Карасев Юрий Степанович

Александр Щербинко
Карасев Юрий Степанович

            Первый раз я встретился с Юрием Степановичем в штабе армии. Старшие инженеры армии зажали меня в кабинете в угол и наперебой задавали вопросы по учету и состоянию каждый по своему направлению. В кабинет заглянул полный, небольшого роста полковник. Офицеры вытянулись по стойке смирно.
       - Работаем с войсками товарищ полковник, - отрапортовал майор Николай Полупанов.
       - Ну, зайди ко мне капитан, – пригласил он.
      Я не очень любил общаться с начальством, особенно высокого ранга. С неохотой пришлось зайти к нему в кабинет.
       - Карасев Юрий Степанович, - представился он и протянул мне руку.
       Впечатление такое, что он смотрел на меня и в тоже время мимо. Потом я понял, что один глаз был неподвижен и смотрел в сторону.
       Юрий Степанович был главным инженером радиотехнических войск 10 отдельной Армии ПВО. Для меня, в то время начальника службы вооружения полка главный инженер объединения был практически недосягаем.
      Долго пытал меня по состоянию техники, расспрашивал мои предложения по доставке техники в труднодоступные районы. После моих объяснений, о том, что по рекам приходится технику доставлять баржами по большой воде по весне. Как только вода спадет, по мелководью, практически невозможно добраться. Интересовался состоянием техники побережья.
       С уважением сказал:
          - Ну что капитан, держись, тяжелая у тебя должность. Какая нужна помощь от меня? Если будет трудно, обращайся, буду помогать.
          Зимой для доставки техники в некоторые подразделения я осваивал «зимники», так назывались дороги наметенные льдом и снегом. Однажды, после поездки и доставки РЛС П-37 в роту Пертоминск по Зимнему берегу через Неноксу, после того как колонна благополучно прибыла обратно в Архангельск, меня вызвали в штаб армии.
        Юрий Степанович долго расспрашивал меня: как была осуществлена подготовка к маршу, как проводил разведку дорог, как преодолевал лед.
           Прошло несколько лет и мне пришлось доставлять и разворачивать новую РЛС на побережье Баренцева моря, в роту Харловка. Корабль «Павел Пономарев» водоизмещением семь тысяч тонн принял в трюмы и твиндеки нашу технику, вышел из Кольского залива и направился в сторону Гремихи.
         Тягач Краз был старый и электростанцию едва стащил с понтона, дальше начинался крутой берег. Электростанция повисла задними колесами над водой. Начался прилив и мы бросились закреплять прицеп, чтобы его не стащило обратно в море. После очередной попытки я понял, что Краз с лысой резиной только усугублял наши попытки поднять прицеп на позицию. Вышел на связь по радио с бригадой. Ничем помочь не можем, комбриг посоветовал что-то делать своими силами. Делать «что-то» мне было непонятно. Уговорил бригадных связистов подключить меня к межгороду и набрать архангельский номер Карасева.
       - Держись подполковник, на связь выйду через час, - услышал я через треск помех.
       На катере вернулся на корабль. Капитан корабля, видя наши тщетные попытки, посочувствовал, но дал команду готовить второй понтон уже с РЛС.
       Радист корабля зашел в капитанскую рубку:
       - На связи Архангельск, просят командира военных.
        Юрий Степанович посоветовал мне идти в Гремиху, у командира зенитного ракетного полка есть приказ командующего армии выдать мне тяжелый артиллерийский тягач.
       Это самое верное решение,
         – Высказал свое мнение капитан корабля.
       Через сутки мы были опять на траверзе реки Харловка и понтон принял тяжелый АТС. Тягач словно песчинки перетащил по скалам побережья и электростанцию весом более двадцати тонн, и кабину локатора, которая была еще тяжелее.
Очень редко обращался за помощью к Юрию Степановичу, только в исключительных случаях, но ни разу не получил отказа.

        - Давай подполковник, принимай у меня должность, ты справишься, – ободряюще произнес мне он, когда на сборах главных инженеров армий ПВО во Владимире, генерал Дубров представил меня как вновь назначенного главного инженера 10 Армии ПВО.

       Прошло много лет и мы снова встретились уже оба свободные от службы. Под огурчики и кое что еще послушали пластинки. Прощайте скалистые горы - пел певец ... Растаял в тумане Рыбачий..., и перед глазами вставал Север, Кольский полуостров, щедро политый кровью и потом наших воинов, куда и мы вложили свой труд и оставили там свою частицу души.

Недавно я узнал что Юрия Степановича не стало...