Отпуск

Александр Щербинко
                Отпуск

              После выпуска из Академии по распределению был назначен служить старшим инженером технической части полка. За полгода успел войти в должность. Правда, первое время приходилось заниматься поиском пропавших узлов блоков, которые якобы были отправлены на завод по рекламации, но на самом деле валялись на складе. На техническом складе чего только не было, а что нужно найти не мог никто. Пока сводил учет с наличием на складе, проводил субботники по пересмотру всего железа что хранилось на складе, а там сам черт ногу сломит. Но самое тяжелое было разобраться с учетом фотоаппаратов, дело в том, что фотоконтроль на радиолокационных станциях велся фотоаппаратом, как правило, типа «Зенит». В довольствующем органе фотоаппаратов числилось сотни, а в наличии по учету было пара десятков. Командиры подразделений, зная про предыдущий вселенский бардак, представляя акты сверки, старались указать как можно меньше имущества. Мне просто иногда приходилось, бывая в подразделениях облазить все станции и находя очередной фотоаппарат заносить в книгу номерного учета. Те, что не удалось вычислить, пришлось списывать, представляя акты списания по двадцать - тридцать сорок фотоаппаратов за один заход. В трудах время летело быстро. Наконец, на горизонте вырисовывался порядок. Концы начали сходиться с концами, и исправные запчасти можно было найти по книге учета, не бегая через каждые полчаса на склад. Помощник начальника техчасти Женя Мягков, с вечной папиросой в углу рта, всячески помогал мне, ему тоже надоел беспорядок и отсутствие нормального учета. Но он по природе своей был ленив и медлителен, поэтому наведение порядка трудно и медленно, но уверенно двигалось к завершающей фазе. Заместитель командира полка по технической части Валерий Иванович Сеньков строил свою работу, мягко говоря, не совсем организованно. Дым в его кабинете не рассеивался, он нервно курил папиросу за папиросой, раздавал взыскания направо и налево. Утром весь личный состав технической части стоял у него в кабинете и нервно переминался с ноги на ногу.
          - Соколов! Почему от Вас запах? - на что энергетик полка майор Соколов пытался стоять ровно и объяснить:
         - Тык ведь мы чего -, мы всю ночь на погрузке были в порту, корабль грузили. А что выпили, так от холода конечно, для сугрева, а как иначе то?
         - Мягков! – опять не унимался Валерий Иванович, - Где электродвигатель для П-15 в роту Пинега? Вы вчера должны были его отправить.
         - Товарищ подполковник, так я его и затолкал в вертолет, а что он вместо Пинеги в Летний Наволок полетел, так я не знаю чего там они, летчики думают, что с них возьмешь, они ведь летчики, мозгов нет.
         - Рябцев! Машины к маршу, почему не готовы?
Начальник мастерской капитан Рябцев пожал плечами:
         - Почему не готовы? Готовы. Бензина только нет. Начальник ГСМ без команды не дает, я Вам еще вчера говорил.
        - Ладно!
       Он одной рукой начал крутить ручку телефона, локтем прижимая аппарат, другая рука была занята папиросой. Не дозвонившись до начальника ГСМ, он продолжил утренний разнос:
        - А продукты на сколько дней взяли? Сколько хлеба?
        - Пять бутылок товарищ подполковник, тфу пять булок, - растеряно отвечал начальник мастерской.
       Такой бестолковый разнос устраивался каждый день, повторяясь в различных вариантах. С вечера задача ставилась одним офицерам, а утром все переиначивалось по несколько раз.
       Видя, что дела в технической части налаживаются Валерий Иванович решил потихоньку свалить все дела на меня. Но поскольку я был всего на всего старшим инженером технической части полка и по уставу мне офицеры технической части не подчинялись, руководить ими я не мог. Но в силу того что, видя, что если я ставил задачу как бы от имени Сенькова работать было проще, без нервотрепки.
       Иногда он объявлял:
         - Я уезжаю по поручению командира полка, за меня остается старший инженер.
        Доверяя людям порученное задание, я делал упор на самостоятельность в выполнении задачи и офицеры начали подчиняться даже без каких либо указаний Валерия Ивановича о том, что он сегодня куда то убывает. Заметно налаживалась работа в технической части. Моральный климат стал приближаться к благоприятному.
Однажды с утра, Валерий Иванович как обычно, бегал по штабу с папиросой в зубах и нагнетал обстановку. Начальник паники полка – так его называли за глаза подчиненные.
           - Зайди ко мне в кабинет - на ходу бросил он, пробегая мимо меня по коридору.
           - Командир решил меня отправить в отпуск, навигация на носу, куча дел. Ты ведь все завалишь?, – начал он издалека, прикуривая новую папиросу от почти сгоревшей до мундштука.
           - Бери лист бумаги, пиши: первое…, - и он начал перечислять все, что не было сделано за много лет работы.
           - Пункт пятьдесят первый, – продолжал он диктант: - нужно вывести высотомер из роты Пинега, заказать две платформы, затем погрузить и отправить в Куженкино, на ремонтную базу. Бери новый лист, пиши пункт сто двадцать первый, нужно обобщить заявки из подразделений на запасные части и подать в довольствующий орган, мы еще не разу вовремя не отправили.
          Это было мягко сказано, уже лет пять, как годовые заявки просто не подавались, так как их некому было правильно составить. Уже был исписан пятый лист, как он посмотрел мне через плечо, загибая на руках прокуренные пальцы.
          - Наверное, достаточно, - заключил он, - Пошли к командиру.
         Командир полка полковник Тарасов Валентин Петрович был очень решительный и целеустремленный человек, и уж что-что, но паники он не любил.
          - Ну что капитан, справишься, - спросил он, глядя мне в глаза, - ну-ка дай, посмотрю, что там у вас? И он взял десять листов, аккуратно исписанных заданиями. По мере чтения брови у него подымались все выше и выше.
         - Таааааа-к, - промычал он, - и если все это сделать то тебе капитан до пенсии время не хватит, а что Валерий Иванович, все так запущено?
Лицо его краснело и багровело, и, свернув из пальцев устройство которое означало отказ он, еле сдерживая себя, произнес:
        - Ну что Сеньков в отпуск зимой пойдешь, идите оба с моих глаз от греха.
Зашли в кабинет Сенькова, прикуривая очередную папиросу и не глядя мне в глаза он промычал:
        - Ннннндааа!! Ладно, иди работать.
Я положил на стол все десять листов его отпускных заданий и, выходя из кабинета, сказал:
        - Это Ваше задание, товарищ подполковник.