Лошадь - она везде

Иосиф Лазарев
       Вообще-то книга, которая перед вами, не о лошадях, а об Истине.
       Посему, прежде чем читать, сделайте, пожалуйста, серьёзное лицо. В таких случаях обязательно принято делать серьёзные лица, - вероятно потому, что с понятием «истина» непременно увязывают нечто сложное и необратимое.
       На самом деле Истина по своей природе довольно иронична, женственна, любит посмеяться и пошутить над теми, кто пытается за нею ухаживать.
 
       Почему я назвал Истину лошадью? Для приятного разнообразия, с таким же успехом я мог бы её назвать верблюдом, бабочкой или черепахой. Просто тема поиска Истины настолько заезжена, что «лошадь», на мой взгляд, подходит как нельзя лучше.

       Дорогой господин, почему вы болезненно морщитесь?
       Я подозреваю, что именно вас коробит: вы философ со степенью, а я, жалкий самоучка, назвал Истину лошадью. Знаете что, давайте я назову лошадью и вас. В таком случае вы разделите участь не чью-нибудь, а самой Истины! И с этих пор размышляя о ней, люди невольно будут размышлять и о вашей жалкой судьбе…

       Ну и наконец, дабы с чистой совестью приступить к своим нудным размышлениям об Истине, мне остаётся только заверить любителей животных, что ни одна лошадь при написании этой книги не пострадала.

       Истина.
       Почему её ищут? Модно? Любопытно? Необходимо? И почему это стоит титанических усилий целых поколений? Ведь она повсюду. Истина – везде! Вокруг и внутри нас. Её может найти любой человек, даже если ему завяжут глаза любовью, заткнут уши обещаниями и закроют рот бутербродом со свежей ветчиной.
       Мало того, если когда-нибудь вы разбогатеете настолько, что категорически откажетесь от поисков Истины, она отыщется сама, придёт к вам и скажет: «Вот она я, принимайте на иждивение какая есть, нравлюсь или не нравлюсь».
       И тогда вы поймёте, что на самом деле трудно не найти Истину, трудно вместить её в себя. Как? Как её вместить? Ведь её так много! У неё миллионы граней, миллиарды звуковых и цветовых оттенков!

       В размышлениях об Истине принято многозначительно вздыхать. У меня это вызывает либо улыбку, либо жалость – в зависимости от того, сколь далеко «продвинулся» человек в своих поисках «смысла жизни». Уже ли прибегнул он к религии или ещё барахтается в холодных тисках точных наук.
       Истина… Вот говорят, Бог есть. И я вижу, что это правда. Правда потому, что Ему поклоняются. Поклонение создаёт Бога даже там, где его нет.
       Иные утверждают, что Бога не существует. И это тоже Истина. Ведь для тех, кто так считает, Бога действительно не существует! Он есть для других, тех, кто в него верит, а для этих – нет. Я не берусь судить, плохо это или хорошо, что за меня охотно сделают другие. Я просто констатирую очевидное: для одних людей Бог есть, а для других – нет.
       Отсутствие и присутствие Бога не два противоречащих друг другу факта, а всего лишь разные полюса одной и той же Истины. Атеисты на самом деле ничуть не дальше от Бога, чем самые преданные его ревнители.

       Вера создаёт Бога или Бог создаёт веру? Иными словами, Бог создаёт нас или мы создаём Бога? Вот главный вопрос, на который невозможно ответить объективно, потому что часть общества – служители Бога, а другая часть – служители самих себя.
       Христианская мораль настаивает на том, что лучше и гуманнее служить Богу, чем самому себе. Служить себе – эгоизм, а эгоизм – грех. Но мы понимаем: что бы ни утверждала мораль – христианская или любая другая, – мы при всём желании не можем служить Богу. Максимум что мы можем – это служить идее о Нём, чем, собственно, и занимались люди на протяжении веков.

       Кстати, идея о Боге ничуть не менее могущественна самого Бога. Ведь полностью возлагая на себя Его функции, она подвигла целые народы осознать либо своё величие, либо своё ничтожество.
       Конечно, верующему человеку сложно признать, что на протяжении всей своей сознательной жизни он подменял Бога идеей о Нём. Оказывается, человек служил идее, а не Богу! Он поклонялся идее и приносил жертвы именно ей. Иными словами, с искренней молитвой на устах, он служил идолу! Да, Истина бывает жестокой…
       Открывать Её – всё равно что делать самому себе хирургическое вскрытие для извлечения больного органа.

       А между тем, не следует так уж драматизировать. Всякий человек, когда не в состоянии что-то увидеть и пощупать создаёт идею об ЭТОМ, что вполне естественно. Духовная Сущность человека жаждет прекрасного и справедливого. Она жаждет «рая», но не может его достичь «здесь и сейчас» в силу телесных ограничений.
       Тогда мозг, спеша помирить друг с другом желаемое и действительное, создаёт посредника-миротворца, то есть порождает идею о добром и справедливом Сверхсуществе, на том и успокаивается. И это Сверхсущество действительно доброе и справедливое, потому что таким оно придумано, и другим быть не может.
       С этого момента идея о Боге служит человеку опорой и поддержкой, даёт стимул терпеть и даже поощряет мучения. На уродливом древе Страдания вырастает дивный плод Самопожертвования – триумфальный венец познания добра и зла… Очевидная Истина! Но как её вместить?

       Истина – везде.
       В некоторых кругах модно рассуждать о силе мысли, способной сметать на своём пути любые препятствия. Авторитетные мужчины и женщины, преуспевшие в накоплении материальных благ, доказывают нам, что для мысли нет ограничений. Что мысль всесильна и стоит нам только «от всей души» чего-то пожелать, как всевозможные блага хлынут на нас долгожданным, очищающим потоком. Вселенная распахивает материнские объятья навстречу своим любвеобильным чадам. Красиво!
       Благодарные слушатели с разинутыми ртами-клювами внимают радужным перспективам будущего. Светлые улыбки, лучащиеся глаза, томительная дрожь предвкушения. Мысль может всё! Предела нет. Социальные путы разорваны в клочья и жалкими лоскутками валяются у ног победителей…
       Самое забавное состоит в том, что мысль действительно может всё, раз в её силах создавать и ниспровергать общечеловеческие идеалы. Именно мысль строит и ломает привычки, быт, характер, настроение, прошлое и будущее. Так что же, эти опьянённые успехом «учителя» глаголят Истину? Да. Конечно, да!

       Но ничуть не меньшую Истину изрекают и их оппоненты, утверждающие, что мысль – жалкая, зависимая и непостоянная субстанция. А ведь и вправду, сколько бы мы ни внушали себе положительных «мыслеобразов», сколь бы ни поднаторели в самогипнозе, разве в наших силах сделать себя по-настоящему счастливыми, да ещё на всю жизнь? Разве счастье – это искусство ума, изощрённого в самообмане?
       Разумеется, они правы! Они видят другую часть Истины – ту, которую не видят их идеологические противники. В то время как «противники» зациклены на собственном, ограниченном кусочке всё той же Истины.

       А сама Истина парадоксальным образом заключается в том, что Мысль ровно настолько же сильна, насколько слаба. Настолько же реальна, насколько иллюзорна, поскольку в ней всё уравновешено. Равновесие – другое имя Истины. Искать Истину так же глупо, как искать Равновесие, - оно просто СУЩЕСТВУЕТ.
       Искать Истину столь же смешно, как искать собственную руку или ногу. Но парадокс заключается в том, что невозможно найти Истину, не проведя длительного времени в бесплодных поисках. Истина открывается нам сама, а не благодаря нашим исканиям! Но если мы не будем искать, она не найдётся. Парадокс – ещё одно имя Истины.
       Зрелость ума характеризуется способностью видеть парадоксы. И я снова задаюсь вопросом: как вместить в себя это Равновесие, этот Парадокс, эту Истину?

       Буддийские мудрецы, пропагандирующие иллюзорность мысли настолько же правы, насколько правы учёные, доказывающие её материальность. Чтобы в полном объёме осознать Истину, надо как минимум перестать быть мудрецами и учёными…

       Все заблуждения мира проистекают из того, что Истина – одна и неделима, а её пытаются либо делить, либо размножать. Но двух «истин» быть не может! Их не может быть ни три, ни четыре, ни десять.
       Люди зачастую соглашаются с тем, что Истина – одна, но при этом считают её чем-то однозначным и прямолинейным: либо радость либо печаль, либо реальность либо фантазия, либо богатство либо нищета. Не удивительно, что никто не находит Истину, ведь её ищут в какой-то одной из плоскостей сознания, в том время как этих плоскостей – бесчисленное множество.

       Наш мозг в традиционной панике мечется между «да» и «нет», между «там» и «здесь». В его ли силах, постоянно пребывая в состоянии выбора, осознать, что Истина – везде? Или хотя бы впитать в себя простейший парадокс: выбора у человека нет, хотя выбор всегда за нами!
       Свобода личного выбора и предопределённость судьбы – самым глупейшим и ошибочным образом противопоставляются друг другу. Хотя на самом деле являются только разными сторонами одной медали – медали, которой Истина награждает тех, кто сумел сорвать с неё покровы.
       Она жаждет быть обнажённой! А мы Её кутаем в тысячи идеологических одёжек (с кучей застёжек), по иронии судьбы называя сей процесс «обнажением истины». Мы одеваем эту прекрасную Женщину в такое грязное, прохудившееся тряпьё, что лишь Её великодушие спасает нас от справедливого возмездия. Впрочем, возмездие мы устраиваем себе сами – и это тоже Истина…

       Найти Истину проще, чем её не найти. Для этого не обязательно быть Сократом, Аристотелем, Буддой или Христом.
       Истина – везде и во всём, что нас окружает. Но раз за разом я задаюсь тем же вопросом: как в себя её вместить? У каждого из нас свой внутренний «объём» – кто-то вместит больше, кто-то меньше. Всю Истину целиком не вместит никто.
       Вот какой на самом деле должна быть тема научных исследований и религиозных проповедей: расширение внутреннего объёма, духовного пространства или расширение сознания. Назовите ЭТО как угодно. Главное – не цепляться за формулировки, если мы действительно надеемся что-то понять! Понимание – не пропаганда собственного «порядка». Понимание – это виденье и принятие всех «порядков» одновременно. И я снова задаюсь вопросом: как вместить?

       Истина – одна. Просто разные люди видят разные её части. Представьте себе Истину в виде огромного пиршественного стола, за которым собралось всё человечество сразу. Одни видят один кусочек стола, другие – другой. Вообразите себе, что яства, расставленные на столе – наша жизнь, в её неуёмном многообразии.
       Как и в нашей жизни здесь присутствует и «сладенькое» (надежда), и «солёненькое» (слёзы), и «острое» (впечатления), и «горькое» (разочарование).
       Кому доступны одни блюда, кому другие. Вон там попросили «передать селёдочку», а вон там, справа наискосок, – «винегрет» или «жаркое». Кто-то делает вид, что не видит, кто-то притворяется, что не слышит. Кто-то подозрительно разглядывает каждый кусочек, а кто-то не задумываясь хватает что не попадя.
       Те – тщательно пережёвывают, эти глотают кусками. Как по-разному можно «есть»! В смысле, насколько по-разному можно жить…

       Каждый уверен, что Истина – это его часть стола. Мало того, он убеждён, что это не часть стола, а весь стол, и что кроме этого стола никакого другого в мире не существует.
       И он прав! Да, он по-своему прав. Ему невдомёк, что по ту сторону стола – тоже Истина, только с другого боку. Для него Истина – здесь. Потому что он родился в этой части «общественной кормушки». Именно здесь его пичкали определёнными идеями и принципами. Он кушал в меру своего аппетита и переваривал в меру своих способностей.
       Словом, здесь он вырос и воспитан. Именно сидя на этом «стуле» он познал некоторую часть вселенской любви и примерно такую же часть ненависти. Разумеется, он имеет право судить о том, что испытал на собственном опыте! Сказать, что он ошибается – глупо, а ведь именно это скажет, да ещё попытается доказать каждый из нас…

       Вон те два почтенных господина, трапезничающие на противоположных концах стола, принялись спорить друг с другом до хрипоты, отстаивая личную точку зрения. Им в поддержку – «богатый» жизненный опыт, «юридические нормы», книги и прочие более ли менее «весомые» аргументы.
       Что возразишь этим господам? Я не знаю конкретно предмета их спора, но уверен, что они оба правы. Иначе просто не бывает! В конце концов, они едят с одного стола, и не исключено даже, что из тарелок, принадлежащих одному сервизу.

       Можно сказать иначе: эти господа рассматривают по отдельности копыта и сбрую. Они совершенно точно их описывают. Их свидетельства правдивы и безупречны. Они слышали о существовании лошади, но никогда её не видели. Поэтому о лошади у них имеется только идея. Но сколь бы «лошадиной» ни была идея, она никогда не станет самой лошадью.
       Точно таким же образом, сколь бы божественна ни была идея о Боге, она никогда не станет Богом.
       А в заключении остаётся только добавить: даже самые лживые из нас абсолютно правдивы и истинны в тех вещах, в которых искренне убеждены. Наша проблема лишь в том, что мы никогда не видели «лошадь», хотя эта «лошадь» – везде!



       ///конец первой главы\\\