Великие сумасшедшие. Нострадамус

Дмитрий Ценёв
                Предваряя непосредственную (только задумайтесь – не по средствам) беседу о самом таинственном и непревзойдённом на сей миг гении пророчества, каким, безусловно, явил себя миру Мишель Нострадамус, стоит вновь обратить внимание на предмет разговора о гениальности и помешательстве как явлениях одного порядка. Иоанн с «Апокалипсисом» был ощутимо раньше, к его услугам – минимум, два тысячелетия истории плюс необозримое будущее для подтверждения предсказаний и «подгонки» прорицаний под последствия и последствий под прорицания, чем человечество всегда старательно грешило. Убедительно одним из первых позволил себе сравнить гениальность и безумие Чезаре Ломброзо, окончательного знака равенства, правда, поставить так и не решившийся, но приводимыми примерами в своей книге «Гениальность и помешательство» невольно, возможно, что и вовсе не желая того, или не очень того желая, но достаточно убедительно подсказавший будущим поколениям психологов и судебных экспертов возможность такового равенства.
                Мишель Нострадамус (Мишель де Нотрдам) родился 14 декабря 1503 года. Умер на рассвете 17 июля 1566 года от разрыва сердца, накануне предсказав в присутствии помощника и биографа Жака Шавиньи свою смерть. Надпись на надгробии прорицателя гласит: «Здесь покоится прах Мишеля Нострадамуса, единственного из смертных, волей небес удостоенного милости записать своим почти божественным пером события грядущих лет».

                Нострадамус.

                В 1525 году Король Чума косил свою верноподданную человеческую жатву – опустошал Монпелье и его окрестности, люди при жизни сами шили себе белые саваны, готовясь к собственным похоронам, даже если ещё и не были заражены. И вот тут-то вполне в духе времени рыцарем-защитником выступил на поединок с грозным и великим врагом двадцатидвухлетний студент-медик Мишель Нострадамус. Выступил и победил, как и положено настоящему герою. Поражённые его успехами, профессора выдали ему диплом доктора медицины, получив который, он почти сразу же возвращается на поле битвы. Вернее сказать, на поля сражений, ведь чума свирепствовала, нежданно вспыхивая, по всей Франции: в Каркассоне, Тулузе, Нарбонне, Бордо.
                ...
                Мотор разовьёт сумасшедшую скорость,
                Тараном пробив неприкаянный век.
                Война будит мысль человека, который
                Науке даёт Прометеев разбег.
                ...
                Некоторые пророчества Нострадамуса выглядят как какие-то уж больно общие рассуждения на тему грядущего будущего... более того, кажутся элементарно выведенными на основе обыкновенного исторического опыта человечества. О каком моторе, например, идёт речь в вышеприведённом катрене (четверостишии): паровом двигателе, или – внутреннего сгорания, а может быть, о реактивном? В любом случае, разумеется, наиболее подходящим это предсказание кажется веку двадцатому, подтвердившему главное в нём: все достижения науки и технического прогресса ставятся на службу войне, более того, часто именно война выступает в роли главного стимулятора научных исследований и развития новых технологий...
                По словам провансальских хроник, возвращения в знакомые города становились подлинным триумфом: спасённые больные встречали его у ворот своих домов, юноши и девушки шли впереди и разбрасывали на пути его цветы, знатные люди наперебой приглашали остановиться в их доме и провести время в их семьях – никакого короля, принца или графа не встречали здесь лучше. И ещё он пропагандировал правила гигиены, призывая население пользоваться мылом, а для улучшения климатических условий каналы рыл, теперь это называется «мелиорация».
                Но, как это ни обидно и жестоко случается в нашей жизни, совершенно нежданно трагедия подстерегла удачливого врача – спустя три года после женитьбы, главный враг его, король Чума, не простив своих поражений, нанёс в 1537 году Нострадамусу сокрушительный удар: забрал жену и детей.
                ...
                Расплавленным золотом светится небо,
                Чудесный огонь стал убийцей людей,
                В открытьях есть зло без духовного хлеба,
                Изгнанье и смерть появились везде.
                ...
                Нетрудно увидеть в этом четверостишии описание взрыва атомной бомбы, и опять великий предсказатель указывает нам на то, что использование научных открытий без разумного (в данном случае – духовного) подхода ведёт к трагедиям глобального масштаба...
                В 1555 году Нострадамус издаёт в Лионе серию пророчеств, коммерческий успех которых сразу же был необыкновенен, а тем паче стал сумасшедшим после того, как в 1559 году сбылось пророчество о гибели царствующего монарха Генриха II на рыцарском турнире, – вплоть до подробностей: «молодой лев победит старого... он ему проколет глаз...» Триумф после этого события стал двойственен, иначе в те времена и быть не могло: предсказателя стали подозревать в чернокнижии и колдовстве.
                Теперь Нострадамус страдал от несправедливого подозрительного и порою грубого к нему отношения населения, пока за два года до его смерти город Салон в Провансе, где уже с давних пор проживал Нострадамус, не посетил король Карл IX, в ответ на приветствия выехавшей встречать его к воротам города знати сразу же сказавший: «Я прибыл в Прованс только для того, чтобы увидеть Нострадамуса». После чего многие из разговаривавших с Нострадамусом стали становиться перед ним на колени, теперь при входе его в церковь люди вставали и почтительно кланялись ему.
                «Уже с давнего времени и многократно я предсказывал задолго до событий то, что впоследствии сбывалось... если бы я открыл то, что должно произойти в будущем, то все те, которые в настоящее время являются представителями правительства, сект, религий и вер, нашли бы всё это столь малосогласным с их мелкими представлениями, что они прокляли бы то, что будущие века узнают, увидят и оценят... я скрыл свой язык от черни и перо от бумаги, но потом я решился сделать сообщения при помощи тёмных и двусмысленных сентенций о некоторых будущих, даже весьма близких событиях, но, чтобы не скандализировать мелкие самолюбия, я писал тем более туманно, чем более пророческим я считал то, что хотел сказать... Я составил пророческие книги, содержащие каждая по сто (отсюда название – «Центурии», то есть одновременно и «Столетия», и то, что в каждой книге именно по сто катренов) четверостиший астрономических пророчеств, смысл которых я сознательно заклепал и которые доведены до 3797 года».
                ...
                Столетья отыщут забытые книги.
                Мой факел в иных оживёт временах,
                Где троны исчезнут в восстаньях и сдвигах,
                И принцы в могилах прочтут письмена.
                ...
                Так что мужайтесь: до Конца Света по Нострадамусу нам осталось без году тысяча восемьсот лет, меньше, чем прожили в эпоху развитого христианства. Довольствуйтесь околотелевизионными переживаниями трагедий Титаника и Чернобыля, а о глобальной СуперПуперМуперКатастрофе забудьте пока. Кстати, и к разрушению небоскрёбов-близнецов в Нью-Йорке почти сразу же тоже нашёлся подходящий катрен.
                К проблеме отношений пророка со временем Мишель Нострадамус подходит вполне в духе современных теорий времени: «[Пророки через вечного Бога и добрых ангелов получили дар предвидения, при помощи которого] они замечают далёкие вещи и имеют возможность предвидеть будущие события... из самого факта абсолютной вечности, включающей в себя все времена...»
                Если даже и сейчас, в конце второго тысячелетия это не совсем и не всем понятно, то каково же, интересно, бывало смятение тогдашних, современных ему, смятенному, оплотов науки? Правильнее, правда, будет сказать, оплотов против науки – астрология, тогда ещё не сброшенная с весов познания мира, выступала наравне и часто даже впереди остальной науки. Религия посему боялась её так же, как и астрономии с математикой.
                Идеологи всех трёх ветвей европейского христианства (редкий, если не редчайший или единственный пример такого рода) съединодушничали, клеймя результаты более чем подозрительного, но – обидно результативного, творчества пророка «ложными и возмутительными», а самого автора «бесполезных астрологических предсказаний», нагло пытавшегося открыть божественные тайны – «чудовищем кощунства». Слава Богу, тогда ещё не научились злоупотреблять психиатрией и её современными карательными диагнозами, а то б не миновать прославленному доктору и строителю водоканалов самой обыкновенной что ни на есть психушки, и это был бы лучший исход, если вспомнить честно, что пик инквизиции пришёлся именно на пик Возрождения!
                ...
                Славянский народ под ненастливым знаком,
                Их тюрьмы и песни царям их не впрок,
                На смену придёт, как священный оракул,
                Схоласт и догматик, и ложный пророк.
                ...
                Думается после таких строк, что есть что оценить и обдумать и нам, русским, в пророческом наследии мсьё Нострадамуса.
                ...
                Проснётся Восток в восемнадцатом веке.
                Там даже снега оживут под луной.
                Весь Север великого ждёт человека:
                Он правит наукой, трудом и войной.
                ...
                Хотя, думается нам, внимательно вчитывающимся в столь таинственное и посему кажущееся опасным чтиво, надо ещё проверить искренность переводчиков-толкователей, из благих намерений, возможно, зачастую буквально притягивающих за уши пророчества, а точнее – переводы пророчеств, к уже случившимся событиям.
                ...
                Великая женщина Север разбудит,
                И блеск всей Европы к себе приведёт,
                При ней два затмения мир не забудет,
                И Польша к великому горю придёт.
                ...
                Да, нам, действительно, очень думается, когда путём попадания через органы зрения в незащищённые наши мозги души и сердца капают столь таинственные и порою страшные крупицы информации о нашем же будущем.
                ...
                Мне страшен неведомый третий правитель
                Загадочной варварской снежной страны,
                Его же соратники им же убиты,
                И старость его только ад охранит.
                ...
                В прозаическом «Послании Генриху II», в так называемом «Большом Апокалипсисе Нострадамуса», вошедшем помимо катренов в текст VII Центурии, есть такие, например, таинственные строки: «А весною и после неё произойдут грандиозные перемены, падения королевств и великие землетрясения; и всё это сопряжено с возникновением нового Вавилона, мерзкой проституцией, отвратительной духовной опустошённостью, и это продлится 73 года и 7 месяцев». Современные толкователи связывают это с 1917 годом, притом срок, отпущенный Нострадамусом коммунистическому режиму, истёк в 1991 году, эту дату относят к выборам президента России. Окончательной же датой выяснения отношений с коммунизмом как не привившейся новой религией толкователи «Центурий» считают 2025 год, когда, по их мнению, в последний раз будет отмечаться годовщина октябрьского переворота.
                ...
                Конец октября двадцать пятого года,
                И век двадцать первый с тягчайшей войной,
                Крушители веры своих устыдятся народов,
                Шах Персии смят египтянской враждой.
                ...
                К беспорядкам людей толкнёт длительное состояние войны, в которой, по слухам, Китай объединится с арабами против России, а Персия (Иран? Ирак?) подружится с нами против них. Предполагается, что с 1990 по 2025 год рухнет окончательно престиж революций перед нарождающимися некими новыми ценностями, а пострадавшая в войне Россия станет центром возрождения мирового христианства.
                После Нострадамуса наиболее остро проблемы пространства и времени поставил Иммануил Кант (1724-1804), при жизни же ещё и наречённый современниками безумцем. По Канту время, точнее сказать, деление его на прошлое, настоящее и будущее – есть не что иное, как чувственная иллюзия, необходимая человеку для познания, иначе бы, мол, всё целиком и сразу же произошло одномоментно. Ограничитель, поставленный Богом человеческому сознанию, не позволяет познать мир одномоментно, однако, видимо, не всякому человеку. Некоторым представителям рода людского, как то Кассандре, Иоанну Богослову, Мишелю Нострадамусу, всё-таки удалось проглянуть завесу времени и даже поделиться с благодарным (относительно и подозрительно благодарным) неблагодарным человечеством своими знаниями.
                Собственную смерть Нострадамус тоже предсказал, правда, этому можно только верить, а знать точно невозможно, ибо изложены обстоятельства его смерти его учеником, утверждающим, что накануне вечером, страдавший подагрой, болезнью гениев и шизофреников, он произнёс: «Вы меня не увидите в живых при восходе солнца», несколькими днями ранее написав в эфемеридах (календаре) Жана Стадиуса по-латыни: «Здесь приближается смерть».
                Знакомясь со стилем, языком, образностью «Центурий», можно, конечно, обвинить пророка, что написаны его пророчества в слишком уж большом количестве и слишком уж универсально: что-нибудь обязательно да сбудется. Но цель пророчества всегда была не в том, чтобы предотвратить некое конкретное событие или посодействовать таковому, а в том, чтобы предупредить о возможности какого-то события, оставив за человеком прежнюю свободу воли не только трактовать историю, но и, если и не творить, то участвовать в ней, ведь даже узоры на ладонях, коими занимается другая пророческая наука – хиромантия, меняются с возрастом человека в зависимости от жизни, которую он ведёт. Скорее даже от того, что именно он ведёт эту свою жизнь, а не она его. Так что, как ни обвиняй своих пророков задним числом прозревающее истину человечество, а Нострадамус сочинил великую книгу, коли до сих пор упражняются в её чтении, переводе, расшифровке и толковании другие безумцы рода человеческого.