. Их детей я выбрал, взял себе для услужения <…> тяжёлую подать гор я навеки возложил на них». Более того, и имя Шаттуары имеет некоторое сходство с названием Уруатри. В крепости Урартинаш правил царь Шадиантеру, сын Хаттухи. Его имя также имеет сходство с именем Шаттуары, а имя его отца – с именем Хаттусилис, династийным именем правителей Хеттского царства. Среди мелких княжеств этой страны в те времена упоминались: Химме, Уаткун, Баргун, Салуа, Халила, Луха, Нилипахри, Зингун, Шубари и другие. Тукулти-Нинурта, царь Ассирии, называл шубарейцев (субарейцев) высокомерными, непокорными.

112. Васашатта (ок.1325 до н.э.), царь Ханигальбаты или Митанни. Его имя похоже на имя Васиштхи, сына бога Митры, и на имя Васишки, царя Кушанского царства.

113. Шаттуара I (ок.1350 до н.э.), царь Ханигальбаты, воевал против Ададнирари I и попал в плен.

Родня: Шуттарна III, сын алшейского правителя, ставленник Ассирии, сверг и убил Тушратту.

114. Шаттивас или Кили-Тешшуп (ок.1375 до н.э.), царь Ханигальбаты. Его жена NN, дочь Суипилулиумаса, царя хеттов. Их сын Шаттуара I.

Брат: Артатама II, царь Митанни. Его сын Шуттарна III.

Сестра: Кийа, её муж Аменхотеп IV, фараон Египта (1364-1347 до н.э.).

115. Тушратта (ок.1400 до н.э.), царь Митанни. Писал письма фараонам Аменхотепу III и Аменхотепу IV, заключал союз с Египтом, воевал с Суппилулиумом, царём хеттов, потерпел поражение. Его жена Пихи, дочь Тутмоса IV, их дети: Артатама, Шаттивас, Кийа.

Брат: Арташумара, правил после отца, но был убит неким Утхи.

       Сестра: Гилухипа или Келухеба, её муж Аменхотеп III, фараон Египта (1402-1364 до н.э).

116. Шуттарна II (ок.1425 до н.э.), царь Митанни.

Сёстры:
       Тадухипа, её муж Аменхотеп III, фараон Египта.
       Мутемвия, её муж Тутмос IV, фараон Египта (1414-1402 до н.э.).

117. Артатама I (ок.1450 до н.э.), царь Митанни. Поддерживал отношения с Тутмосом IV. Его подданных греки могли называть артеями. Его жена Менви, дочь Тутмоса III. Их дети: Тадухипа, Шуттарна, Мутемвия.

Брат: Парраттарпа.

Родня(?): Сауштатара или Сауссадаттара, правитель Митанни. Упоминался в 1420 до н.э., когда завоевал Ашшур, его землями были Пуратту (Урарту?), Арбел, Суда и Харран:

«Да, богами и судьбой нам дарован был
в радость войску и стране чёрный государь;
под седлом его ходил белый жеребец,
слава подвигов его мчалась по земле!
Проживи хоть сотню лет, не найдёшь таких:
над степями нёсся гром от его шагов;
на плечах его лежал кованый доспех,
утешались округа доблестью царя!
Ликовал Ханигальбат, глядя на него;
веселились в лагерях конные полки!
От Пуратту до Арбел радовался мир,
громко славили богов Суда и Харран!
Как встречал его народ в Городе его!
Охмелели без вина знатные страны.
Кто видал там эти дни, – не забыть вовек
плеск сверкающих знамён в небе голубом.
Голос благородных груб, речь их горда!
Что слыхали мы тогда, в дни большой войны?
Только злую песню труб в стольных городах,
да тяжёлый стук копыт на путях страны.
Вот, здесь сказано о воцарении Сауссадаттара».

118. Шуттарна I (ок.1475 до н.э.), царь Митанни.

       Брат(?): Парсататар или Парраттарпа, правитель хурритов, перед 1450 до н.э. расширил владения до Средиземного моря. Его сын Сауштатара.

119. Кирта (ок.1500 до н.э.), первый царь Митанни. Его сын Шуттарна I. По мнению историков, все имена правителей Митанни индоарийского происхождения. Здесь же упоминались такие боги индоариев, как: Митра, Варуна, Индра и Насатья. Предки Кирты в Митанни не упоминались.

       Археологическая культура митаннийцев возникла после Девкалионова бедствия, в результате которого сильно пострадал остров Крит. Митаннийцы изготавливали особую критскую керамику, поэтому можно придти к выводу о том, что некоторые жители Митанни могли представлять собой беженцев с острова Крит. Среди предшественников Кирты на острове упоминались: Азината, Ануто, Сукеро, Иеретийо, Ниметийо, Изаийо, Кенайо, Перита (Эритр) и Радамант. Из перечисленных можно обратить внимание на Ануто. Его потомками на территории Митанни могли быть энеты (левко-сирийцы), которые пришли на помощь троянцам в их войне против греков. В то же время имена правителей острова Крит сильно отличаются от имён правителей Митанни. Поэтому предков самого Кирты следует искать в другом месте.

Начало династии Митанни совпадает с окончанием династии Эпартидов (Юпитера) в Аване (Эламе). Последним правителем этой династии был Кутир-Шилхаха II (библейский Кедорлаомер?), который правил в 1480-1460 до н.э. и потерпел поражение от Куригамзы, правителя касситов. С другой стороны, библейский Кедорлаомер воевал на Ближнем Востоке, где потерпел поражение от Абрама (Авраама) и был вынужден отступить до Ховы по левую сторону от Дамаска. Имя Кутира имеет сходство с именем Кирты. Кроме того, они были современниками. Имена таких потомков Кирты, как Шуттарна, Шаттуара, очень похоже на имя Сатурна, родича Юпитера (Эпарти?), поэтому можно заключить, что Кирта и Кутир – это, возможно, один и тот же персонаж:

       Или Кутир-Шилхаха II(?), последний правитель Авана из династии Эпартидов. Правил в 1480-1460 до н.э. Потерпел поражение от Куригамзы, правителя касситов. Его отцом был:

120. Кутир-Наххунте II (ок.1525 до н.э.), правитель Авана после 1505 до н.э. Его сын Кутир-Шилхаха.

121. Кук-Наххунте (ок.1550 до н.э.), правитель Авана в 1520-1505 до н.э.

       122. Кук-Кирваш (ок.1600 до н.э.), правитель Авана в 1545-1520 до н.э.

123. Ланкуку (ок.1625 до н.э.), его сын Кук-Кирваш.

        126. Кутир-Шилхаха I (ок.1700-1625 до н.э.), правитель Авана в 1635-1625 до н.э.

129. Кутир-Наххунте (ок.1775-1700 до н.э.), правитель Авана в 1730-1700 до н.э.
       
130. Сивепалархухпак (ок.1800-1745 до н.э.), правитель Аншана и Авана в 1770-1745 до н.э.

131. Симутварташ (ок.1825-1770 до н.э.), правитель Авана в 1772-1770 до н.э.
132. Сиртух I (ок.1850-1772 до н.э.), правитель Авана в 1800-1772 до н.э.
  133. Эпарти (ок.1875-1830 до н.э.), правитель Авана в 1850-1830 до н.э.


Родословная NN, жены Шаттиваса

114. NN (ок.1375 до н.э.), хеттская принцесса, её муж Шаттивас, правитель Митанни.

Братья и сёстры:

Арнувандас II, царь хеттов, правил после отца, умер от чумы.
Мурсилис II, царь хеттов, правил после Арнувандаса. Воевал с Арцавой на западе и с Ацци-Хайаса – на востоке.
Телепин, жрец, правил в Сирии и Алеппо (Халеб).
Пияссили (личное имя Саррикусух), царь Каркемиша.
NN, первая или вторая дочь.
Анхесенамун, третья дочь, стала женой своего брата Арнувандаса.

115. Суппилулиумас I (ок.1400-1346 до н.э.), двадцать первый царь хеттов, правил в 1375-1346 до н.э., расширил границы до Ливана. Воевал с Тушраттой, правителем Митанни. Помог его сыну Шаттивасу взойти на престол. Возможно, его женой была ахейская принцесса из Микен. Умер от чумы.

116. Арнувандас II (ок.1425-1375 до н.э.), двадцатый царь хеттов, правил в 1385-1375 до н.э.

Брат(?): Тудхалияс III, девятнадцатый царь хеттов, правил в 1400-1385 до н.э.

117. Хаттусилис II (ок.1450-1400 до н.э.), восемнадцатый царь хеттов, правил в 1420-1400 до н.э.

118. Арнувандас I (ок.1475-1420 до н.э.), семнадцатый царь хеттов, правил в 1440 -1420 до н.э.

119. Тудхалияс II (ок.1500-1440 до н.э.), шестнадцатый царь хеттов, основатель новой династии. Правил в 1460-1440 до н.э. По мнению некоторых историков, был родом из страны хурритов, то есть он мог быть родственником Артатамы, тогдашнего правителя страны Митанни. Его женой возможно была дочь предыдущего царя Хуццияса.


Родословная NN, дочери Хуццияса II

119. NN (ок.1500 до н.э.), хеттская принцесса, её мужем, возможно, стал Тудхалияс II.

120. Хуццияс II (ок.1525-1460 до н.э.), пятнадцатый царь хеттов, правил в 1470-1460 до н.э.

Братья(?):

Хантилис II, тринадцатый царь хеттов, правил в 1490-1480 до н.э.
Цидантас II, четырнадцатый царь хеттов, правил в 1480-1470 до н.э.

121. Аллувамнас (ок.1550-1490 до н.э.), двенадцатый царь хеттов, основатель новой династии, правил в 1500-1490 до н.э. Возможно, был сыном Хуццияса I. Его женой была NN, дочь царя Телепинуса.


       Родословная NN, дочери Телепинуса

       121. NN (ок.1550 до н.э.), её муж Аллувамнас, царь хеттов.

122. Телепинус Лабарна (ок.1575-1500 до н.э.), одиннадцатый царь хеттов. Правил в 1525-1500 до н.э. Заключал договор с государством хурритов Киццуватна. Издал закон о наследовании престола, упорядочил деятельность панкуса (народного собрания) и тулии (совета).
«А Телепинус имел женой Истапарияс, сестру его (Хуццияса – Б.П.), которая была выше других по достоинству. Хуццияс убил бы их, но дело это стало явным, и Телепинус изгнал их. Их было всего пятеро – Хуццияс и его братья, и Телепинус им дома построил. И сказал он так: «Пусть идут они себе, и да будут они жить, и пусть едят, и пусть пьют. Зла же им никакого не причиняет Телепинус. И я так постоянно говорю: они мне сделали зло, я же им зла не делаю. Когда я, Телепинус, сел на трон отца своего, я пошёл в поход на город Хассуву, и город Хассуву я разрушил. И войска мои были в Циццилипе, и при Циццилипе бой случился. Когда я, царь, пришёл в город Лаваццантию, Лаххас был по отношению ко мне враждебен и призывал город Лаваццантию к восстанию. Но боги его отдали в мои руки. И с ним были главный надсмотрщик над тысячью людей… Карувас, надсмотрщик над.., Инарас, надсмотрщик над чашниками, Киллас и Тархуммимас; надсмотрщик над вестниками Цинваселис и Леллис, многие. И они тайком послали к Танувасу вестника. Я, царь, не знал… Хуццияса и его братьев…Когда я, царь, услышал, Тануваса, Тахурваилиса и Тарухсуса доставили и собрание-панкус предлагало предать их смертной казни. Я же, царь, сказал: «Зачем им умирать? Им пусть закроют глаза». И я, царь, отпустил их. Я их сделал землепашцами. Я снял оружие у них с правого бока, и им ярмо я дал, чтобы они пахали. Кровь же царского рода лилась и лилась. И Истапарияс, царица, умерла. И Аммунас, сын царя, умер. И прорицатели стали говорить: «Смотри! В городе Хаттусасе кровь увеличивается». И я, Телепинус, в Хаттусасе созвал совет. Начиная с этого времени, в городе Хаттусасе сыну царского рода пусть зла никто не делает и против него кинжал не обнажает. Царём да будет поставлен первый царевич – сын царя. Если первого царевича нет, то тот, который сын второй по месту, пусть царём станет. Когда же наследника – сына царя нет, то которая дочь царя – первая, для той пусть возьмут зятя, входящего в дом, и он да будет царём. Отныне кто после меня царём станет, то пусть его братья, его сыновья, его свойственники, люди его рода и его воины да будут собираться вместе. И ты, будущий царь, придёшь в страну врагов сильной рукой покоришь. Но так не говори: «Я отпускаю без наказания», если на самом деле ты ничего не прощаешь, а притесняешь. Не убий никого из рода. Это не ведёт к добру. И кто потом станет царём, если он попытается причинить зло брату или сестре, то вы для него собранием-панкусом будьте и ему прямо скажите: «Это, мол, дело крови». Смотри в клинописную таблицу: прежде в городе Хаттусасе крови становилось много; и тогда боги взяли за это возмездие у царского рода. Который царь совершит зло по отношению к своим братьям или сестрам, тот отвечает своей царской головой. Тогда созовите судебный совет. Если его судебное дело так будет решено, то пусть он своей головой искупит зло. Тайно же, подобно Цурусу, Танувасу, Тахурваилису, Тарухсусу, пусть не убивают. Дому царя, его жене, его сыновьям зла пусть не делают. Если же царевич провинится, то пусть он своей головой искупит зло. Дому же его и сыновьям его зла пусть не делают. Если из-за злого дела гибнут царевичи, то не надо уничтожать их дома, их поля, их виноградники, их амбары, их рабов, их скот, их овец. Если царевич какой-нибудь провинится, то пусть он искупит головой своей. Дому же его и сыну его зла не делайте. Отдавать в качестве возмездия голову родственника или имущество царевича не пристало. Те, кто творят эти злые дела, будь то… отцы дома, главный над сынами дворца, главный над мешеди или главный чашеносец, они жаждут получить дома царевичей, и поэтому они говорят: «Этот город моим пусть станет», и они строят козни против главного в городе. Теперь же с этого дня в городе Хаттусасе сыны дворца, мешеди, золотые оруженосцы, чашники, стольники, хлебопеки, вестники, саласхия, полевые начальники тысяч – вы это дело знайте впредь. Танувас же, Тахурваилис и Тарухсус пусть будут знаком перед вами: потом, когда кто-нибудь сделает зло, будь то отец дома или начальник сынов дворца, главный виночерпий, главный мешеди, главный над полевыми начальниками тысяч… а вы – собраньем будьте для него, схватите его и к себе поднимите для суда. В городе же Хаттусасе люди... отцы дома, начальники сынов дворца, главные над полевыми начальниками тысяч… А дело крови таково. Если кто-нибудь повинен в убийстве, то слово за хозяином крови. Если он скажет: «Пусть он умрёт», – то виновный должен умереть. Если же он скажет: «Пусть он даст воздаяние», – то он должен дать воздаяние. Но к царю никакого обращения быть не должно. В городе Хаттусасе сделайте ритуальное очищение от всех дел, связанных с колдовством. Кто в роде царском знает колдовские чары, того вы, род царя, схватите и приведите к царским воротам. А кто его не приведёт, с тем случится следующее: зло настанет для него и для дома его. Одна клинописная таблица Телепинуса окончена».

Сестра: NN, её муж Хуццияс I, десятый царь хеттов.

123. Аммунас (ок.1600 до н.э.), девятый царь хеттов, правил в 1550-1530 до н.э. Для того, чтобы взойти на престол, убил своего отца Цидантаса. «И Аммунас воцарился. Но боги жаждали крови отца его Цидантаса, и они не дали благоприятных предзнаменований для него самого, зерна его, зелени.., виноградников, скота, овец. Страны же с ним враждовали: город.., город Галлия, страна города Адания, страна города Арцавии, города Саланы, города Пардуватты и города Ахулласы. И в какой бы поход войска его ни шли, они назад постоянно возвращались без побед».

124. Цидантас I (ок.1625-1545 до н.э.), восьмой царь хеттов, правил с 1590 до н.э. Для того, чтобы взойти на престол, убил царя Хантилиса. Их жёны были сёстрами, дочерями царя Хаттусилиса. «И Цидантас воцарился. Но боги жаждали крови Писениса, и они Цидантасу врагом сделали собственного сына его, Аммунаса, и тот убил Цидантаса, отца своего».


Родословная NN, дочери Хаттусилиса

124. NN (ок.1625 до н.э.), хеттская принцесса, её муж Цидантас I, царь хеттов с 1590 до н.э.

Братья:

       Мурсилис I, шестой царь хеттов, жил в Куссаре, а потом в Хаттусили. Правил в 1610-1590 до н.э. Захватил Северную Сирию и Вавилон. Его полководец Санта. «Когда Мурсилис в Хаттусасе воцарился, тогда его сыновья, его братья, его свойственники, люди его рода и воины его были объединены. И страну врагов сильной рукой покорял, и страны он завоёвывал, и их границами моря он делал. И он пошёл в город Хальпу, и город Хальпу он разрушил, и рабов – пленных воинов, и имущество города Хальпы он принёс в город Хаттусас. Потом же он пошёл в город Вавилон, и город Вавилон он разрушил, и хурритам он нанёс поражение, и рабов-пленных, и имущество города Вавилона он в городе Хаттусасе держал». Когда при осаде города Уршу был сломан таран, «Царь вышел из себя, и лицо его омрачилось: «Постоянно мне приносят дурные вести; чтоб вас бог грозы унёс потопом!.. Не сидите без дела! Изготовьте такой таран, как у хурритов, и пусть его доставят на место. Изготовьте «гору», и её тоже пусть доставят на место. Начинайте насыпать вал. Когда закончите, пускай все займут свои посты. Пускай только враг выйдет на битву! Все его планы смешаются… Мог ли кто подумать, что Ирия придёт и солжёт: «Мы доставим башню и таран», – но ни башни, ни тарана никто не доставит, а он доставит их совсем в другое место? Схвати его и скажи ему: «Ты обманываешь нас, а значит, мы обманываем царя… Почему ты не дал сражение? Колесницы твои – как вода, и сам ты уже превратился в воду… Тебе надо было только встать перед ним на колени – и ты убил бы его или, по крайней мере, напугал бы его. Но ты повёл себя как женщина… Смотрите за дорогами. Наблюдайте за теми, кто входит в город и кто выходит из города. Пусть никто не выйдет из города к врагу»… Они ответили: «Мы смотрим. Восемьдесят колесниц и восемь армий окружают город. Пусть не тревожится сердце царя. Я остаюсь на посту». Но перебежчик вышел из города и донёс: «Подданный царя Алеппо приходил пять раз, подданный Цуппы живёт прямо в городе, люди из Царуара входят и выходят, подданный моего господина, Сына Тесуба, ходит туда-сюда».
«А Хантилис был чашником, и сестра Мурсилиса, Харапсилис, была его женой… И Цидантас (зять Хантилиса – Б.П.) сговорился с Хантилисом, и они совершили злое дело и убили Мурсилиса. Они пролили кровь. И Хантилис боялся…Хурриты с конным войском своим пришли. Враг вошёл в страну Хатти. Враг по стране разгуливал свободно… Хурритов изгнали из моей страны. Царицу Харапсилис же вместе с её сыновьями увели в город Суккацию. Царица Харапсилис заболела… И сказал так: «Царица в городе Суккации пусть умрёт!» И её схватили и вместе с её сыновьями убили. Тех, кто их убил, всех вместе собрали с людьми их рода, и их увели в город Тагалаху и загнали в кустарник. И когда Хантилис стал старым и собрался становиться богом, Цидантас убил Писениса, сына Хантилиса, вместе с сыновьями его, и его первых подданных он убил».

Хуццияс, правил в Тапассанде.

125. Хаттусилис I (ок.1675 до н.э.), пятый царь хеттов, жил в Куссаре, а потом в Хаттусили. Правил в 1650 -1610 до н.э. Перенёс столицу из Куссара в Хаттусу. При нём было восстание рабов. Его жена Хастаяр.
«Потом воцарился Хаттусилис. И его сыновья, его братья, его свойственники, люди его рода и его воины собирались вместе. В какой поход он ни пойдёт, он страну врагов сильной рукой покоряет. И страны он опустошал, и страны он завоёвывал. И их границами моря он делал. Когда же он из похода назад приходил, каждый из его сыновей шёл в какую-нибудь из стран. В руке его большие города были собраны. Когда потом рабы князей отложились, они начали уничтожать их дома, и начали сговариваться против господ своих, и начали проливать их кровь».

126. Лабарна I (ок.1700 до н.э.), четвёртый царь хеттов, правил в 1670-1650 до н.э. Покорил Арцаву и остров Вилус (Трою?). «Так говорит Лабарна Телепинус, Великий царь. Прежде Лабарна был Великим царём. И тогда его сыновья, его братья, его свойственники, люди его рода и его воины собирались вместе. И страна была невелика. В какой бы поход он ни пойдёт, страну врагов сильной рукой он покоряет. И страны он опустошал, и страны он завоёвывал. И их границами моря он делал. Когда же из похода назад он приходил, каждый из его сыновей шёл в какую-нибудь из стран. Шёл в страну города Хуписны, города Туванувы, города Ненассы, города Ланды, города Цаллара, города Пурусханды и города Лусны. И странами они управляли, и большие города были…»

Брат: Папахтилпеах, третий царь хеттов, правил в 1680-1670 до н.э.

127. Пухассумас (ок.1725 до н.э.), его внук Хаттусилис.

       128. Пассурумас (ок.1750 до н.э.), второй царь хеттов, правил в 1710-1680 до н.э.

129. Тудхалияс I (ок.1775 до н.э.), первый царь хеттов, правил в 1740-1710 до н.э. в Куссаре. Он не считал себя потомком Аннитаса, более древнего правителя хеттов, который правил с 1800 до н.э.


       Возможная родословная Араму и Лутипри от царей Армении

       Учитывая сходство имени Араму, первого правителя Ванского царства, с именем Арама, легендарного царя Армении, мы можем предположить, что предками Араму и Лутипри по материнской линии могли быть цари этой страны, ранее правившие некоторыми землями у озера Ван. Среди предшественников Араму были известны такие цари, как:

98. Амбак II (ум.881 до н.э.)
99. Гусак (ум.908 до н.э.)
100. Гой (ум.939 до н.э.)
101. Базук (ум.983 до н.э.)
102. Перч II (ум.1033 до н.э.)
103. Арбуний (ум.1073 до н.э.)
104. Перч I (ум.1100 до н.э.)
105. Шаварш II (ум.1135 до н.э.)

106. Зармайр (ум.1180 до н.э.), по приказанию ассирийского царя помогал Приаму, царю Трои, во время Троянской войны, но был убит греками.

107. Горой (ум.1192 до н.э.)
108. Клак (ум.1195 до н.э.)
109. Енцак (ум.1225 до н.э.)
110. Герант I (ум.1240 до н.э.)
111. Корак (ум.1265 до н.э.)
112. Кар (ум.1283 до н.э.)
113. Вестам (ум.1287 до н.э.)
114. Норайр (ум.1301 до н.э.)
115. Шаварш I (ум.1325 до н.э.)
116. Арнак (ум.1331 до н.э.)
117. Амбак I (ум.1348 до н.э.)
118. Гайкак (ум.1362 до н.э.)
119. Ваштак (ум.1380 до н.э.)

120. Гаванак (ум.1402 до н.э.), его имя имеет сходство с титулом ванаков, правителей Пилосского государства и острова Крит перед Девкалионовым бедствием.

121. Сур (ум.1433 до н.э.)
122. Фарнак I (ум.1478 до н.э.)
123. Заван (ум.1532 до н.э.)
124. Арбак (ум.1569 до н.э.)
125. Парет (ум.1613 до н.э.)

126. Анушаван (ум.1663 до н.э.), стал править Арменией с помощью Ниния, правителя Ассирии.

127. Картос или Ара II (ум.1726 до н.э.), правил Арменией с 1743 до н.э., когда был поставлен Шамирам (Семирамидой), царицей Ассирии. В 1725 до н.э. восстал против Ассирии, но был убит её правителем Нинием (Замасисом). Его сын Анушаван.

128. Ара I Гегецик-Красивый (ум.1744 до н.э.), был убит Шамирам, царицей Ассирии. Гора на месте его гибели получила название Ара. Его жена Нуарда.

129. Арам (ум.1770 до н.э.). Своими победами распространил владения предков во все стороны. Воевал с титанидами, в том числе с Пайаписом Каалеа в Каппадокийском царстве. 21 навасарда (августа) 1772 до н.э. одержал над ним победу у реки Хошаб и изгнал его на остров в Азийском море. Отражал нападение Нюкара Мадеса, вождя мидийцев. Захватил его в плен и пригвоздил к стене башни в городе Армавире. Победил в бою Баршама, вождя ассирийцев. Имел хорошие связи с Нином из Ассирии. Соседние народы стали называть страну Арама Арменией.

130. Гарма (ум.1828 до н.э.), жил в Армавире.

131. Гегам (ум.1859 до н.э.), правил в Гегаркунике. Его дети: Сисак и Гарма.

132. Амасиа (ум.1909 до н.э.), жил вначале на усадьбе отца, а потом недалеко от Масиса (Арарата).

133. Арамаис (ум.1941 до н.э.), основал город Армавир у реки Эраст (Аракс). Его имя напоминает нам имя Гермеса. Его сын Амасиа.

Братья:

Кадм. Такое же имя имел Кадм, сын Агенора, царя Финикии, и потомок Гермеса, впоследствии очутившийся на севере Греции. Он был известен тем, что на основе египетского алфавита создал греческий алфавит.
Шара

134. Арменак (ум.1981 до н.э.), родился в Вавилоне (Кадингирре), правил в долине Арагац после отца. Его дети: Кадм, Шара и Арамаис. Похожее имя имел Арменон, правнук Агнамана, о котором мы подробно узнали в главе о предках правителей Ирландии.

Братья:

Хорх, основатель рода Хорхоруни.
Манасер, родоначальник Манавазиан, Безнуниан, Уордуни. Построил город Манаскерт. Его сын Паза.
Парф, правил в Парфии.

135. Гайк-Исполин (2107-2027 до н.э.), согласно армянским преданиям, жил в Ассирии, принадлежал к роду правителей Вавилона, участвовал в постройке Вавилонской башни. Затем c тремя сотнями армян пошёл на северо-восток к озеру Ван. Согласно преданиям, они пришли туда в 2067 до н.э. Потом Гайк воевал с Белом-Нимродом, царём Ассирии, и убил его в бою у Солёного озера. На месте этого боя он основал город Гайк для своего внука Кадма, затем пошёл на север к своему отцу и построил город Хайкашен. Впоследствии долгие годы правил своей страной независимо от соседей и жил в городе Маранте. Его подданные называли себя хайками. Его дети: Арменак, Хорх, Манаваз и якобы Парф. Современником Гайка был Гирнамме, основатель правящей династии Симашки в Аване. Он, как и Гайк, тоже мог быть родом из Кадингирры.

Братья:

Картлос, правил в Грузии (Иверии). Возможно, был предком иберов.
Бард, правил на южных берегах Куры от реки Инджи до Аракса.
Мовкан, правил на северных берегах Куры от реки Иоры до Каспийского моря.
Герар, владел землями от источников Алазаны до места Тке-Тба (Гульгули).
Егресс, занимал берега Чёрного моря между реками Чорохою и Кубанью.
Лек, занимал земли между Каспием и Тереком.
Кавкас, правил северными землями от Терека на запад до конца гор Кавказа.

Языковеды относят армянский язык к группе фрако-фригийских языков индоевропейской семьи. В эту группу также входят языки даков, одрисов, гетов, финов (не путать с финнами), фригийцев, проживавших не только на севере Малой Азии, но и на севере Греции.

136. Торгом или Тогарм, Гатлас (ок.2150 до н.э.). Если верить армянским преданиям, то он жил к северу от озера Ван.

       Или Атлас, Атлант(?), правитель Атлантиды после Посейдона. Во время царствования его потомков Атлантида владела разными островами за Гераклитовыми столпами, а также Ливией плоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении (Средней Италии, Этрурии). Возможно, подданными Атланта когда-то были и предки ацтеков, так как, согласно преданиям, они приплыли в Америку с востока из страны Ацтлан. Одновременно, Теночтитлан, их древняя столица, точно так же, как когда-то и столица Атлантиды, подробно описанная Платоном, располагалась на острове озера Тескоко и была окружена тройным кольцом каналов и дамб с подъемными мостами. В центре острова возвышался главный храм высотой около тридцати метров. Можно обратить внимание и на тот факт, что древние жители Мексики и Центральной Америки, в том числе и племена майя, поклонялись богу Пану и его жене Майе, а она, как известно из преданий греков, была дочерью Атланта и внучкой Посейдона. Кроме того, среди городов в Центральной Америке были известны Чол-ула, Чолуа-чан, Зуиван, Чолима и Ксалиско. Их названия практически совпадают с названиями городов Великой Армении, упоминаемых Птолемеем: Чол, Чолуа, Зуиван, Чолима и Залисса, где жил Гайк. Атлант преподал людям астрономию и науку о сферах. Среди его детей грекам были известны: Геспер, Майя, Электра, Тайгета, Стеропа, Меропа, Алкиона, Келено. Из них Майя родила Гермеса, который стал «изобретателем многого среди людей». Впоследствии имя Гермес стало популярным не только в Греции, но и в Египте. Согласно преданиям египетских жрецов, братьями Атланта были:

Гадир-Ограда или Эвмел-Богатый стадами, правитель самых южных земель в Атлантиде.
Амферей-Круглый
Евемон-Пылкий
Мнесей-Мыслитель
Автохтон-Рождённый землей
Эласипп-Погонщик коней
Мнестор-Жених
Азаэс-Знойный
Диапреп-Великолепный
Согласно греческим преданиям, братьями Атланта были:
Прометей
Эпиметей
Менетий

Братья Гатласа:

       Рифат, основатель Пафлагонии, первопредок кимвров, венедов и ирландцев.
       Аскеназ, правитель скифов.

Согласно армянским летописям, предками Торгома были:

       137. Тирас (ок.2175 до н.э.), возможно, именно он основал город Тир. Его сын Торгом.
       Или Турвас(?), герой индоариев, предок яванов – греков.

       138. Гомер (ок.2200 до н.э.). Его имя похоже на имя великана Гюмира, родича Ньорда. Его сын Тирас.

Братья Гомера согласно библейским преданиям:

       Мадай, правил в Мидии.
       Гог, правил в стране Магог.
       Иаван, правил в стране Рос. Его детьми были: Елиса, Фарсис, Китий, Родий. «От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Бытие, 10:5).
       Тувал, правил в стране Магог.
       Мешех, правил племенами мосхов в Каппадокии.

       139. Иафет (ок.2225 до н.э.), его сын Гомер.

Братья и сестра:

Зерван, верховный правитель. Его жены вместе с детьми бежали на запад к горе Дюцнкец (Олимп).
       Титан, владел частью наследственных владений Зервана. Его потомком был Бел, титанид, убитый Гайком.
       Астлик, помогала жёнам Зервана бежать от Титанов.

140. Ксисутрус-Ной (ок.2250 до н.э.)

       (продолжение см. глава 71. Литовские князья и Рим http://www.proza.ru/2008/06/08/52)

(другие произведения см. http://www.proza.ru/author/bipopof)