12 мая. Девять Кизических мучеников

Елизавета Басова
...

12 мая (29 апреля ст.ст.) православная церковь отмечает день Девяти мученников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (284-292).

Город Кизик находился в Малой Азии на береге Мраморного моря. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого паостола Павла (память 29 июня/12 июля).

Но гонения язычников првели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там была и христианская церковь.

Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и Девять святых мучеников: Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Аннтипатр, и престарелые, как святой Руф; занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению истинной веры.

Святые дерзновенно исповедовали Христа и безбоязненно обличали языческое нечнстие. Их схатили и прдставили на суд правителю города. В течение нескольких дней их пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее, обещая свободу за отречение от Христа. Но доблестные воины Христовы продолжали славить имя Христово. Все девять мучеников были усечены мечом (ок. 284-292 г.), их тела погребли близ города.

Когда в 324 году восточной половиной империи стал править святой Константин Великий (306-337, память 21 мая/03 июня) и прекратились гонения на христиан, кизические христиане извлекли из земли нетленные тела Девяти мучеников Кизических и положили их в храме, построенном в их честь.

От святых мощей происходили многочисленные чудеса: бесы изгонялись, расслабленные исцелялись, выздоравливали больные лихорадкой, приходили в разум безумные. Вера Христова утверждалась в городе заступлением святых мучеников, многие из язычников обращались в христианство.

Когда воцарился Юлиан Отступник (361-363), язычники Кизика обратились к нему с жалобой на христиан за разорение языческих храмов. Юлиан приказал восстановить языческие храмы, но не позволил притеснять христиан, живших в городе.

Однако распорядился заключить в темницу епископа Евлевсия. После гибели Юлиана епископ Евлевсий получил свободу, и снова в Кизике воссиял свет Христовой веры под покровительством святых мучеников.

(из Житие Девяти Святых мучеников Кизических)

...