Картофельные воры. Студенчество

Татьяна Хожан
В небольшом домике на окраине станицы собралась группа студенток – второкурсниц для решения очень важного вопроса – как прожить неделю до получения зарплаты. На местном заводике студенткам-практиканткам платили около 40 руб в месяц, на что в 70-е годы прожить было непросто. Девчонки решили устроить складчину, чтобы денег хватило только на необходимые продукты.
Любаня взяла на себя функции лидера, вытерла полотенцем глубокую тарелку и поставила на табурет посреди комнаты:
 - Сбрасываемся, у кого сколько есть.

Н-даа... Маловато получилось... Люба задумалась, а потом чуть не подпрыгнула от своей идеи:
 - Девчонки, идем грабить колхозников! У них огороды по 25 соток – что им – ведра картошки будет жаль для спасения десятка студенток?

Идея не понравилась никому, но Люба закусила удила:
 - Завтра вечером после работы Валя с Тоней - на разведку, трое – в местную столовую за вилками, чтобы не копать руками, двое-трое готовят еду на всех из того, что есть в доме. Как стемнеет, все вместе идем за картошкой.
Повернувшись ко мне, Люба сказала:
 - Ты запоминаешь маршрут движения и организовываешь вход-выход, чтобы в темноте никто не потерялся.
Я взмолилась, чтобы мне дали задание попроще, так как с координацией у меня в порядке только на начерталке,а в жизни я всегда иду в противоположную сторону.
 - Ладно, - смилостивилась Любаня, - будешь стоять на одном месте – на шухере.

...Стемнело после восьми часов. Уже замыкали дверь, как вспомнили, что забыли ведро и алюминиевые вилки. Две сельские девочки радовались, что утром прошел дождь, и копать землю будет легче.
Через полчаса пришли на то место, которое еще засветло было намечено «разведчицами». Наша «вождиха» потихоньку начала материться – вокруг полно огородов, а мы шли черт знает куда по проселочной дороге за несчастным ведром картошки в абсолютной темноте. Пасмурное небо способствовало нашему черному мероприятию, но и идти приходилось почти рядом, чтобы не потеряться.

Ориентиром сбора всех наметили фонарный столб с тусклой лампочкой. Под нашим фонарем блестело огромное пятно то ли высохшей грязи, то ли укатанной дороги. Наш «режиссер» велела стоять мне недалеко от столба и... отвлекать разговорами того, кто вдруг своим присутствием захочет сорвать наше мероприятие.
Я еще подумала, какую же идиотскую тему можно выдумать в десятом часу ночи для разговора с прохожим среди огородов под одиноким фонарем? Однако решила заранее не заморачиваться – у меня самая легкая и безобидная задача и почти чистая совесть, потому что добывать чужую картошку будут мозолистые руки моих товарищей, а не мои.

... Часы показывали, что прошло уже сорок минут, как я стерегла фонарный столб. Вспомнив поручение Любани организовать вход-выход, решила девчонок поторопить. В самом деле – кому надо выкапывать тонны картошки, если нам и ведра хватит – пойду спасать их от жадности!
 Надеясь, что направление запомнила верно, ступила в черноту огородов, очень вовремя услышала далекое звяканье вилки о ведро и уже уверенно двинулась в нужную сторону.

Небо, хоть и было темным, все же несколько отсвечивало по сравнению с землей, поэтому, пройдя около сотни метров, я присела, чтобы увидеть силуэты картофелекопателей – никого нет! И неба не видно! Я слегка запаниковала, но уверенно прошла вперед и... уткнулась в стенку какого-то строения. Ах вот что закрывало обзор! Нащупав какую-то крючковатую палку, взяла ее себе в помощь для отпора врагам и поиска выхода.

Ткнув впереди себя приобретенным орудием защиты, я вдруг поняла, что палка попала на что-то живое. Собаку встретить совсем не хотелось бы... Но судя по хриплому мату, палка попала в более интеллектуальное существо, чем приблудная псина, и это меня почему-то не очень обрадовало. Поняв, что сторож спал – наверняка, после порции самогона, судя по запаху – я решила осторожно его обойти.
Ну что ты будешь делать! Разве так спят разумные люди? Кто же ожидал, что его рука попадет мне под левую ногу?
Мужик заорал что-то непереводимое и вскочил.

Я моментально вспомнила свою домашнюю заготовку на случай встречи с разумным существом и вежливо извинившись, спросила дорогу на улицу Советскую нашей «родной» станицы. Сторож начал орать, что будет стрелять. Я же настойчиво спрашивала о маршруте на улицу, которая находилась в противоположной стороне от нашей съемной квартиры. Мысленно похвалив себя за конспирацию, а сторожа – за его вопль – теперь-то девушки предупреждены, что надо закругляться и не жадничать, нагребая центнеры халявной картошки в несчастное ведро, я снова уточнила маршрут.

К счастью, мужик немного пришел в себя, убедившись, что это не привидение, и посчитал с похмелья вполне логичной мою любознательность в станичной топографии. Он сказал, что покажет направление, куда надо идти. Я расспросила его еще о чем-то, давая возможность девчонкам ретироваться в сторону фонаря, где у нас намечалась встреча, а потом душевно распрощалась со своим гидом и пошла.

Пойти-то я пошла... Но куда? Фонаря почему-то не было видно! Потух, видимо! Покрутившись невдалеке от сарая и уже забыв, в какую сторону должна была идти, снова вернулась в строение.

 - Э-ээ, девка, да у тебя с башкой не все благополучно!- поставил диагноз мой добровольный гид, - пошли-ка, я тебя хоть к дороге доведу!
Я повеселела, крючковатую палку хотела бросить в сторону, а потом все же оставила. Сторож показал мне направление. Я для конспирации повернула в другую сторону, а потом вернулась.
 Под фонарем никого не было. Мне захотелось прислониться к чему-то надежному, чтобы немного отдохнуть, и я двинулась к столбу. Тот блеск от лампочки, который был похож на накатанную дорогу, оказался затянувшейся пленкой ила в большой луже – мои ноги завязли в гуще грязи почти по щиколотку. Я решила ждать расвета, если за мной не придут подружки.
Гордясь собой, что спасла участников кражи от разоблачения, покорно стала ждать...

....Легкая дремота прервалась громким шепотом Любани:
 - Хожаниха, я тебя задушу, когда придем домой! Какого хрена ко всему веселью, что ты нам устроила, тебя еще занесло в эту грязь?
 Без объяснений было ясно, что весь наш девчачий выводок стоял рядом, как и я, набрав полные туфли жирной грязевой сметаны.
Домой шли молча, чтобы себя не выдать.
Когда включили дома свет, то онемели, глядя друг на друга – все девчонки были такими грязными, будто каждую из них использовали вместо плуга во время вспашки. Только я была чиста, как ангел, если не считать засохшие обводы грязи на ногах.
       - Девчонки, какого черта вы так долго копались – одного ведра бы хватило! Вы что – сумки еще набирали? – спросила я возмущенно и добавила, - я устала вас ждать!

.....Любаня плюхнулась на стул и возмущенно взмахнула руками:
 - И эта сволочь еще предъявляет нам претензии! Ты посмотри на нас и на себя – чувствуешь разницу? И кто из нас устал?
Прежде, чем я тебя удушу, нам всем хотелось бы найти логику в твоих действиях.
Во-первых, какого хрена тебя понесло в сарай сторожа? Мы же шипели тебе, что находимся в противоположной стороне! Почему долго? Да потому, что алюминиевые вилки сломались сразу, как мы только начали копать, зато всем хватило кусочков металла для вспашки поля. Оказалось, что разведка нас навела на выкопанный огород, но мы это поняли после того, как осилили первую сотку. Второя сотка тоже не принесла ничего нового – картошки было мало.

Я осторожно вытянула шею, чтобы глянуть в ведро, которое было явно неполным. Любаня вскочила и поднесла его мне к лицу:
 - Сколько штук? Семь! И ни одной картофелины больше абрикоса!
Честно говоря, насчет абрикоса Люба погорячилась – на дне ведра лежали семь «вишен». Я не могла скрыть своего разочарования:
 - Девки, я тут, понимаешь, жизнью рисковала, прикрывая вас от расстрела пьяного сторожа, а вы фигней занимались – гонки на пузе устроили, наверное.

Девчонки потихоньку отмывались в тазах с водой и усмехались, слушая нашу перепалку.
 - Танька, когда тебя черти понесли в объятия пьяного сторожа, о наличии которого мы не догадывались, пока ты ему не отдавила все конечности, мы стерпели. Думаем, ну наткнешься в темноте на стенку – потом посмеемся вместе.
Но ты прибарахлилась кривой дубинкой и решила расчистить тернистый путь перед стопами нежнолюбимого сторожа!
Какого дьявола ты повела его прямо на нас? Он же тебе сказал идти в другую сторону! Нет! Ты упрямо, чуть ли не взяв под ручку, потянула его в наши стройные ряды! Что нам оставалось делать? Правильно – лечь! А потом отползать, потому что ты залепила Вальке по голове своим орудием убийства, прошлась по Ленкиной ноге, заставила по-пластунски отползти Тоню, чтобы не дать тебе пройти по ее позвоночнику.
Что значит – не видела? Неужели нельзя понять, что под тобой живые люди, которых ты косишь палкой и заставляешь утюжить поверхность только что вспаханного огорода?

После твоего ухода мы долго не могли встать, потому что взволнованный твоей судьбой сторож еще пару раз возвращался по тому же маршруту, чтобы посмотреть тебе вслед, если этот урод еще мог что-то видеть.
Под фонарем тебя не было! Да не потух фонарь – тебя унесло в противоположную сторону! Ты видишь, что уже почти час ночи? Пока ты отдыхала у столба, мы стадом бродили по окрестностям в поисках тебя.

Я задумалась и покачала головой:
 - Девчонки, вы не правы – ведь под нашим фонарем была лужа, которую раньше я приняла за наезженный сухой участок.
 - За это тебе вообще отдельное спасибо! Такие лужи под каждым столбом!

Меня спасла подружка Валя, которая вдруг села в приступе внезапного смеха прямо на пол. Слегка заикаясь, она произнесла:
 - Кто-нибудь помнит, что среди нас единственный близорукий человек – Танька, и именно ее мы поставили на шухер, заставив дома снять очки, чтобы они в темноте не отсвечивали?

...Выкопанную картошечку мы оставили на память о совместном мероприятии, выложив ее в неглубокое блюдце.