Рыжий Пёс

Сергей Александрович Горбунов
       У Рыжего Пса никогда не было хозяина. Он появился на свет в яме, вырытой его матерью на строительной площадке под вагончиком, в котором женщины-отделочницы переодевались и обедали. Поначалу щенят было пятеро, но потом двоих, околевших, мать куда-то унесла, и остались они втроем, терзая наперегонки ее упругие сосцы.
       Дальнейшее детство Рыжий Пес, отличавшийся от брата и сестры яркой окраской, вспоминает со страхом. Первой куда-то пропала мать и их, жалобно скуливших щенков, подкармливали сердобольные малярши. Потом грузовая машина, привезшая радиаторы отопления, задавила зазевавшегося брата Рыжего Пса. Когда же Рыжий Пёс уже повзрослел и считал себя хозяином строительной площадки, к ней подъехали люди, от которых пахло собачьим страхом. Они выскочили из кабины: один взял в руки сачок, а другой навел какую-то палку на его сестру. После этого раздался грохот и такой отчаянный визг Чернушки, исполненный болью и непередаваемой тоской, что молодой кобель резко прыгнул в сторону и помчался, не разбирая дороги. Этот прыжок спас ему жизнь, так как вышедший из кабины послал вслед убегающей собаке пулю, но промахнулся.
       До вечера Рыжий Пес в страхе бегал по окрестным жилым кварталом, залегая на время где-нибудь, чтобы отдышаться, а ночью пробрался на свою стройплощадку и затаился под вагончиком.
       Там-то его утром и нашел пожилой мужчина в белой каске, которого, Рыжий Пес это усвоил, все слушались и звали Валентиновичем. Он принес хлеб с котлетой и налил в миску воды, при этом что-то тихо и успокаивающе говоря собаке. Но все равно затворник, быстро съев приношение и попив воды, лишь поздним вечером вылез из логова. Но теперь он всегда был начеку и научился одновременно видеть все, что происходит вокруг.
       А потом наступил день, когда вагончики начали увозить, приехала другая техника, которая стала равнять землю и покрывать ее противно пахнущим асфальтом. Теперь Рыжий Пес каждый вечер принимался искать себе на стройплощадке убежище, но таковых оставалось все меньше и меньше. И однажды тот, что носил белую каску, подошел к нему, погладил по голове и сказал: «Все, друг, уезжаем мы на новую площадку. А тебя я туда не могу взять с собой. Ты уж держись, как нибудь. Может, к другим строителям прибьешься». Он еще раз погладил собаку по голове и уехал.
       …Те, кто начал вселяться в этот двухподъездный многоэтажный дом, сразу невзлюбили Рыжего Пса. Может быть, изначально ему попались такие люди, а может, он сам оказался виноватым. Когда новоселы принялись сгружать свои вещи и уносить их в дом, движимый любопытством молодой кобель уселся неподалеку, наблюдая за происходящим. Но это продолжалось недолго. Толстый и потный мужчина, с лысой и блестящей от испарины головой, начальственно спросил: чья это собака, почему она без намордника и находится здесь без присмотра? Не получив ответа, он обвел взглядом землю вокруг себя, углядел крупный осколок щебня, поднял его и метнул в Рыжего Пса. Толстяк промахнулся и готов был швырнуть новый камень, но кобель, поджав хвост, убежал. Но он запомнил, что никто из новоселов не остановил лысого и не встал на защиту бездомной дворняги.
       Вот с этого момента Рыжий Пес стал жалеть о том, что у него нет хозяина. Наблюдая за другими собаками, которых выгуливали на поводке, он мечтал, что тоже, сытый и ухоженный, пахнущий домашним скарбом, будет идти по тротуару, прогуливая хозяина, ведя его за собой. И тот будет терпеливо ждать, пока он поставит метку на угол дома, на дерево или столб.
       А какой вкуснятиной кормят своих собак их владельцы! Однажды, Рыжий Пес наблюдал, как молодую овчарку обучали идти рядом, нога в ногу, с владельцем. Когда она это делала правильно, то получала кусочек колбасы. Огрызок этой неведомой еды перепал и ему, брошенный в его сторону хозяином непонятливой овчарки. Он проглотил подарок одним махом и не закрывал рот, чтобы надышатся чудным запахом. В тот миг Рыжий Пес был готов променять свою вольную жизнь на ошейник и поводок, длина которого определяла относительную степень свободы. А также на проживание в тесной прихожей или в дальнем углу. Но, запах колбасы улетучился, и ничем и никем не ограниченная свобода вновь взяла верх в собачьих раздумьях.
       Да, были дни, когда он голодал, ни найдя ничего съестного у мусорных баков и на задворках кафе и ресторанов. Но когда удавалось набить едой живот, он нежился на солнце, обдуваемый летним ветерком, а зимой на крышках люков камер теплотрасс. А как весело было играть в догонялки и бороться, когда собаки собирались в стаи, повинуясь, зову природы. И тогда он, Рыжий Пес, как настоящий кобель вступал в схватки с соперниками за свою избранницу. И был очень горд, когда, не обращая внимания на укусы, ее отвоевывал. Это была Песня Жизни!
       …Все это он вспомнил, забредя однажды на территорию, где располагалась площадка для выгула собак. Огороженные высокой сеткой, собаки резвились на этом пятачке, под присмотром хозяев, которые бдительно пресекали все их попытки заняться, чем-либо иным, кроме игры. Появление рыжего кобеля нарушило устои этого элитного собачьего мирка. Они, не обращая на крики владельцев, остервенело кидались на сетку ограждения, злобно облаивая бездомного чужака. Дворняга даже отбежала подальше от этой площадке, так как ей показалось, что один из хозяев четвероногого друга нагнулся, чтобы найти камень и бросить в нарушителя собачьего спокойствия.
       Но оно воцарилось ненадолго. Когда Рыжему Псу надоело смотреть на толкотню на этом огороженном пятачке, он побежал в соседний двор. И так получилось, что на подступах к нему он увидел, такую же беспородную, как сам, но стройную и резвую собаку, напоминавшую его застреленную сестру. Она тоже увидела Рыжего Пса и застыла, повернув к нему голову. Затем они начали медленно сближаться, принюхиваясь расширенными ноздрями.
       Но стройную «дикарку» увидели и собаки, которых хозяева, направляясь, домой, выводили с площадки. Но если при виде Рыжего Пса, эти ухоженные создания ярились, выходя из себя в презрительном гневе, то появление неизвестной особы – вызвало у них желание подойти к ней поближе и завязать знакомство. Это стремление было настолько сильным, что даже малорослые таксы и болонки, вставали на дыбы, пытались вырвать из рук хозяев поводки. Усилия оказывались тщетными. Резкие рывки поводков назад, опрокидывали собак на спину, а затем их, упирающихся, чуть ли не волоком спешно тащили по квартирам.
       Что было дальше, Рыжий Пес и его новая подруга уже не видели. Да и не желали видеть. Они бежали бок об бок, и их ничто не могло удержать.

Февраль 2008 г.