Изнанка жизни

Какпётр
П у т ь с а м у р а я – э т о с м е р т ь.
Ямамото Цунэтомо

«ИЗНАНАКА ЖИЗНИ. СУИЦИД».

С тех пор, как индусы изобрели свою «реинкарнацию», трюизм «Смерть – оборотная сторона жизни» обрёл некий смысл, и понимался так, что смерть предшествует жизни. В мире прагматиков, страдающих хроническим неверием (типичный симптом которого – страх смерти), подобные клише становятся излюбленными атрибутами для жонглирования разного рода философствующих паразитов, бесполезных в борьбе за выживание, составляющей основное занятие социальной массы, однако поразительно живучих.
 
Писатель Юкио Мисима, в ноябре 1970 года вспоровший себе живот по идейным соображениям, именно этим жестом добился того, что не удавалось ему при жизни: он сделался идеологом националистического движения, возродившего традиции воинственной эпохи, когда человеческая жизнь не стоила ничего, а душа самурая пребывала в его мече.

Взять в руки меч Мисиму побудил провал организованного им мятежа. Он сорвал голос, пытаясь докричаться до столпившихся на территории захваченной его сподвижниками военной базы японских солдат: писатель призывал воинов, звал самураев, а обрёл смерть. В тот день единственным самураем оказался он сам, однако смерть его вызвала из небытия запретное объединение воинственных патриотов, верных духу и букве кодекса «Бусидо». Самоубийство Юкио Мисимы способствовало новому учреждению «Ассоциации Чёрного Дракона» (Кокурю-кай) – тайного общества, упразднённого после войны, вместе с другими самурайскими группировками: Союзом Крови (Кэцу-мэйдан), Ассоциацией «Сакура-кай», и им подобными, объявленными вне закона.

Мисима, может, и не стремился к этому, однако – собственноручно подал пример новому поколению, готовому встретить рассвет с мыслями о смерти. Статистика свидетельствует, что каждый десятый японец в возрасте до 25 лет кончает жизнь самоубийством. Возрождённая Ассоциация Чёрного Дракона внесла в обречённость жителей мегаполиса свежий ветер средневековой романтики. Возрождение традиций и обрядовой практики придало суициду от отчаянья возвышенный смысл: когда, с лёгкой руки Юкио Мисимы, ритуальное самоубийство вновь вошло в моду, нашлись люди, точно знавшие, в чём – как никогда, со времен падения сёгуната – нуждаются самые решительные японцы. Сыны Чёрного Дракона предложили соотечественникам то, чего у них не оказалось в решающий момент, отравленный ядом техногенной эпохи.

В ноябре, в день памяти Мисимы, во всех утренних газетах, а также – на необозримых просторах рекламных плоскостей – в вагонах метро и на перекрёстках автострад, словом – всюду, куда ни падал взгляд горожанина, будь он водитель или пассажир, пешеход или велосипедист, ярко заявили о себе модули, исписанные вдоль и поперёк бодрыми американизмами, наподобие: « вчера ты – Юзер, а завтра – Лузер». Каракули иероглифов в этих нелепых слоганах выглядели, скорее, как весёленький орнамент, на фоне которого отчётливо читался чёрно-красный призыв: «Сохрани лицо!» – внизу указывался телефонный номер. Позвонивший по этому телефону попадал в Бюро ритуальных услуг «Сэппуку» (что означает: ритуальное самоубийство), предоставлявшее заинтересованным лицам все классические атрибуты, необходимые для исполнения харакири – в соответствии с предписаниями для приговорённых самураев.

Потенциальным клиентам представлялись красочные каталоги, содержащие перечень лучшего инвентаря, то есть – антикварных мечей с безупречной «родословной», иллюстрированные досье профессиональных ассистентов Кайсяку, готовых довести дело до конца, и даже альманах оригинальных предсмертных стихотворений (хокку) – для неспособных к самостоятельному стихосочинительству лиц. Приложение к каталогу содержало героические биографии многих великих и малых воинов прошлого, чьи души, заключённые в их личном оружии, готовы были лихо отобрать у клиента жизнь, – о чём свидетельствовали копии контрактов о найме на службу в Бюро ныне покойного ронина (поскольку после своей смерти самурай становился свободен от обязательств перед прежним хозяином), представительство же воина осуществлялось его мечом, в котором обитала самурайская душа, чьи обязанности и состояли в безупречном исполнении харакири лицу, избравшему соответствующий клинок. В поисках коротких мечей, использовавшихся в ритуале сэппуку, дипломированные медиумы и экзорцисты объехали всю страну – от имени и по поручению Чёрного Дракона. Для проверки сведений об оружии и его прежнем владельце спириты использовали свои таинственные способности, чтобы удостовериться, что душа, пребывающая в клинке, принадлежала достойному воину: после получения гарантий подлинности оружия и состояния души, отвечающего требованиям возлагаемого на неё долга (гири), Ассоциация приобретала меч у его настоящего владельца – за любые деньги и на любых условиях. Так меч попадал в каталог.

Клиентом Бюро «Сэппуку» становился всякий, кто давал удовлетворительный ответ на единственный вопрос: чем вызвано его решение уйти из жизни так, как было принято у истинных самураев – гордо и бестрепетно. В действительности, вопрос был формальностью. Подпись под контрактом гарантировала «сохранение лица» в момент смерти и достойные похороны с воинскими почестями.

Доставку оружия к месту проведения обряда осуществлял облачённый в парадные доспехи и вооружённый классическим мечом (катана) ассистент Кайсяку (кандидатуру которого клиент также выбирал по каталогу). В обязанности ассистента входил краткий инструктаж о правилах ритуала и технике исполнения харакири, а затем – как только клиент исполнит инструкции, вспоров себе живот, – Кайсяку должен был одним безупречным ударом снести ему голову.

Ассистенты рекрутировались из боевиков якудза и отставных военных, проходили курс обучения и сдавали экзамен, после чего им присваивалась квалификация «рубщик».

Воизбежание возможных претензий со стороны родственников самоубийцы, ритуал запечатлялся на видеоплёнку; кассета или диск с приложением контракта между клиентом и Бюро предоставлялись заинтересованным лицам по первому требованию. Как правило, родственниками движило чистое и бескорыстное любопытство: конфликтов не происходило, напротив – шли благодарственные письма, а число клиентов неуклонно росло.

Социологические исследования позволили с высокой степенью вероятности прогнозировать демографическую катастрофу, не имевшую статистических аналогов в мире: менее, чем за год, с момента открытия Бюро фактически, целое поколение молодых японцев ушло из жизни в полном соответствии со средневековым самурайским обычаем. Поскольку нет более надёжного способа стать настоящим воином, чем смерть от меча.

В ноябре следующего года – в день памяти Юкио Мисимы, а также по случаю годовщины безупречной общественно-полезной деятельности – представители городской администрации торжественно вручили коллективу сотрудников Бюро ритуальных услуг «Сэппуку» благодарственную грамоту за сохранение национальных традиций и успешный вклад в решение жилищного кризиса – в связи со значительным сокращением числа лиц, нуждающихся в обеспечении жилым ресурсом, которым город фактически не располагает.