Коалисма. Член Военного Совета

Александр Щербинко
                Коалисма.
                Член Венного совета

         Солнце было на полдень. Кабина высотомера стояла на высокой горе, а в открытую дверь кабины я видел прекрасный карельский ландшафт: синяя гладь озера, буйная зелень леса. Начальник станции Володя Семенов был в недоумении: два дня ищем неисправность, ничего понять невозможно. Неисправен приемник - коэффициент шума значительно завышен. Меняли все что можно и он начал перечислять: - ЛБВ, разрядники, даже шумовую лампу в генераторе шума, все, что только можно поменять. Чудес не бывает. Стал смотреть внимательно тракт: шумы УПЧ есть и они при изменении ручной регулировки усиления меняются, шумы смесителя есть, меняю настройку гетеродина понятно, что неисправность в тракте перед усилителем высокой частоты. При включении генератора шума стрелка нехотя показывает десяток единиц коэффициента шума. В тракте стоит газовый разрядник. Где брали разрядник для замены?
            - Там валялся, - начальник станции махнул рукой в неопределенную сторону. Выкидываю из тракта разрядник. Совместил два фланца волновода и, придерживая одной рукой, другой выставил на значок ;, включаю генератор шума. Стрелка прыгает на 5 ! Володя прыгает:
           - Нашли!! Ура!!
          Нужен исправный разрядник. Оказалось, что просто в запасных частях лежал в упаковке неисправный разрядник. Показываю Володе, что если неисправный прибор кладем в ЗИП, пишем на нем краской: «неисправен!!».
          Нужно позвонить в полк, чтобы из службы вооружения прислали исправный разрядник. Иду звонить на пункт управления роты, там лучше слышно.
Навстречу бежит командир роты. Судя по его выражению лица, произошло какое-то ЧП.
             - Срочно звоните на КП полка, командир на рабочем месте! Очень сильно выражается, что случилось, пока не знаю, – доложил он запыхавшись.
            Командир полка, полковник Валунгис, был в отпуске и за него выполнял обязанности его заместитель майор Ушаков Владимир Иванович.
           Владимир Иванович был очень взволнован и вначале нашего разговора я ничего не мог понять. Когда он немного успокоился, то я понял следующее: в соседнем подразделении полка, в роте Коалисма находился с внезапной проверкой член Военного Совета генерал Редькин. Я пытался успокоить Ушакова, ведь в роте с техникой был порядок, любые проверяющие, будь то из армейской или другой инженерно-радиолокационной службы могли быть удовлетворены. Но Ушаков был возбужден и требовал, чтобы я немедленно убыл в Коалисму. Делать было нечего, и я пошел готовить свой автомобиль к маршу по бездорожью на расстояние около 80 км.
          Дело в том, что дороги между подразделениями не было, нужно было вернутся в Суоярви и оттуда грунтовка вела в роту. Двигаться вдоль границы по бездорожью было тяжело, но только так я мог сократить путь и прибыть в назначенное время – 6 часов утра...
         Член Военного совета, так себя называл и требовал называть везде и всегда начальник политотдела армии генерал-майор Редькин. Он славился крутым нравом, ни в чем никогда не разбирался. Рубил, как говорится, с плеча. Головы летели как с невиновных, так и не совсем виноватых, а настоящие виноватые короткими перебежками прятались в тени всеобщего погрома. Мой хороший знакомый замполит батальона Реболы приклеил портрет генерала Редькина на обратной стороне сейфа. Сильно провинившихся военнослужащих при проведении воспитательной работы, подводил к сейфу, долго возился с ключами и, наконец, открыв, показывал обратную сторону дверцы. От вида насупленного Члена Военного совета - с оттопыренными острыми ушами и резкими складками у рта - нарушитель терялся,  ему хотелось спрятаться в какую нибудь щелку лишь бы не видеть этого страшного портрета. Портрет выполнял воспитательную роль лучше, чем любая душевная беседа. Встреча с ЧВС - как его называли сокращенно, меня не радовала, но приказание нужно было выполнять.
          Тяжелый автомобиль ЗИЛ-131 с мастерской в будке–фургоне начал движение поздно, уже после ужина. Ехать было очень тяжело практически по бездорожью, вдоль проволоки. Ехал от заставы до заставы, временами дорога шла по наружную сторону границы, а временами внутри.
          Два воина из мастерской спали, болтаясь, справа от меня в кабине. Подъезжали к третьей заставе, уже светало. Навстречу мне пробежал дежурный наряда. Старшина заставы объяснил:
         - Как назло сразу три сработки. Все в разбеге, пойдемте, товарищ майор, чаем угощу.
Но, к сожалению, нужно было ехать.
        - Проедете ворота повернете направо, потом еще мостик, у мостика налево, там забор, вдоль забора около километр, потом выйдете за ворота, я пошлю с вами человека, чтобы ворота открыть, – пояснил старшина и пошел в казарму искать сопровождающего.
Вернулся, разводя руками:
         - Нет никого, ключ от замка ворот на третьем столбе справа на четвертом гвозде от земли, сами откроете и закроете. Не забудьте про следы.
Выехали от заставы, проехали все ворота, как объяснил старшина. Граблями убрали свои следы на КСП. Еду вдоль забора, птички поют, природа вокруг замечательная: справа бездонное карельское озеро, слева лес. Солнце катилось к горизонту, уже смеркалось, но полной темноты не будет. Север. Солнце, склонившись за лес, снова начало подыматься над верхушками деревьев. Несколько часов за рулем давали себе знать. Глаза забросало песком. Шея болела и наливалась чугуном. Дорога была такой же: сплошным ухабом била по колесам тяжелой машины. Вдруг, проехав мостик через очередную речушку, дорога выровнялась и машина побежала ровно, без прыжков. Это было очень непонятно. Дорога из грунтовой превратилась в асфальтовую. Слева начались ровные деревянные заборы - окрашенные! Дома небольшие, окна ровные, чистые, непохоже на карельскую деревню. Вывеска населенного пункта не на кириллице, а латинице. В Карелии все щиты с надписями, как правило, пробиты множеством пулек. Народные умельцы тренировались в меткости стрельбы из всех видов оружия. Если бы на руках населения были гранатометы, то вы понимаете что было бы с щитами с названиями населенных пунктов. Чистые аккуратные щиты, это была последняя капля. Наверное, сообразил я, это Финляндия. Народа на улице и во дворах не было, видимо по причине раннего утра. Было около четырех часов. Как только я понял, что я в Финляндии, я начал разворачивался на узенькой дороге. Торопился, чуть не сшиб забор, развернул машину. Ведь нельзя дело доводить до международного скандала, получается: майор вооруженных сил СССР, на почти что боевой машине типа ЗИЛ-131, с камуфлированной будкой, напал на маленькое государство с неизвестными целями. Но пока мой демарш не видел никто из местных жителей, автомобиль уже двигался в обратном направлении.
         По асфальтированной дороге долетел до того самого поворота, где стояли столбики вдоль дороги, дорога перешла в грунтовую, вот знакомый мостик и, перемахнув через мостик, я местом на котором человек сидит я почувствовал, что попал обратно в СССР. Навстречу мне бежали несколько пограничников, но увидев военные номера на машине, потеряли интерес и спокойно наблюдали как я проехал мимо них обратно на Родину. У знакомых уже ворот повернул не налево, а проехал прямо и очутился перед воротами роты поселка Куалисма. Собственно, никакого поселка не было, просто на карте точка стояния роты совпадала с бывшим финским поселком с таким названием.
       Выйдя из машины, увидел на дорожке возле командного пункта генерала. На коротеньких ножках, с большим животом - лицо красное, вот-вот хватит удар.  В гневе, он был еще страшнее, чем у замполита на дверце сейфа на фото. Рядом с ним стоял командир роты и начальник пограничной заставы. Подошел, приложил руку к фуражке, хотел доложить. Топая ногами и брызгая слюной он кричал обрывками фраз:
         - Сниму, посажу в тюрьму, разжалую до капитана, на парткомиссию, партийный билет на стол!!...Мать твою...перемать....!
         Я осматривался по сторонам, но не для того чтобы найти стол с красным сукном, куда положить партийный билет, а куда можно улизнуть от разъяренного генерала.
Выдав весь запас ругани он, наконец, спросил:
         - Ты кто, майор?
         - Заместитель командира полка по вооружению… - и он, не дав мне представится еще пуще затопал ногами и закричал:
        - Иди посмотри что у тебя творится в кочегарке!!
        Он потащил меня за рукав. За зданием столовой с обратной стороны вошли в помещение кочегарки. Солдат бросал уголь в печь, конечно грязь, конечно уголь, конечно пыль и так далее, все как обычно. После чего он увидел свисающий провод с потолка без лампочки, надулся еще сильнее и закричал:
        - Вешайся майор!!
Когда он исчерпал мат и устал кричать, я предложил:
       - Товарищ член Военного совета предлагаю пройти на технику, на командный пункт, через пятнадцать минут контрольные цели, по окончании доложу Вам результаты боевой работы.
       - На … мне твоя техника, на … мне твои локаторы!! Отстраняю тебя от должности!
       Тут подъехала черная «волга» ЧВСа, он еще что-то на ходу матерился, сел в машину и уехал. Убитый горем снятый командир роты и стоящий рядом с ним начальник заставы с растерянными лицами с трудом переносили тяготы такой службы. Потом командир задумчиво произнес:
      - А меня он за ночь пять раз отстранял от должности, разжаловал до лейтенанта и три раза отбирал партбилет, - подумав, спросил:
     - Товарищ майор, что будем делать?
     - Предлагаю в баню - сказал начальник пограничной заставы- все равно вы все уже сняты.
     - Сначала контрольные цели, потом в баню, - подвел я итог, - раз мы уже все сняты.