Мысли вслух...

Голиб Саидов
     Впервые (кажется, в году 1986-ом) в руки попала книжка В.Шаламова "Колымские рассказы" (запретная, франц. изд-ва). Дали её мне на один день. Помнится, я тогда произнес: "Поверю в гласность и перестройку, если ЭТО напечатают".
     Какой, оказывается, я глупый и наивный был (впрочем, наверное, им и остался): мог ли я тогда предполагать, что не только книги Варлама Тихоновича, но и многих других интересных авторов совершенно спокойно будут лежать на полках не востребованными новым поколением людей, нравственные ориентиры которых заметно сместятся в совершенно иную плоскость...


ХХХ


     Жизнь порою преподносит такие перлы, что все смешные байки, являющиеся плодами человеческого воображения, просто меркнут перед ней.
     19 апреля 2009 года. Готовлю на кухне и слушаю радиоточку. Диктор:
     - Итак, начинаем нашу традиционную воскресную передачу "Скорая кулинарная помощь". Я - Михаил Спичка - ведущий этой программы. Тема сегодняшней передачи посвящена светлому празднику Пасхи и мне, как всегда, помогает один из ведущих кулинаров России, президент петербургской гильдии шеф-поваров Илья Лазерсон.
     Во-первых, разрешите поздравить россиян с замечательным православным праздником, а теперь я предоставляю слово Илье.
     - Мои подозре... э-э поздравления по этому поводу...


ХХХ


     Одно из "изречений", произнесенное мною в шутку по адресу товарища, работавшего на тот момент в органах МВД и "вернувшееся" ко мне четверть века спустя в Питер, преодолев более четырех тысяч километров  - "Человек может стать ментом, но мент - человеком - никогда!"


ХХХ


     О своеобразном юморе бухарских евреев написано немало и все же...
     На, довольно общие рассуждения, относительно того, что, дескать, бухарские евреи из любого положения умеют удивительным образом выкручиваться, всячески избегая физического труда, наша собеседница - пожилая еврейка - с непередаваемой интонацией возразила нам с товарищем, выдав:
     - Э-э, Саша-а, - (делая ударение на последнем слоге) - мы работы не боимся: лишь бы она нас не трогала...


ХХХ


     Старый бухарский еврей, восхищаясь и хвастаясь перед нами своим внуком:
     - Нет, ты только посмотри на него: какой он маленький и бесхитростный...
     Самым смешным в этой констатации была интонация, которую очень сложно передать. Одновременно с умилением, совершенно четко в голосе прослеживалась озабоченность - как такому маленькому существу придется трудно в этом взрослом мире, где без необходимых навыков (вранья, лести и хитрости) невозможно прожить нормальному человеку.


ХХХ


     Чем отличается восточный человек, скажем, от человека с западным менталитетом? Последний, при принятии какого-либо решения, неизменно руководствуется законом, в то  время, как южанин - эмоциями. Нет, он также почитает закон (когда тот на его стороне), но предпочитает, всё же, его обходить. Как что-то несерьезное и только препятствующее его стратегическим целям.
     Русский человек - ни то и ни другое. Здесь решение принимает не закон и даже не здравый смысл, а в большей степени душа, настроение. В своей искренности он может быть до неприличия безоружен. Но, не дай бог, если он вас уличит в предательстве. Здесь "мстя" его жестока и беспощадна. Варвары могут тут отдыхать...
     Если русский человек говорит "да",  то можете не сомневаться  в положительном исходе дела. "Да" восточного человека может означать всё, что угодно: от "да, может быть" до "да, так я тебе и разбежался". Тут следует учитывать массу побочных немаловажных факторов. Как то: его голос, взгляд, интонация и ещё куча всего.
     Другими словами, если русского человека можно слушать с закрытыми глазами и быть уверенным, что он сдержит свое слово, то с южанином  всё обстоит иначе: здесь не только мало смотреть "во все глаза", но и необходимо предельно внимательно следить за его жестикуляцией, мимикой, чувствовать малейшее изменение тембра голоса, ритм и многое-многое другое. И даже после всего этого, остаёшься в неведении, относительно его искренности и честных намерений ("а не обманет ли?").
     И, тем не менее, это не Восток. А если быть точнее: Восток - не ЭТО. Мне, например, довольно сложно представить себе Беруни, Фараби или Авиценну с подобными чертами характера. Если образно отметить эволюцию культуры народов в виде графика, с её всплесками и падениями, то, безусловно, скорее можно согласиться с тем, что сегодня Восток достиг самой низшей точки своего упадка.


ХХХ


     Есть люди, занимающиеся самокритикой из тщеславия.
Наверное, я один из них...
     Вот и сейчас: написал, а - зачем?


ХХХ


     Странно: люди с таким азартом и на полном серьёзе готовы обсуждать о политике и государственном устройстве, об НЛО и инопланетянах, о грядущем потеплении и глобализации, в то время, как гораздо интереснее, повернувшись к себе, задать самый главный и очевидный вопрос: "Кто Я?"
     Как можно, не познав, прежде всего самого себя, с умным видом рассуждать на второстепенные темы?
     Меня никогда не переставала поражать эта беспечность...


ХХХ


     "В начале было Слово..."
     Что это значит? Я понимаю это следующим образом. Мусульманские богословы объясняют, что вся суть Корана заключается в одной - самой первой - суре, которая называется "Фатиха" ("Открывающая Книгу"). Если даже не знать эту суру наизусть, достаточно, с искренностью произнести самую первую строчку: "Ба исми Оллох ар Рахман ар Рахим!" ("Во имя Господа, Милостивого, Милосердного!")
     Далее, следуя этой логике, весь Коран вмещается в самой первой букве этой формулы - арабской "Б". Более того, в её единственной точке, снизу, которая охватывает собою ВСЁ. Всё материальное и духовное, весь видимый и невидимый мир. Глубоко философская мысль! Следовательно, Слово это Божественный Знак. Точка - наиболее лаконичное и ёмкое зрительное отображение этого знака. Завораживающе и впечатлительно!


ХХХ


     Вначале было слово... "Независимость".
     И только лишь, затем - "гастарбайтеры"...


ХХХ


     Каковы признаки старости? Вероятно, их немало. К примеру: это - когда, случайно (помимо своей воли), одновременно с кашлем, ты вдруг пукнул... Первая реакция - страх, переходящий в смех. И лишь затем, мысленно себя успокаиваешь: "Да-а... похоже, старость подступает..."
     Ха! Сколь изворотлив, скользок и хитёр наш ум: нет бы, сразу чистосердечно сознаться, что ты всего лишь на всего, обыкновенный засранец! Так - нет же... легче всего, валить на "старость"...


ХХХ


     Интересно: чем ближе к той неизбежной черте, тем усерднее начинаю стараться контролировать не только свои поступки, но и мысли, эмоции и т.д. Словно школьник, который находится на пороге экзамена. И волнение испытываю не меньшее.
     Оно и понятно: экзамен-то предстоит не из лёгких. Там уже никакие добрые учителя не помогут... там нет места шпаргалкам. Отвечать придется по полной...
     Господи! Помоги мне выдержать его достойно! Ну, хотя бы на "троечку"...


ХХХ


     Творческий человек не живёт: он горит. Как свеча. И - сгорает...


ХХХ


     Если Вдохновение иногда может позволить себе, прилечь и уснуть (причём, порою, уходя  в глубокую спячку), то Тщеславие ни на секунду не смыкает своих век, бдительно бодрствуя и постоянно находясь начеку!
     Это я к тому, что в последнее время, друзья и знакомые стали упрекать меня в том, что не пишу ничего нового. Мне же в ответ, приходится отшучиваться словами моего друга, который в подобных случаях простодушно констатирует:
     - Та-а... Муза-Сучка где-то шляется...


ХХХ


     "Как ты смеешь ругать, критиковать и поливать грязью ту родину, которая тебя приняла и приютила?! Это всё равно, что плевать в колодец, из которого ты пьёшь! Только неблагодарные сыновья могут так поступать по отношении к родной матери, которая их вскормила и вырастила... И вообще - какого хрена ты тогда здесь живёшь? Убирайся на ..."
     Знакомо, не правда ли?
     Так вот, я постараюсь ответить по-своему разумению.
     Во-первых: есть существенные различия между "родиной" и "властью". Между страной и теми, кто ею управляет.
     Во-вторых: давайте уточним - "мать" или "мачеха"? От матери не бегут, а от мачехи можно ожидать, что она не только в лес прикажет тебя спровадить, но и - куда подальше сослать. А то и вовсе - того...
     Ну и в-третьих: знаете, как это ни покажется странным, но я премного благодарен Всевышнему, что меня угораздило родиться в Советской стране и прожить остаток всей своей сознательной жизни в её "правоприемнице" - России. Потому как, благодаря именно  этой системе и идеологии (на примере истории последнего времени, которой скоро исполнится уж век), у меня выработался устойчивый иммунитет ко всякого рода лжи и лицемерию. Которые имеют обыкновение - рано или поздно - всплывать на поверхность, как всплывает всякое говно.
    


ХХХ



     Всю свою сознательную жизнь, я искал смысл своего существования на этой грешной земле и... настоящую свободу. То есть, когда не надо врать (хотя бы, самому себе),  когда можно быть воистину раскрепощённым: говорить - всё, что думаешь, строить свою жизнь так, как ты считаешь нужным, и быть полезным обществу.
     Высоцкий прожил всего 42 года, Пушкин - 37, а Надсон, оказывается, умер в 26 лет.
     Интересно: для чего на свете живу я, если после меня не останется буквально ничего?
     Впрочем... почему - "ничего": после меня останутся дети и внуки. Которым - я надеюсь - на генетическом уровне, всё-же, передастся это естественное чувство - быть воистину СВОБОДНЫМ. Может, только и в этом заключается моя миссия? И то - хорошо... И это меня как-то успокаивает.



ХХХ



         Русский язык тем и хорош, что он в состоянии передать очень тонкие оттенки и нюансы протекающей перед нашими глазами реальной жизни. Можно слушать, а можно и - слышать. Можно смотреть, а можно - видеть.
         Так вот: слышать и видеть - это талант. А - слушать... Говорят, что коровы в Японии тоже, слушают классическую музыку перед тем, как их зарежут с тем, чтобы предстать в виде стейка из мраморной говядины в каком-нибудь крутом фешенебельном ресторане.
          То же самое можно сказать и в отношении глагола "видеть". Увидеть - это удел немногих. В то время, как - смотреть... Смотреть можно и на пожар или катастрофу, после чего, с искренним сожалением произнести: "Жаль, что так быстро закончилось..."
         Это вовсе не означает, что я, таким образом, превозношу русский язык перед всеми остальными. Нет. Просто - к сожалению (или к счастью) - я мыслю и живу этим языком. Ведь, другими-то иностранными языками (а вот тут уж, точно - к сожалению) я не владею...



ХХХ



     У человека есть только одна задача - совершенствоваться. Каждый день, каждый час, каждый миг. И - искать ту настоящую и единственную Любовь, что лежит в основе всего мироздания. И ещё - благодарить Его за то, что Он позволяет нам иногда почувствовать её и через неё соприкоснуться с Ним. Ничего другого просто не существует. Вся вселенная есть макромир. Человек - это совершенная модель вселенной. А потому, чтобы понять этот мир, необходимо познать себя. И тогда все многочисленные вопросы отпадут сами собой. И останется только одна Любовь...
     Предназначение человека - любить.