Береги здоровье смолоду

Андрей Сигутин
Мы убийцы не тела, а страстей
Преп. Пимен Великий

К написанию данной статьи меня подтолкнуло размышление над двумя житейскими ситуациями. Однажды мне пришлось летним ранним утром отправиться по делам. Погода, помнится, была благодатная: небо ясное, в воздухе разлита предрассветная свежесть; взошедшее солнце первыми лучами согревало просыпающийся мир… Какая-то птица, выделяясь из общего хора, встречая наступающий день, залихватски щебетала; как сейчас помню, на душе – легко и радостно, жить хочется… И вдруг гляжу: навстречу, шатаясь, на «автопилоте» идет юноша лет 15-16, еле волоча ноги. Он шел, согнувшись «в три погибели», словно нес на молодых плечах всю тяжесть ночной пьянки-гулянки… До чего же надо себя не любить, чтобы напиваться до такого состояния?..

И второе наблюдение. Не так давно, гуляя по лесу, заметил, как грузная, пожилая женщина, стараясь изо всех сил, выполняла физические упражнения. Было понятно: она отчаянно пыталась сбросить непослушные килограммы лишнего веса. Складывалось впечатление, что это уже «тысяча первая» её безрезультатная попытка похудеть, вернуть былую стройность, которую она, возможно, и не замечала, будучи юной… Вот тогда я и подумал: «Действительно, здоровье есть то, что, имея, - не храним, потерявши – плачем. Его можно отнести к категории «физической неосознанности», то есть обладатель здорового тела (без боли и немощи) даже не думает о своей физической оболочке. Посему, молодые люди, в избытке имеющие здоровье, тратят его налево и направо, считая, что так будет продолжаться вечно.

А ведь, наверное, каждый понимает: лучше заниматься профилактикой заболеваний, чем потом лечиться и, тем не менее, многие не ведут здоровый образ жизни. Хотя знают: проще беречь здоровье смолоду, чем потом в поте лица восстанавливать утраченную крепость. К сожалению, практически все люди до 40 лет усиленно занимаются самоуничтожением, растрачивая себя на стрессы, вредные привычки, всякую суету сует, «золотую лихорадку», карьерный рост и т.д., а спустя годы с ужасом начинают осознавать: больному человеку этого ничего не нужно. Выражаясь словами В. Высоцкого, можно сказать: «Миллион (здоровье) меняем по рублю (по мелочам)».
Как говорил протоиерей Владимир Цветков: «Православие – это реализм, реалистическое отношение к жизни. А мы часто грешим именно отсутствием реализма. Мы действуем, пренебрегая теми реальностями и законами, которые существуют в окружающем нас мире. Это и в отношении к своему здоровью проявляется…» Многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных медицинской наукой норм здорового образа жизни, которые предполагают: оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к ближним, позитивное восприятие жизни.

Причем не берегут здоровье не только светские люди, но и глубоко верующие. Вот что по этому поводу пишет епископ Иларион (Алфеев): «В российской духовной школе физическим воспитанием студентов пренебрегают как чем-то принципиально несовместимым с "духовностью". В результате, студенты выходят из духовной школы с различными болезнями и недомоганиями, от которых им не удается избавиться в течение всей последующей жизни.
Почти у всех студентов портится зрение за несколько лет обучения в духовной школе. В одной из самых крупных духовных семинарий России на столах у студентов нет настольных ламп. Тех тусклых ламп, которые висят на потолке высотой 5 метров и из которых половина обычно не работает, явно недостаточно. Студенты просиживают в классе по 9 часов ежедневно: естественно, их глаза не выдерживают, и зрение слабеет.
Очевидно, руководству православных духовных школ следует специально озаботиться физическим состоянием учащихся. У семинаристов должно быть волейбольное или футбольное поле, должна быть возможность посещать плавательный бассейн. Тем, кому кажется, что занятия спортом несовместимы с духовностью, хотелось бы напомнить слова Климента Александрийского: "...Полезны для юношей гимнастические школы... Они укрепляют здоровье молодых людей... (способствуют) развитию не только телесного, но и душевного здоровья... Из мужчин одни могут... заниматься борьбой, другие играть в мяч, особенно на открытом воздухе".
Мне вспоминается студент одной из духовных школ, который каждое утро занимался бегом: это вызывало всеобщее негодование профессорско-преподавательского состава. А студент был в прошлом спортсменом. Он говорил мне, что если хотя бы два-три дня не побегает, у него начинало отекать тело и болеть сердце.
Я глубоко убежден в том, что "духовность" не должна быть убийственной для тела, и духовное образование не должно физически калечить людей. А потому руководству духовных школ не следует пренебрежительно относиться к физическому воспитанию учащихся».

Невольно возникает вопрос: «Ну, ладно, неверующие наплевательски относятся к себе, это более-менее понятно. «Мир лежит во зле», он запрограммирован на разрушение, находясь без Бога в состоянии духовной смерти. Мiр «закодирован» в смерть, а не в жизнь… Но почему христианин живет в своем теле, как квартирант, не заботится о нем, будто не благодарен Богу за то, что он «есмь»? Ведь Слово Божие ясно говорит: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1 Кор. 3)… Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6). Кто-то может сказать, что данные библейские стихи больше относятся к области духовного, т.е. нельзя грешить, например, блудить и т.д. На это есть ответ: «А разве чревоугодие не грех?». Авва Дорофей говорил, что сластолюбие (любовь к успокоению, изнеживанию собственной плоти) – корень всех грехов. Да и потом, каждый христианин знает: здоровье – дар Божий. Посему нельзя к дару Свыше относиться по принципу: что дается даром, то не ценится. Ведь это признак неблагодарности Творцу, неблагоговения перед Ним. Кстати, к вопросу о благодарности. Помните евангельский эпизод, когда Христос исцелил десять прокаженных и только один из них вернулся поблагодарить Спасителя? К тому же это был самарянин-иноплеменник. «Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Луки 17). Чтобы не повторить ошибку тех девяти «верующих», необходимо научиться исполнять Слово Божие в своей повседневной жизни. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18). «Если не хочешь болеть – сам не вреди себе по легкомыслию или неосторожности и больше благодари Господа за бесценный дар здоровья. – Пишет священник Артемий Владимиров. - Те из наших читателей, которые уже почтенны возрастом, согласятся со мной: мы начинаем вспоминать о здоровье большей частью тогда, когда его потеряли… Посему не упускай ни одного дня, чтобы поблагодарить Господа за Его великие дары: юности, крепости, здоровья. И Он, увидя признательную и благоговейную душу, прибавит тебе от Своих щедрот, укрепит и душу, и тело, указав, как лучше распорядиться всем этим богатством во славу Божию и с пользой для людей».

На деле же люди в вопросах здоровья часто похожи на Адама и Еву, впавших во грех и отдалившихся от Создателя по причине даром обладаемого блаженства и бессмертия. Нельзя забывать слова св. Серафима Саровского, произнесенные им после исцеления Мотовилова от неизлечимой болезни: «…береги здоровье, как драгоценный дар Божий». А бережем ли мы этот дар Всевышнего? Как правило, нет. Выходит, грешим и часто сознательно. А ведь такое поведение громче любых слов свидетельствует о непочтении Бога. Господи, помилуй!
Воистину, как сказал отец Артемий Владимиров: «Не искушай Господа твоего и береги свое здоровье для служения Богу и ближним».

Хорошо написал Михаил Осипович Меньшиков: «Говорят: заботиться о плоти непристойно; это - языческая забота. Наше царство - дух; ему должно быть посвящено все внимание, все жертвы!
Так. Но, однако, Христос был не только великий Пророк (Мф. 16), но и великий Целитель. Проповедуя царство духа, он неизменно восстановлял и жизнь тела и апостолам завещал вместе с долгом проповеди дар целения. Подумайте внимательно; вы убедитесь, что безусловно невозможно нравственное воскресение без телесного, и в этом самый смысл пришествия Богочеловека. Он пришел не разрушить плоть - творение Бога, а восстановить ее поврежденный закон, данный от века, показать в своем лице божественную меру этой плоти, облагороженную ее норму. Не для отделения духа от плоти, а для их общего спасения пришел Христос. Отсюда требование чистоты телесной, воздержания и борьбы с соблазнами. "Будьте совершенны, как Отец небесный", "Не заботьтесь о завтрашнем дне", "Если око твое соблазняет тебя - вырви его", "Кто хочет спасти душу свою, погубит ее". Эта проповедь обуздания плоти есть проповедь ее спасения. Аскетизм христианский не есть преследование тела, не издевательство над ним, не мучение без смысла и цели, - а есть лишь возвращение плоти к ее первозданной свежести. Чистота есть освобождение от страстей, которые суть болезни тела. Плоть разнузданная, страстная, ожесточенная есть извращение, упадок типа, вырождение. Плоть, обузданная духом, наоборот, достигает своего физического совершенства, она - как разлившаяся и вновь вошедшая в свое русло река - принимает свои подлинные очертания, свой сотворенный облик. Укрощенная, она не требует более укрощения, она делается уравновешенной, спокойной, блаженной, она впервые постигает прелесть удовлетворения полного, радость невинности и чистоты. Не будем говорить об изуверах восточной мистики, о факирах, гипнотизирующих себя добровольными пытками до потери разума. В проповеди Христа нет жестокости. "Спаситель тела", как Его называет апостол (Еф. 5, 23), Христос дал меру спасительного отношения к телу, не забыв о нем и в молитве Господней. "Хлеб наш насущный даждь нам днесь". То, что действительно необходимо для здоровья тела, указано как желание священное, наряду с желанием Царства Божия и торжества воли Его. Таким образом, ничего нет нехристианского в тщательной заботе о здоровье, ничего нет "материалистического". Напротив, пренебрежение к телу должно считаться явным неуважением к Богу, кощунством в храме. Как от оскверненного алтаря отходит святыня, так от тела, преступившего свой закон, отходит благодать счастья. Отходит дух…»

Слава Богу, что наш Господь – Целитель. Значит у растративших свое здоровье по пустякам (вспомним притчи о блудном сыне и зарытом таланте), всегда есть шанс снова стать здоровыми по милости Божией. «Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои. Избавляет от могилы жизнь твою… обновляется, подобно орлу, юность твоя» (Пс. 102).
Хотя для Господа, конечно, важнее спасение бессмертной души, чем исцеление тела, а, следовательно, такое же понимание должно быть и у верующего во Христа. Апостол Павел, обращаясь словно к каждому из нас, говорит: «Возлюбленный, молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» (3 Ин.). Обратим внимание, прежде – преуспевание души. Воистину, как сказал с телеэкрана настоятель одного из подмосковных храмов, «болезни возникают из-за несостоятельности души». О том же, насколько наша душа важна для Христа, можно судить по Его словам: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). А значит, тому, кто хочет стать физически здоровым (ради служения Богу и ближним), сначала нужно подумать о здравии души, а также молиться Богу, чтобы Он научил правильно относиться к своей телесной храмине… «Здоровье надо беречь. – увещевал святитель Феофан Затворник. – Здоровье – что лошадка. Загонишь – ехать не на чем».

А. Сигутин

ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ.
«Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что в изнеженном и расслабленном теле чувства находятся «не в здравом состоянии, но слабы и безжизненны; а без этого нет и приятного ощущения здоровья». Все в мире портится от бездействия. Вода
стоячая загнивает, и железо, лежащее на открытом воздухе без применения, ржавеет. Так и человек.
На оздоровительное значение лечебной физической культуры указывал и святитель Феофан Затворник… Святитель рекомендовал каждый день хотя бы час гулять на свежем воздухе, спать и есть строго по потребности организма, воздерживаться от винопития, отказаться от сидячего образа жизни и по возможности заниматься интенсивной физической работой. Все это надо четко исполнять, дабы «сделаться совсем недоступным для немощей».
Святой советовал прочитать и книжку о «комнатной гимнастике», где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. «Дюже хороша для гигиены, — оценивал брошюру святитель Феофан. — У меня была... теперь нет, и не знаю, куда обратиться. Цель та, — чтобы ни одному мускулу не давать "залеживаться" без дела, а напротив, всякий день каждый по дергать... и понапрягать. Отсюда мерное течение и питательных отправлений тела (нормальные функции пищеварительного тракта. —К.З.)».
Этот совет полезен прежде всего тем, кто подвержен гиподинамии или по роду своей деятельности ограничен в движениях. Известно, что ради спасения души святитель Феофан двадцать два года находился в затворе и потому именуется Затворником. Он много молился в полном уединении и занимался литературным творчеством (переводил на русский язык святоотеческие труды, публиковал собственные произведения, переписывался с духовными чадами и т.д.). Естественно, ему необходимо было восполнять недостаток физической активности.
Современный подвижник благочестия, афонский старец Порфирий, по совету кардиолога, регулярно упражнялся на велотренажере. Он делал это в своей келье после утренних молитв.
По сути, гимнастика — это наша плата за сидячий образ жизни. Если бы мы не пользовались автотранспортом, лифтом, водопроводом и другими благами цивилизации, нам ежедневно приходилось бы прилагать немалые физические усилия. Это и сейчас делают в российской глубинке — таскают воду, колют дрова, копают огород... Гимнастика (включая утреннюю зарядку) позволяет городским жителям хотя бы частично компенсировать искусственно созданный дефицит физических нагрузок. Понятно, что физзарядка вместо молитвы — плохо, а вместо сплетни по телефону — хорошо…
Рациональные занятия физкультурой и спортом воспитывают твердость, целеустремленность и мужество характера, умение владеть собой в экстремальных ситуациях и преодолевать неизбежные жизненные трудности, развивают силу, пластичность и выносливость. А праздность и леность делают человека вялым, незакаленным. Хилое, нетренированное или, наоборот, изможденное неумеренными нагрузками тело нередко калечит и психику: расслабляет волю, формирует комплекс неполноценности, снижает жизненный тонус, доводит до депрессии...
Как больным, так и здоровым физкультура и спорт могут помочь организовать досуг и направить инстинктивные влечения в плодотворное русло. В данной связи физические упражнения рассматриваются как противовес бессодержательной трате времени. А ведь она чревата безнравственными поступками: пьянством, правонарушениями, пристрастием к азартным играм...
Таким образом, христианство провозглашает разумное физическое воспитание действенным методом укрепления здоровья, повышения и сохранения высокой работоспособности, бодрости и творческой активности. Слава Богу, когда развиваются физические дарования и таланты, вложенные Творцом в природу человека. Вот почему Православная Церковь ратует за «создание реальных условий для занятий физической культурой и спортом». (Из книги К.В. Зорина «Встань и ходи»)

«Проблема здоровья личности и народа не является для Церкви внешней, чисто социальной,ибо напрямую соотносится с её посланничеством в мире, поврежденном грехом и недугами. Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни». (Основы социальной концепции РПЦ, XI.3.)