Сербы Полабья

Сергей Прямчук
Прямчук С.Д. 17 января 2000 г.

"Сербы Полабья"

       ПРАРОДИНА СЛАВЯН локализуется относительно узкой полосой между рек Нижней Лабой на западе и Стырь (Западная Украина) на востоке, - так называемый "Вендский ареал". Носители этой культуры - славяне (венеды) жили в срубных жилищах, преимущественно в избах с полом на уровне земли, а не в землянках. С конца 2 века до н.э. по начало 5 века н.э. на территории вендского -ареала возникли две археологические культуры пшеворская и черняховская, которые и заложили процесс размежевания славян на Западных и Восточных. Культура славян пражского типа возникла в 6 веке, в результате вынужденного расселения славян к югу от Вендского - родительского ареала где на новых землях они первоначально строили на скорую руку не избы, а землянки. Ареал пражской культуры, как лента, протянулся от междуречья Лабы и Салы (Заале) через Центральную Чехию, Южную Моравию, Западную Словакию до Житомирской области Украины.

       Обширные территории в центральной Европе в 2000 г. до н.э. занимал индоевропейский народ ВЕНЕТЫ. В отношении славян известно, что они именовались раньше венедами, сохранили память об этом старом имени славян многие народы, так финские народы Балтии, называют Россию - Венейей, а русских - венелайнен. Полабских сербов, до 13 в.н.э. занимавших южную часть ГДР и сохранившихся до наших дней на территории славянского края Лужицы, МИЛЬЧАН и ЛУЖИЧАН немцы до сих пор называют ВЕНДЫ. В Нижней Саксонии землю полабских славян - Бодричей, утративших, к сожалению, славянскую речь в конце 18 в. н.э., немцы называют ВЕНДЛАНД.

       Часть полабских сербов и ободритов в 7 веке переселилась на Балканы, где основали Сербию, которые пришли на Далматинское побережье по приглашению императора Ираклия и поселились, как византийские союзники после аваро-византийской войны в 602г. Полабские сербы вместе с чехами участвовали в походах франкского короля Карла в 789г. и 791г. н.э. против Аварского каганата.
       Славяне возглавляемые Моравским князем Моймиром (818 - 846г.) объединясь создали государство "Великая Моравская Держава", в состав которой, как и Державы Само (с 623 г.), вошли и земли полабских сербов. В 863г Великая Моравия приняла христианство в результате миссии Кирилла и Мефодия, что говорит о том, что первые христиане среди полабских сербов появились в те времена. В исторических исследованиях К.А.Иенича "Повесть о сербских королях" рассказывается о времени принятия серболужицким королём Милидухом в Будышине христианства, которое помогло сражаться со скандинаво- немецкими захватчиками.

       В 983г. начались восстания полабских славян и это на 20 лет защитило Польское государство Мешко - 1 (существующее с 963г.) от германских вторжений и позволило завершить политическую консолидацию Польского государства. В 1003 г. Болеслав Храбрый освободил от франкской оккупации Лужицкую и Мишенскую марки (Полабскую Сербию), оттеснив немцев за Лабу, дойдя в 1007г. до Магдебурга, населённые в этот период исключительно полабскими сербами, именовавших себя: сербья - сербский люд. 30 января 1018 г. по Будышинскому Миру Лужица вошла в состав Западнославянского государства Болеслава Храброго. В 1264 полабские сербы составляли свыше 90 % населения в ПОЛАБСКОЙ СЕРБИИ (между рек Салой и Лабой на западе и Водрой - Бобрём/Квисой на востоке). В период 1150 - 1300 происходило усиленное переселение франкских, фламанских, тюрингских и саксонских крестьян в Полабскую Сербию, которые стали ядром германизации местного славянского населения. Сербских князей истребляли и вместо них правящий класс складывался исключительно из числа немецких захватчиков.

С 1293 по 1327г. в Полабской Сербии в городах к востоку от реки Салы (Заале) Бернбурге, Липске (Лейпциге), Альтенбург и Цвиккау местному населению было запрещено говорить на родном славяно-сербском языке. Хотя крестьянское население в округе оставалось славяноязычным - сербским. А города славян превращались в форпосты германизации. (Имя героя Зербино из немецкой сказки повидимому, является отголоском прежнего славяноязычного населения сербов - сербин (Сербино - Зербино)). Онемеченные полабские славяне, как снежный ком захватывали в этот процесс - германизации всё новых и новых полабских сербов. Первое время полабские сербы ещё не были официально поставлены вне городского права, о чём свидетельствуют цеховые статуты 13 - 14 веков, но в 15в. издаются уже постановления, исключающие славян из сферы городского права и из некоторых цехов.

       В 12 в. земли мильчан и гломачей в Горной Лужице были в ленном владении у чешских князей. В результате длительной борьбы за овладение Лужицей победителем вышел чешский король Ян Люксембург, который был женат на представительнице династии Пшемысловичей. Основатель Пражского университета в 1348г. король Чехии Карл - 1 присоединил часть земель Саксонии и Тюрингии и купил маркграфство Бранденбург. Таким образом Лужица вошла в состав Чехии, и её тоже затронуло учение ректора Пражского университета Яна Гуса (1371 - 1415). Существует договорённость, что с прекращением династии Габсбургов Лужица снова должна войти в состав Чехии. В учении Лютера лужичан привлекали такие требования, как введение "дешёвой церкви" и право народа исповедовать веру христиан на своём родном языке, лужицкие сербы приходили к Мартину Лютеру и просили его перевести Библию на серболужицкий язык, но он возразил им, "Зачем вам этот напрасный труд - переводить Библию на серболужицкий язык, ведь через 100 лет Ваши потомки будут говорить по-немецки и не будут знать родного языка".

       В конце 15 в. - начале 16 в. были открыты в Лужицких Рудных горах залежи полезных ископаемых, которые привлекли внимание немецких промышленников ставших скупать эти славянские земли, изгоняя серболужицкое население. В 1574 г. впервые напечатана книга на лужицком языке, а в России на русском на 10 лет раньше в 1564г. На территории Лужицы был запрещён сербский языка , изгонялись лужицкие священники, закрывались церкви, в которых богослужение велось на серболужицком языке. В 1612г. было самое значительное восстание серболужицких крепостных крестьян у города Губин. За период Тридцатилетней войны 1618 - 1648 - годы Реформации, когда происходило размежевание между сторонниками протестантизма и католицизма в Европе, на территории Полабской Сербии погибло половина славяно-сербского населения. В результате чего сильно сократился ареал распространения полабско-сербского языка. 1756 - 1763г. Семилетняя война, нанесла значительный ущерб лужицкой письменной культуре.

       В 1651г. по постановлению будышинского дворянского сейма лужицким сербам запрещено было носить длинные волосы, банты, перья на шляпах, сапоги с высокими каблуками, не разрешалось танцевать даже по праздникам, ходить с палками, в дальнейшем были запрещены народные праздники и посиделки, запрещено петь лужицкие песни. Именно в эти тяжёлые годы появились первые лужицкие просветители из среды духовенства. В 1667г. серболужицкие восстания распространились в деревнях Долинной Лужицы вокруг города Котбус. Тогда же вспыхнуло восстание королевских солдат в г. Потсдаме, набранных из лужицких крестьян. В 1714 г. был запрещён серболужицкий язык в школах и церквах в новом Бранденбургско - Прусском королевстве. Король Фридрих Вильгельм-1 в 1731г. даже запретил жениться серболужичанам, если они не овладели немецким языком. Были запрещены все контакты с лужицкими сербами в Саксонской части Лужицы.

В 1818 г. в Пруссии запрещено местному населению говорить по-серболужицки, в 1875 г. запрещён серболужицкий язык в школах. 6 августа 1875 лужицкая молодёжь, как протест, собралась на первую СКАДОВАНКУ, ежегодную встречу лужицкой молодёжи и студентов. В последующие годы скадованки проводились дважды в год, весной в Будышине и осенью в местах, которым в наибольшей степени грозила германизация. В 1915г. скадованки запрещены. Немецкие власти Веймарской республики в 1919 г. не признавали за лужицкими сербами прав национального меньшинства, мотивируя это тем, что в отличие от поляков, датчан, литовцев, лужичане не имеют своего государственного образования.

В 1922 г. лужичанам было запрещено даже приближаться к чехословацкой границе. В апреле 1933г. последовало распоряжение закрыть газету лужичан "Сербске Новины", распущена молодёжная организация "СОКОЛЫ", организованная в конце 1920г., как молодёжная организация лужичан, которая была тесно связана с чешской спортивной организацией "Соколы". А. Гитлер объявил лужичан "сербоязычными немцами" и планировал их переселение в Эльзас-Лотарингию. В документах "Вендского отдела" говорилось: "Серболужичане не являются национальным меньшинством в собственном смысле этого слова и не имеют собственной народности, они составляют особую часть немецкой народности... лужицкие сербы являются немцами. Отношение к лужицким сербам составляет внутри германский вопрос, который не должен беспокоить Лигу Наций".

 В мае 1922г. учёные-слависты Европы обратились в Лигу Наций , что б сохранить 200 тысячный народ- лужичан, как реликтовый славянский этнос. За период с 1929 по 1936г. в "Лигу Наций" поступило 852 жалобы по судьбе лужичан, на рассмотрение Совета Лиги Наций дошло только 5 жалоб, которые были похоронены в процедурных спорах. Нацистская диктатура пыталась уничтожить серболужицкий народ, были изгнаны лужицкие учителя и лужицкое духовенство - священники из Лужицы, запрещены все формы общественной лужицкой жизни как славян.

Все официальные переписи лужицких сербов в Германии искусственно занижали реальную численность лужичан: 1849г.=141.649 чел., (С 1854 г. началась первая волна эмиграции лужичан в Техас и Австралию, где обосновалось более 10.000 лужичан,) 1861г.=136.160, 1886г.=177.000, 1880г.=131.500, 1900г.=116.811, 1910г.=104.114, 1925г.=71.203, 1939г.=425 лужичанина - это те, кто говорил только по-серболужицки и не знал немецкого языка, всех знавших немецкий и серболужицкий язык записывали немцами. В 1949 ГДР оценивали численность лужицких сербов в 250 тысяч человек.

       В 1697г. Императору России Петру Первому, проезжавшему через Полабскую Сербию во время "Великого посольства" Петра-1 в Западную Европу, в Дрездене, лужицкий филолог Михаил Френцель (1628 - 1706) от имени лужичан подарил несколько своих книг на лужицком языке. Саксонский король предложил М.Френцелю сделать перевод Библии на серболужицкий язык, что он и выполнил к 1706г. В проповедях Френцель говорил, что лужичане не одиноки, что славянское племя обширное, "...даже в Китае говорят по вендски, по-славянски".

 Российская Императрица Екатерина Вторая родилась в Полабской Сербии и именовалась до принятия православия Софья Ангальт - Цербстская (Сербская). А.И. Тургенев и А.С.Кайсаров совершили путешествие по Славянским землям Полабъя и Поморянии. В письме к родителям 29 мая 1804 г. А.И. Тургенев писал: "Для русского славянина Лужица и Поморяния должны быть интересней Италии: потому, что в Италии жил народ, для нас совершенно чуждый, здесь же в Лужице и Поморянии всё дышит славянизмом, здесь находим мы следы древних предков наших и в потомках их, лужицких сербах и кашубах - поморянах видим еще некоторые остатки древних славянских нравов и обычаев.

В октябре 1813г. в сражении под Липском (Лейпциг) "битва народов" была окончательно разбита армия Наполеона. Именно тогда лужицкое население впервые познакомилось с простыми русскими людьми- солдатами. Лужицкие сербы встречали русских солдат, как своих освободителей. Русские солдаты удивлялись сходству наших языков. По-русски дед, а по-лужицки и по-мильчански: dzed - stary pan; девушка = holca - zowco; свадьба = kwas - swajzba; петух = kapon - kokot; стакан = sklenca - glazk; внук = wnuk - syna syn; счастье = zbozo - gluka. Радовали русских казаков и родные по звучанию названия серболужицких городов и деревень-местечек: Слюбице, Милораз, Емельница, Мост, Вербно, Буков, Русица, Каменица, Бела Вода, Горка, Лужница, Ровна, Липина, Липск (Лейпциг), Бранибор, Любнёв, Любий, Пнёв, Псовье, Прилук, Церквице, Дубрава, Дубо, Любин, Любораз, Гродк (городок), Речица, Низка, Краков, Польцница, Высока, Смердзаца, Злы Коморов.

И.И.Срезневский в В письме к матери от 26 сентября 1840 г. из Будышина писал: "Лужицкие Сербы умный, добрый народ, не бедны, довольно образованы - по крайней мере, все умеют читать, и между тем сохранил много старых обычаев, обрядов, даже суеверий. Язык лужичан, занимая средину между польским и великорусским, очень приятен...".

       2 июля 1842 - Андрей Зелер и Ян Арношт Смоляр основали газету лужичан "Tydzenska Nowina", сегодня она называется "Serbske Nowiny". Лужицкая пресса оказала консолидирующую роль на процесс сохранения и формирования национального самосознания лужицких сербов. 26 февраля 1847 Я.А.Смоляром основал научное общество "Матица Сербская". 2 - 12 июня 1848г. в Чехии в Праге начал работу "СЪЕЗД СЛАВЯН". Лужичане были приглашены на съезд австрийских славян, а Пётр Иордан вошёл в его подготовительный комитет.

       В 1848г. вспыхнула революция в Германии. По решению Матицы Сербской в мае 1848г. была составлена петиция королю, сербы Лужицы потребовали предоставления социальных и национальных прав, под которой было собрано 5.000 подписей лужичан. Бежавший из Дрездена король и правительство пообещали удовлетворить эти просьбы лужичан.

       В мае месяце 1867г. в Москве прошёл "Всеславянский СЪЕЗД СЛАВЯН", в нем приняли участие и делегаты от лужичан Я.А. Смоляр и врач Пётр Дучман. У лужичан возникли патриотические движения "старосербы" и "младосербы" которых возглавлял священник Якуб Барт - Тишинский. Они выдвинули программу сохранения этнической целостности лужицкого народа и его культуры. 21 апреля 1897г. в Будышине был заложен "Сербский Дом", а в 1904 открыт. В 1912г. в Воёреце 31 серболужицких обществ основали объединение "Домовина" ("Domowina" - "Родина"). http://www.domowina.de, E-mail: Domowina@t-online.de

       Домовина подразделяется на районные организации, так называемые ЖУПЫ и на 150 местных групп - СКУПИНЫ, которые могут объединять несколько мелких общин во главе с доверенным лицом - ДОВЕРНИК. Высшим органом в лужицкой общине является собрание общинных представителей "ГРОМАДА". Лужичане из своей среды избирают на 2 года исполнительный орган - общинное управление в составе: старосты - "ШОЛТА" (по-немецки бургомистр).Знаменем Домовины, как и всего лужицкого народа, является трехцветный флаг верхняя полоса голубая, средняя красная, а нижняя белая, символом Домовины является - дерево ЛИПА с корнями.

       13 ноября 1918г. множество лужицких сербов из всех краёв Лужицы прибыли к "Сербскому Дому" в Будышине, где избрали "Народный Совет Лужицких Сербов". В Совете выступил А.Барт: "Вставайте СЕРБЫ Лужицкие. Заявляйте, что МЫ сами можем хранить "Божье Королевство" в Лужице, хранить свои дворы и поля, хранить нашу серболужицкую "сербстину" - речь. Все мы здесь едины - католики и евангелисты, лужичане Долинной Лужицы и мильчане Горной Лужицы". Повсеместно проходили собрания, на которых лужичане избирали местные "Национальные комитеты лужицких сербов" и принимали резолюции с требованием о самоопределении Лужицы - создания своего государства - Лужица (Лаузиц).

На состоявшемся 20 ноября 1918г. собрании лужицких сербов в деревне Кростовице был избран "Сербский Союз" и была принята резолюция с требованием самоопределения для Лужицы, где говорилось: "Собравшиеся 20 ноября в Кростовице лужицкие сербы на основе общепризнанного равноправия народов требуют обеспечения самостоятельного развития сербского народа в "Объединённой Горной и Долинной Лужице". Для достижения этих целей мы требуем допущения серболужицких представителей к работам предстоящей мирной конференции" и направили на неё секретаря народного совета Бриля. Собрания лужицких сербов проходивших в дальнейшем в разных общинах Лужицы, одобрили кростовицкую резолюцию от 20.11.1918г. "О Самоопределении Лужицы".

 В январе 1919г. В Париже министр иностранных дел Чехословакии Э.Бенеш потребовал согласия лужичан на воссоединение Лужицы с Чехословакией. Председатель "Народного Совета Лужицких Сербов" А.Барт в Париже подтвердил согласие лужичан на воссоединение с чехами. В марте 1919г. был выработан ещё один вариант решения судьбы лужичан, создать "Объединённое Лужицкое Государство" в составе Германии, но под покровительством Лиги Наций. В июне 1919г. в Будышине, немецкими властями, были арестованы лужицкие активисты, а 2 октября арестован А.Барт.

       После освобождения Лужицы и Чехословакии Красной Армией в 1945г., "Народный Совет Лужицких сербов" обратился с 4 меморандумами. От 12.05.1945г. № 1 меморандум Лужицких Сербов (Яна Грофа, Павла Крейчмара) Маршалу Советского Союза И.В. Сталину. Прага, 1945г. Лужицкий Народный Совет просил освободить в первую очередь военнопленных лужичан, оказать содействие в возвращении Лужицкого Народного Совета в Будышин (Баутцен) из Праги. Предлагается тесное сотрудничество с соседней Чехословакией под защитой победоносного Советского Союза.

1.06.1945г. № 2 меморандум (Ян Чиж, Ян Смоляр) - Славянского народа в Германии, который просит освобождения и присоединения к Чехословакии. Предлагается воссоздать уже не Лужицкую марку, а "Единую административную область ЛУЖИЦА", величиной приблизительно в 10.000 квадратных километров с 900 тысячным населением, из которого 500.000 человек лужичане. И чтобы Лужица находилась в границах Чехословакии под охраной СССР.

7.01.1946г. № 3 меморандум (Ян Чиж) - Последнего порабощенного народа Европы. Принять лужичан в ООН, признать Национальный Совет, как правительство самостоятельной Лужицы и немедленно отменить в Лужице все распоряжения, изданные Союзным Контрольным Советом для побеждённой Германии.

 Март.1946г. № 4 меморандум, предложенный Конференции четырёх министров иностранных дел в Москве. Необходимо включить соответствующий пункт в мирный договор, отделить Лужицу от Германии в политическом отношении и объявить её нейтральной территорией, на которой разрешить пребывание вооружённых сил одного или нескольких славянских государств. А так же обязать Германию компенсировать ущерб, причиненный лужицкому народу в политическом, экономическом и культурном отношении.

       Меморандумы лужичан остались без внимания руководства СССР в связи с тем, что не ясно было в чьей сфере влияния окажутся Западнославянские страны. А территория Полабской Германии точно оставалась в Советской Зоне Влияния, и было решено оставить лужицких сербов в составе немецкого государства. Так рухнули надежды славян - вендов по созданию: "Славянского Люксембурга" - Лужицы - "Славянского - Лаузица".

       В результате добычи бурого угля в 20 веке, были снесены сотни лужицких деревень, и в связи с плановым расселением на лужицких землях немецкоязычных переселенцев из Восточной Европы, после окончания войны, привело к разрыву монолитного этнического ареала лужичан, на южный ареал - мильчан и северный-лужичан в Блото. В 1989г. нависла страшная угроза гибели лужичан, как реликтового славянского этноса центральной Европы. Ведь численность лужичан за 40 лет существования ГДР сократилась в 10 раз, с 500 тысяч лужичан в 1945 г. по оценке "Национального Совета Лужичан" до 50 тысяч в 1990 г. по данным "Домовины". В мае 1990г. председатель Домовины Бьярнат Чиж выразил беспокойство лужичан, за свою судьбу в момент объединения Германии. Лужичане хотят, чтобы важные моменты для жизни лужичан, в том числе охрана исторической территории проживания лужичан - Лужицы, были обеспечены надёжными правовыми документами. Директор института лужицких сербов Мартин Каспер выразил беспокойство по поводу желания лужичан сохранить административную целостность Лужицы.

       Лев Николаевич Гумилёв определяет лужичан, как реликтовый славянский этнос, в котором основу народа составляют "гармоничные люди" И только в 1945г. единственный раз создались условия, когда все лужичане без боязни и с выгодой для себя смогли честно сказать: "Я Лужичанин - Я Серб !". Поэтому тогда и стало возможным определить численность лужичан в 500 тысяч человек.

       С 23 сентября 1996 г. в России начало свою публичную деятельность "ОБЩЕСТВО ДРУЖБЫ РОССИЯН с ЛУЖИЧАНАМИ в ФРГ"