Я Лужичанин - Я Серб!

Сергей Прямчук
7 апреля 1999г. С.Д.Прямчук

"Я Лужичанин - Я Серб !"

Полабская Сербия (площадью в 60-70 тысяч кв. км.), в 7 веке занимала всю южную часть ГДР - междуречье басейна рек Сала /Заале и Лаба/Эльба на западе и на востоке рек Одра/Водра и Нейс/Ныса Лужицкая. Великий этнолог Лев Николаевич Гумилёв говорит, что в 7 веке избыточная часть сербского населения из Полабской Сербии переселилась на Балканы в Византийскую-Греческую Империю. Вместе с сербами из нижнего Полабья в окрестности Белграда пришли славяне-ободриты, а сербы создали на территории Черногории и Косово первое сербское государство Рашка (Раша по-английски Россия).

Разгром аваров в Далматии (территория Югославии) Константин Багрянородный определённо связывает с хорватами и сербами, которые пришли на Далматинское побережье по приглашению императора Ираклия и после изгнания аваров поселились в этих местах, как византийские союзники или федераты после аваро-византийской войны в 602г. В 631 году князь полабских сербов Дерване разбил войска франкского короля Дагоберта. Полабские Сербы вместе с Чехами участвовали в походах франкского короля Карла в 789г. и 791г. н.э. против Аварского каганата. В 928г. король саксонец Генрих Птицелов захватил территорию Полабско-сербского племени гломачей и обложил данью лютичей. Славяне восстали и свергли немецкое иго.

 В 1002г. подняли восстание ободриты-бодричи. Князь Ратибор укрепил центральную княжескую власть в Земле Ободритов - Вендланде (Сегодня земля ободритов называется в ФРГ: Мекленбург, Шлезвиг-Гольштейн включая город Любек/Любица и часть земель вдоль левого берега Нижней Эльбы/Лабы к югу от Гамбурга в Нижней Саксонии), чему в немалой мере способствовала военная опасность со стороны саксов. В результате у бодричей к 11 веку оформилась раннефеодальное государство с довольно сильной центральной властью. Начало большому государственному объединению было положено при князе Готшалке. Созданные им основы единой княжеской власти просуществовали около столетия.

Несомненно, что князья старались усилить свою власть, опираясь на дружину, противопоставляя её родовой знати и жречеству. Готшалк исповедовал христианство и насаждал его у подвластных племён, считая христианизацию необходимым условием существования Ободритского государства. Против внутренней политики князя в 1066г. вспыхнуло восстание, сам Готшалк был убит. Ободритский князь Никлот благодаря своим военным дарованиям, энергии и последовательной антинемецкой политике сумел объединить многих славян Полабья. Славяне разгромили в 1147г., пришедших в страну Бодричей, немецких крестоносцев. В исторических исследованиях К.А.Иенича "Повесть о сербских королях" рассказывается о временах принятия серболужицким королём Милидухом в Будышине христианства, которое помогло сражаться с немцами.

Основой языческой - народной религии полабских славян была вера в главного небесного бога - Владыку Мира, а также других богов - его детей и внучат; старший из детей звался СВЯТОВИТ. Богам посвящались храмы и рощи. Существовал Святовит с тремя головами - Триглав, а также бог ада - Чернобог. Почиталась богиня жизни Жива, бог плодородия Радигост и покровитель воинов Яровит. Радигосту поклонялись в Радигоще - городе ротарей. Яровиту был посвящён храм в Велегоще. Все эти божества были общими для большинства славянских племён. Кроме них существовали и другие идолы, которым поклонялись только отдельные племена, роды и семьи. В 1168г. датчане разрушили на славянском острове Рюгене в Балтийском море Аркону - святилище Святовита (славянского бога),что явилось концом славянского язычества в Полабье. Славянские жители острова Рюген не сохранили до наших дней славянскую речь, но сохранили свой прежний славянский фенотип - славянские лица.

В Германии до наших дней сохранился маленький славянский край - Лужица, где и сегодня слышна славянская речь лужицких сербов: МИЛЬЧАН и ЛУЖИЧАН, которых немцы до сих пор называют ВЕНДЫ. В отношении старого имени славян венеды сохранили память и финские народы Балтики, они называют Россию - Венейей, а русских - Венелайнен. В наши дни ученые России проанализировали язык 300 "берестяных грамот" обнаруженных в районе Пскова и Великого Новгорода, и пришли к выводу, что заселение земель Северной Руси славянами шло, не как раньше думали с нижнего Поднепровья, а с западных славянских земель: южного берега Балтийского моря, земель поморян - Поморянии, земель ободритов - Вендланд и Полабской Сербии - осколком, которой и является Лужица и лужичане.

С южных берегов Балтийского моря на восток двинулись две волны славян: Кривичи, создавшие Смоленск, Полоцк, Витебск, Псков, и Словене, создавшие Новгород и расселившиеся в Верхнем Поволжье, в Польской Поморянии среди поморян до наших дней сохранились Лёбские словене. Радимичи и Вятичи, как говорит летопись "пришли от ляхов", то есть с земель Польши. Возможно Полабские Сербы переселились не только на Балканы, дав начало Балканской Сербии, но и как вятичи переселились и на Русь, оставив память о себе в имени города Серпухов - Сербов(?) и реки Серпейка. З.Кланица и Д.Тржетик картированием древних славянских укреплённых поселений показали, что ПРАРОДИНА славян в начале нашей эры локализуется относительно узкой полосой между рек Нижней Лабой на западе и Стырь на востоке (Совеременная Украина), так называемый "Вендский ареал".

С 623г. образовалось первое Западнославянское государство: "ДЕРЖАВА САМО", в её состав вошли так же и земли Полабской Сербии. Моравский князь Моймир 818г. объединил славян в новое славянское государство "Великоморавская Держава". В состав Моравской Державы вошли земли прежней Державы Само, включая земли полабских сербов. В 863г. князь Моравской Державы Ростислав пригласил из Византии славянских проповедников Православия братьев Кирилла и Мефодия. Их стараниями на землях славян было введено православное богослужение на славянском языке. Таким образом, можно считать, что первые христиане среди Полабских Сербов-лужичан были православными и богослужение велось на понятном для сербов Полабья языке. 30 января 1018 г. по Будышинскому Миру Лужица вошла в состав Польского государства Болеслава Храброго, в этот период вся Полабская Сербия была населена исключительно славянами именовавших себя: сербья - сербский люд.

В период 1150 - 1300 франкские захватчики Полабской Сербии начали переселять франкских, фламанских, тюрингских и саксонских крестьян. Славянских князей истребляли и вместо них, правящий класс маркграфы, епископы, аббаты, рыцари складывался исключительно из числа немецких захватчиков. Захваченная серболужицкая земля-Полабская Сербия, была разделена на маркграфства Лужицкую марку, Мишинскую марку - будущая Саксония... Немецкие власти в период 1293 - 1327г. осуществляя политику по германизации сербов в Полабской Сербии, в городах к востоку от реки Салы и Лабы в Лейпциге/Липске и др. местному населению запретили говорить на родном славяно-сербском языке. Хотя крестьянское население в округе оставалось славяноязычным-сербским. А города славян превращали в форпосты германизации. Онемеченные полабские славяне, как снежный ком захватывали в этот процесс - германизации всё новых и новых полабских сербов.

За период тридцатилетней войны 1618-1648 годы Реформации, когда происходило размежевание между сторонниками протестантизма и католицизма в Европе, на территории Полабской Сербии в Германии погибло более 50% сербского населения. В результате чего сильно сократился ареал распространения сербского языка в Германии. В 1697г. Император России Пётр Первый, проезжавший через Полабскую Сербию, в Дрездене встретился с лужицким филолог Михаилом Френцелем. Российская Императрица Екатерина Вторая родилась в Полабской Сербии и именовалась до принятия православия Софья Ангальт - Цербстская (Сербская). Екатерина Великая по сути стала родоначальницей новой последней царской династии в России. Поскольку не имея возможности родить жизнеспособного ребенка от Петра III, родила наследника по настоянию императрицы Елизаветы, от русского дворянина Сергея Салтыкова.

В конце 18 века, окончательно утратило славянскую речь славянское население Вендланда-ободриты. Полабские сербы изчезали в Полабской Германии, как островки талого снега. На состоявшемся 20 ноября 1918г. собрании лужицких сербов в деревне Кростовице был избран "Сербский Союз" и принята резолюция-меморандум с требованием о предоставлении самоопределения Лужице, где говорилось: "Собравшиеся 20 ноября в Кростовице лужицкие сербы на основе общепризнанного равноправия народов (Лужичане ссылались на известные "14 пунктов" Вильсона о "защите малых народов".) требуют обеспечения самостоятельного развития сербского народа в "Объединённой Горной и Долинной Лужице".

Председатель "Народного Совета Лужицких Сербов" А.Барт в январе 1919г. в Париже подтвердил согласие лужичан на воссоединение с Чехией. В марте 1919г. было выработано ещё один вариант решения судьбы лужичан, создать "Объединённое Лужицкое Государство" в составе Германии, но под покровительством Лиги Наций.

В конце 1920г. организована молодёжная организация лужичан "СОКОЛЫ", которая была тесно связана с чешской спортивной организацией "Соколы". "Вендским отделом немецких властей" было издано "строго секретное" предписание препятствовать основанию местных групп сербо-лужицкой молодёжной организации "Соколы" и запрещать проезд лужицких детей в летнее время на каникулы в Польшу и Чехословакию. В октябре 1925г. "Народный Совет Лужицких Сербов" был принят в Союз европейских национальных меньшинств и участвовал в его Женевских конгрессах. В годы нацизма Германии Гитлер провозгласил лужичан "сербоязычными немцами" и планировал их переселение в Эльзас-Лотарингию.
Лужицкий Народный Совет в своих меморандумах пытался обратить внимание на национальные чаянья самого малочисленного славянского народа:

№ 1 Меморандум Лужицких Сербов (Яна Грофа, Павла Крейчмара) Маршалу Советского Союза И.В.Сталину. Прага, 1945г. В меморандуме от 12 мая 1945г. просили освободить в первую очередь военнопленных лужичан, оказать содействие в возвращении Лужицкого Народного Совета в Баутцен-Будышин из Праги. Предлагалось тесное сотрудничество с Чехословакией под защитой победоносного Советского Союза.

В меморандуме №2 от 1. 06.1945г (Ян Чиж, Ян Смоляр)-Славянского народа в Германии, который просит освобождения и присоединения к Чехословакии. Предлагается создать "Единую административную область ЛУЖИЦА", величиной приблизительно в 10.000 квадратных километров с 900 тысячным населением, из которого 500.000 человек лужичане. И чтобы Лужица находилась в границах Чехословакии под охраной СССР, открыть серболужицкие школы. К 1946г. - Лужицкий Народный Совет переименован в - Лужицкий Национальный Совет и располагается в Будышине.

 Меморандуме №3 от 7.01.1946г. (Ян Чиж) - Последнего порабощенного народа Европы. Принять лужичан в ООН, признать Национальный Совет, как правительство самостоятельной Лужицы и немедленно отменить в Лужице все распоряжения, изданные Союзным Контрольным Советом для побеждённой Германии.

Меморандум №4 март.1946г.-предложенный Конференции четырёх министров иностранных дел в Москве. Необходимо включить соответствующий пункт в мирный договор, отделить Лужицу от Германии в политическом отношении и объявить её нейтральной территорией, на которой разрешить пребывание вооружённых сил одного или нескольких славянских государств. А так же обязать Германию компенсировать ущерб, причиненный лужицкому народу в политическом, экономическом и культурном отношении.

Национальный Совет Лужичан самороспустился в феврале 1948г., единственной массовой культурной организацией лужичан стала Домовина. Председателем Домовины на первом общем собрании в 1951г. был избран Курт Кренц. Знаменем Домовины, как и всего лужицкого народа, является трехцветный флаг верхняя полоса голубая, средняя красная, а нижняя белая, символом Домовины является - дерево ЛИПА с корнями.

К сожалению меморандумы лужицких сербов остались без внимания, так рухнули надежды славян-вендов по созданию: "Славянского Люксембурга"-Лужицы - "Славянского - Лаузица". Не смотря на обращения в 1989г. граждан СССР, президент СССР не выступил в защиту самого маленького славянского народа - лужицких сербов, не оговорив право сербов на автономию в Объединённой Германии. Хотя нависла страшная угроза гибели лужичан, как реликтового славянского этноса центральной Европы. Ведь численность лужичан за 45 лет существования ГДР сократилось в 10 раз, с 500 тысяч лужичан в 1945 г. по оценке "Национального Совета Лужичан" до 50 тысяч в 1990 г. по данным "Домовины".

Лев Николаевич Гумилёв определяет лужичан, как реликтовый славянский этнос, в котором основу народа составляют "гармоничные люди" - люди у которых доля самопожертвования равна доли инстинкта самосохранения. Субпассионарные лужичане быстро переходят в немецкий этнос Полабья, поскольку это выгодней, а пассионарии-альтруисты-"пламенные люди" и создали всю известную нам культуру лужицких сербов в Германии, выбирая трудный для себя путь, становясь священниками - лужицким духовенством и учительский путь, становясь учителями в лужицких школах, поскольку других путей больше не было, ведь правящий класс формировался исключительно из немцев, а не сербов.

И только в 1945г. единственный раз создались условия за всю историю Полабской Сербии, когда все 500 тысяч серболужичан без боязни и с выгодой для себя смогли честно сказать: "Я Лужичанин - Я Серб !".

 Но совсем быстро изменилась ситуация и субпассионарные лужичане сменили окончательно свою этническую принадлежность, став полабскими немцами, результат этого 10 кратное сокращение численности лужичан, за послевоенное годы. В мае 1990г. председатель Домовины Бъярнат Чиж выразил желание лужичан защитить историческую Родину-Лужицу надёжными правовыми документами. Директор Института лужицких сербов Мартин Каспер выразил беспокойство по поводу предстоящего раздела Лужицы между землёй Бранденбург и свободным государством Саксония, вопреки желания лужицких сербов.

В результате того, что лужичанам не гарантировано предоставление в первую очередь рабочих мест на исторической родине Лужице, и в поисках работы лужичане вынуждены покидать Родину, в тоже время на землях Лужицы немецкие власти расселяют немцев из СССР и их обеспечивают работой, хотя по Европейским соглашениям запрещено изменять искусственным путём соотношение этносов на территории национального меньшинства, так в местечке Панчицы-Кулов (Kulow) численность серболужичан сократилась с 75% в 1990г. до 50%. в 1997г. и это за 7 лет Объединенной Германии, а что будет дальше?!

Власти ФРГ вкладывают много миллиардные средства на восстановление ландшафта Лужицы пострадавшего в 20 веке в результате хищнических разработок бурого угля открытым способом, в результате которых были снесены сотни лужицких деревень-местечек, как сносились венгерские деревни в Румынии. Восстанавливая "Лунный" ландшафт центральной Лужицы власти Германии могли б выделить достаточно средств под программу по сохранению лужицких сербов, как реликтовый славянский этнос в Центральной Европе. И как минимум обеспечив всех лужичан рабочими местами на своей исторической Родине-Лужице, тех, кто этого пожелает и необходимо, что б серболужичане могли влиять на формы ведения промышленного хозяйствования на территории Лужицы посредством национальной налоговой политики и направляя полученные средства с этой деятельности на развитие своей славяно-сербской самобытности.

Конечно, лужицким сербам Германии не безразличны варварские действия стран НАТО в отношении их братьев югославских сербов. Но могут ли серболужичане в Германии открыто выразить свой протест в отношении антисербских действий немецких властей, не подвергая себя угрозе, применения мер по ускоренному разрешения сербского вопроса в Германии? По-видимому, настала очередь "европеизации" Сербии и на Балканах.