Минута молчания

Ирина Горбачева Маркарьянц
На фото: Мой любимый, к сожалению, уже покойный папа (с бородой) Грачик Макарович Маркарьянц, на встрече с ветеранами. (Папа воин-интернационалист, Китай-Корея 1952 г.)

Плейкаст
Как забыть нам войну!
**********Как не помнить нам эту беду?
В каждой нашей семье,
**********Кто-то пал за страну и Победу.
       
Попрошу одного,
*********Уделите минуту одну,
Молча, тихо прочтите вы крик,
**********ФРОНТОВОГО ПОЭТА.

МУСА ДЖАЛИЛЬ. (1906-1944)

Варварство.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд,
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседских рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею.
Друг друга, с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
И не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучи вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг.
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишится ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет, и как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла руками мать,
Прижала к сердцу, против дула, прямо…
- Я, мама, жить хочу… Не надо мама!
Пусти, меня, пусти! Чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас, вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи сынок, терпи. Сейчас не будет больно, -
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь,
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земля кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

1943 г. ( перевод С. Липкина)

РЕВАЗ АСАЕВ. Поэма «Капля крови». Отрывок.

Все кричат: - Ура! Победа! –
И палят…Палят…Палят…
Позади – почти полсвета…
Но как просто здесь об этом,
Закурив, сказал солдат:

- Я простой боец и знаю
Место в воинском строю.
Но я так все понимаю:
Коль управились мы к маю, -
Был не сбоку и не с краю,
Я в священном том бою…
Май ликует каждой травкой –
Что ему фашистский смрад!
Жизнь права великой правдой…
В честь победы, в славу братства,
Пусть бойцы вовсю палят!

1947 г. ( перевод Н. Горохова)
**************


В каждой нашей семье,
Есть свой взгляд на Победу!
Но не надо друзья,
Этот день омрачать!

Лучше выпьем мы, стоя,
За родных, наших дедов,

И за тех, кто ковал на заводах Победу,
И за тех, кто Блокаду прожил,
И кто ждал,
И за тех, кто дожил,
И кто жить перестал….

Постоим мы в Минуте молчанья, подумав,
И смахнувши слезу, поклянёмся себе –

Сделать так, чтоб сады цвели, лучше повсюду!

Не нужна нам война!
Выпьем стоя, друзья!