Украинская сказка

Черепах Тортилло
       Ехали чумаки с ярмарки. Весёлые ехали, довольные. Соль продали, родным подарков накупили, горилочки да закусочки в дорогу прихватили. А дорога длинная, волы идут медленно, в степи ни хатки, ни деревца, глазу не на чем остановиться. Уже и выпили, и закусили, и песни пели, и анекдоты рассказали, а дорога всё тянется. Приумолкли чумаки, только волов погоняют и вокруг смотрят: вдруг увидят чего интересного. Догоняют они казака. Странный казак: шапка богатая, высокая, мерлушковая. Верх из красного бархата. Шаровары атласные, сапоги хромовые. Но пешком идёт, а в дорожной пыли следы от босых ног отпечатываются.
       - Здоровы будьте, люди добрые! Подвезите до дому.
       - Здоров будь и ты, добрый человек! Садись на воз, коль по пути.
Помолчали немного, постепенно разговор начали
       - А почему у тебя, братец, сапоги вроде бы хорошие, а в пыли босые ноги отпечатываются?
       - Это я цыгана переплясать хотел.
       - Ну, придумал! Разве цыгана можно переплясать?
       - Я и переплясал, да цыган меня перехитрил: подмётки срезал, и продать успел, пока я плясал.
       - Да, цыгане – ловкачи, на ходу подметки режут. А ты, лопух, куда смотрел?
       - А куда все смотрят, на девушек-красавиц.
Смеются чумаки: вот какие раззявы на свете бывают!
       - А скажи мил человек, куда ты идёшь?
       - Домой, с ярмарки. Коня водил продавать.
       - Ну и как, продал?
       - Нет, обменял на барана.
       - Коня на барана? Ты что, совсем глуп?
       - С барана и шерсть, и шкура, и мясо. А с коня, какой толк? Знай, овсом корми. А овёс нынче дорог!
       - Вот это глупец! Это же надо: коня на барана променял! Рассказать кому – не поверят! А где же твой баран?
       - А я его сменял.
       - На кобылу?
       - Нет, на гуся. Барана кормить надо, пасти, сено косить. А гусю ничего не надо. Плавает себе в речке да травку щиплет. Пух ещё у него. Подушек можно наделать. А хорошо зажарить, так лучше ничего и не надо.
Чумаки от смеха чуть с возов не попадали. Хохочут, за животы хватаются. Даже волы от удивления встали.
       - Вот дурень, так дурень! Как же ты додумался барана на гуся обменять? А где же твой гусь? Неужели съел?
       - Не съел. Обменял на котёнка. Его топить несли, а мне жалко стало. Жене подарю. Она обрадуется. Вот он, какой красавец!
Достал казак из за пазухи котенка, показывает всем. Котёнок маленький, полосатенький, сидит у казака на ладони, мордочку моет и на чумаков посматривает. А чумаки на него с открытыми ртами смотрят. Совсем остолбенели. Наконец опомнились.
       - Братцы! У этого дурака ещё и жена есть! Вот она тебе устроит трёпку, когда домой вернёшься.
       - Нет. Она мне рада будет. Жена у меня хорошая. Она меня любит и говорит, что я самый умный.
       - Так и погладит тебя, умника, по головке, чугунной сковородкой. Да таких дураков вообще убивать надо!
       - Моя жена мне слова плохого не скажет. Готов об заклад биться.
       - Замётано! Едем к тебе домой, расскажешь ей все при нас, а если она хоть слово плохое скажет, пойдёшь ко мне в батраки на год, бесплатно.
       -Согласен! А если похвалит и приветит, наполните мою шапку золотыми монетами.
       - Да у тебя шапка порвётся!
       - А не порвётся!
       - А на спор!
       - Если порвётся, все деньги верну!
       - А если не порвётся, мы тебе и водку с закуской оставим.
       - По рукам!
       - По рукам!
       Так поспорили они и поехали прямо домой к казаку. Долго ли, коротко ли ехали, однако подъехали к маленькой хатёнке, камышом крытой. Хатка чисто выбелена, в палисаднике мальвы до крыши дотягиваются. Выбегает из дверей молодка чернобровая и казаку на шею кидается.
       - Милый мой! Наконец-то вернулся! Я все глаза проглядела у окошка! Заходи быстрей в хату!
       - А я с гостями!
       - Заходите, гости дорогие! Жаль, что угостить вас нечем
       - Да ты посуду на стол поставь, мы найдём, чем её заполнить.
       Заходят все в хату. Там рушники вышитые на окнах висят, белая скатерть на столе постелена. Быстро стол накрыли, стаканы налили, за знакомство выпили. Чумаки и говорят:
       - Ну, рассказывай, казаче, как на ярмарку ездил.
       - Чтобы долги отдать, повел я коня на ярмарку продавать, по пути догнал мужика, который барана на ярмарку вёл, тоже продавать. Я и подумал, зачем так далеко ходить, если сразу можно обменяться и по домам разойтись. Предложил я мужику обменять коня на барана, он и согласился.
       - Какой же ты у меня разумный! С коня что толку? Только овсом его корми, которого нет. А с барана шерсти сколько, а из шкуры тулуп можно сшить.
       - Да ты дальше рассказывай!
       - Взял я барана и пошёл домой. Встречаю бабу, которая гуся на ярмарку продавать несла. Я и подумал: «А зачем мне баран?» и предложил бабе поменять гуся на барана. Она согласилась.
       - Ну и молодец! С бараном хлопот много. Сено косить, шерсть прясть. А гуся зажарим да и наедимся. Из пуха подушки сделаем.
       - Дальше говори, не останавливайся!
       - Взял я гуся и пошёл домой. Смотрю, мальчишки котёнка несут топить. Жалко мне его стало. Отдал я им гуся, а котёночка тебе в подарок принёс.
       - Любимый мой! Какой ты добрый! Всегда мне подарки приносишь. Котёночек такой хорошенький! Хорошо, что ты его спас. Ему же молочка надо.
       Убежала жена котёнка молочком поить. Чумаки смотрят друг на друга, а делать нечего, договор дороже денег. Развязали они кошельки, стали деньги сыпать в казачью шапку. А шапка глубокая. Все деньги в неё ссыпали, а она не порвалась. Переглянулись чумаки снова, а куда деваться? Развязали они свои мешки, выложили на стол свои запасы да и пошли вон из хаты. Больше они песен не пели. Вздыхали только: «Везёт же тем, у кого жена умная!» А того казака с женой никто больше в тех краях не видел.
       Друзья мои! Бывают случаи, когда очень хочется назвать кого-то дураком. Не спешите с этим. Подумайте сначала: «А не дурак ли я?».

 Похожая сказка есть у Андерсена "Что муженёк ни сделает, то и хорошо". Даю