Сократ и Ксантиппа

Вадим Жмудь
Что мы знаем про Сократа?
Полагаю, ничего.
Или очень мало.
Жизнь Сократа в том представлении, которое сложилось «исторически» – это сплошные выдумки.
Это бы и ничего – это можно сказать про любого.
Но трагедия историй о Сократе связана с традициями греческой философской школы.
В школе Платона ученики играли в ролевые игры.
При этом они брали на себя различные роли, вступали в диалоги от имени тех или иных лиц.
Одна из распространенных ролей – «мудрец».
Другая роль – «глупец». Но «глупец» не простой, а «с побочными ассоциациями». То есть, вообще говоря, это – оппонент мудреца, который должен приводить сильные логические и (или) эмоциональные доводы в споре с «мудрецом». А «мудрец» должен не сбиться с общего ориентира. Общий ориентир мудреца – это квинтэссенция мудрости, некий девиз.

Общеизвестный девиз Сократа: «Быть достойным гражданином (честным, благородным, добрым, щедрым и так далее) выгодней, чем быть недостойным и бесчестным».

Доказывал это он таким образом, что всякая «прибыль» от подлости на деле оборачивается убытком, а всякий ущерб от самопожертвования так или иначе будет отплачен. Не самому тебе, так твоим детям.

Итак, ученики «тренировались». Один из них назывался «СОКРАТ», другой – на усмотрение учителя (скажем, Платона) – кем угодно.

Диалог Сократа со сварливой женой – такая же выдумка, как если бы был представлен диалог Сократа с Медузой-Горгоной или с Афиной-Палладой.

Вообще говоря, и имя жены Сократа «Ксантиппа», возможно, также выдумано, дабы придать живости диалогам.

Я отнюдь не утверждаю, что у Сократа была покладистая жена. Просто мы ничего не знаем о его жене, хотя считается, что у него она была сварливая, и что звали ее Ксантиппа. Впрочем, где-то читал, что Сократ был женат, и что жена даже приходила повидаться с ним после приговора. Любила она его, видимо.

Так родятся заблуждения относительно исторических лиц.

Ну, давайте подумаем. Если Сократ был мудрец – стал бы он жить со сварливой женой?

А если жизнь так сложилась, что развестись с ней он не мог, стал ли бы он с ней спорить?

1. Если жена не понимает логических доводов мудреца, то зачем тратить на нее слова? От нее надо бежать. Если бежать не можешь – молчать надо. Самый мудрый ответ тому, кто не слушает – молчание.
2. Если жена понимает логические доводы, ее не назовешь сварливой. Тогда это будет уже не ссора, а диспут. Жена, которая вступает с мужем-мудрецом в диспут – это тоже «философ». Но если она была философом, то она должна была бы, казалось бы, наравне с другими философами оценить остроту ума Сократа, признать за ним первенство, и не противостоять в своих ссорах, а лишь обсуждать с целью более глубокого проникновения в философскую суть вопросов.

Вот какой вывод мы должны сделать: «Сократ-мудрец не должен был бы спорить с женой». Если бы он с ней спорил, не был бы он мудрецом.

Что же остается ученикам? У них другая задача: ПОДЫСКАТЬ СЛОВА, какие МОГ БЫ сказать Сократ, будь у него сварливая жена, и начни она его обвинять, как мы называем, необоснованно.
Они решали поставленную перед ними учителем задачу: подыскать доводы.
Подыскивали.
Сократ только тут не при чем. И Ксантиппа – тоже.

Диалог Сократа и Ксантиппы – это учебный диалог мудреца, противостоящего нахрапистой глупости, хамству, чванливости.

Причем, хамство это должно быть «подкованным», ибо ученики должны были уметь поставить себя на место чрезвычайно сварливой жены, подыскать самые утонченные и злые аргументы, доводы, которые мы бы назвали «иезуитскими», если бы иезуиты к тому времени уже существовали.
Поэтому легендарная Ксантиппа – просто-таки рафинированный образец сварливости.

Бедный Сократ! Чего только о нем ни толкуют!

Но если бы это оказалось правдой, тогда тем более мы бы должны были сказать: «Бедный, бедный, бедный Сократ!»

Наверное, не столь велика беда - под старость быть отравленным соотечественниками по приговору, вынесенному сгоряча, как велико несчастье - всю жизнь прожить с женой, которая ежесекундно отравляет тебе жизнь…

Бедный Сократ!

Однако, подумайте вот ещё о чём.
Сократ великолепно отточил свой "метод Сократа". Он состоит в том, чтобы не утверждать что-либо, а задавать собеседнику вопросы.
Предположим, что у Сократа была бы сварливая жена.
Нам представляется, что он спросил бы её, например, вот о чём.
- Скажи мне, дорогая считаешь ли ты себя умней меня? Если да, тогда зачем ты вышла за меня замуж? Если нет, то с какой стати ты споришь со мной, вместо того, чтобы согласиться?