Мои ученики

Виктор Агафонов
       Я написал заголовок и погрузился в размышления… Мои ученики… Более пятисот из них уже закончило ВУЗ и пополнило собой ряды служащих. Через месяц-другой и эти, нынешние, навсегда уйдут из моей жизни. Став студентами, они быстро забудут и эти курсы, и чудака преподавателя с его синусами, косинусами и бесконечными домашними заданиями.
       Вот уж более полугода они слушают мои лекции, следят за решением примеров, задают вопросы и получают ответы. Я хорошо понимаю как нелегко, после трудового дня, сидеть за партой, писать и решать, и потому, время от времени, делаю паузы и принимаюсь рассказывать всевозможные небылицы из жизни чукчей или Василия Ивановича, а иногда и из своей собственной. Это несколько взбадривает их, а вместе с ними и меня самого.
       Предстоящее расставание навевает легкую грусть. Почему только легкую? Да потому, что покидая меня, они не просто уходят, они уносят частичку меня самого. А это значит, что я кому-то еще нужен, кому-то полезен. Говорят, что именно в этом и состоит смысл человеческой жизни. Не знаю… может быть и так.
       Некоторые называют свою вторую работу халтурой по причине того, что она не является основной, и поэтому ее можно делать кое-как. Лично я думаю иначе и отношусь к ней не хуже, а может быть даже и лучше, чем к первой, и вовсе не потому, что я такой уж хороший. Просто моя вторая работа особенная. Ведь я учу людей, а, следовательно, несу определенную ответственность за их судьбы. В какой-то степени и от меня зависит, какими они станут, мои ученики. Пусть незначительно, но зависит, а потому халтура здесь недопустима.
       В этом году у меня две группы учащихся. Немного воображения и вот они все передо мной. Каждый на своем месте. Они очень разные, очень… и по возрасту, и по уровню знаний. Я расскажу лишь о некоторых, наиболее интересных с моей точки зрения.
       Слева две девушки. Обе замужем, неплохо знают математику, но одна – спокойная, а вторая – комок нервов. Резка, категорична. Боюсь, что ее мужу приходится нелегко, а, может, я ошибаюсь. Кто их поймет, этих женщин. Иной раз думаешь: ну и…а потом оказывается – вполне приличный человек.
       А вот еще девушка, совсем юная. На занятиях появляется эпизодически. Не слушает, не записывает, зато обильно красится – довольно своеобразный метод подготовки к экзаменам.
       Чуть сзади – еще одна. Мила и умна, но страсть как любит поговорить. При этом так увлекается, что на все остальное… Однако, математику знает достаточно хорошо, к тому же – чертовски красива. Такая не пропадет!
       Там же мужчина средних лет. Человек серьезный, целеустремленный. С домашними заданиями справляется на столько легко, что складывается впечатление, будто для него это пара пустяков. На самом деле это вовсе не так. Он просто великий труженик. Я даже слегка завидую ему. Мне бы такое упорство.
       Рядом с ним представительница слабого пола. Тихая, скромная, стеснительная. У нее пока не все получается, но она очень старается. Я желаю ей успеха и переключаю свое внимание на средний ряд.
       Впереди очень дружная троица. Я иногда называю ее бандой трех, разумеется в шутку. Их объединяет давняя дружба, молодость и высокий уровень знаний, а двух из них еще и родственные отношения. Сплоченность этого трио меня поражает. Пожалуй, трудно придется тому, на кого они обрушат свой гнев. И все же, несмотря на это,они совершенно разные.
       Черненькая – очень трудолюбива, а вот о ее сестрице этого не скажешь, поскольку ее поза, мимика лица, томные движения рук выражают безграничную лень. К счастью, это всего лишь показуха, своего рода маска, за которой она скрывает свои лучшие черты. Обе довольно говорливы. Третья девушка говорит значительно реже, но фразы ее солиднее, весомее. За эту коалицию я спокоен. Им сам черт не страшен.
       А вот еще одна очень интересная девушка. Она достаточно хорошо знает жизнь и, по-моему, не только ее положительные стороны. Очень умная особа. Последнее, правда, несколько настораживает. Мужчины обычно не любят таких женщин. Почему? Да потому, что на их фоне частенько выглядят дураками.
       Пожалуй хватит. Свою задачу я в общем-то выполнил. И все же расставаться не хочется. Снова и снова вглядываюсь в знакомые лица. Как мало их осталось. Группы «тают» буквально на глазах, и такое происходит из года в год, а все потому, что слишком растянут учебный процесс. Выдерживают немногие, большинство из них бросает занятия.
       Я прощаюсь с ними, моими учениками, ставшими мне такими близкими за эти шесть месяцев, и от всей души желаю им преодолеть все преграды, которые встретятся на их жизненном пути. Прощаюсь пока лишь мысленно, но пройдет совсем немного времени, и я произнесу это вслух.
       апрель, 1988 г.