Причёска

Михаил Кудрявцев
Мой школьный приятель сейчас работает сторожем в каком-то здании, помещения которого растащили арендаторы. Дежурит он сутки – ночью спит, заперев двери, а днем записывает посетителей, выдает ключи. В общем, работа как раз для кандидата наук. Химических, между прочим.

В воскресные и праздничные дни дежурить легче: меньше посетителей. Да и оплата за эти дни выше. Зато в эти дни сидеть скучно. Не будешь же целый день читать газеты. Вот он и звонит приятелям.

Сегодня он позвонил мне. Болтаем так, о том, о сем. Вдруг он говорит: «Подожди, я дверь открою». Оказывается пришла англичанка, ну, то есть преподаватель давать частные уроки. Я ему посоветовал тоже посидеть на занятиях. Авось пригодится.

 - Что ты! – говорит. - Я английский сдал, когда поступал в аспирантуру. Только я знал его так, что мне стыдно было идти на экзамен. Поэтому я всегда говорил, что в школе учил немецкий, а теперь, якобы, заново приходится учить английский. Я же не мог сознаться, что с третьего класса меня учили-учили, и безрезультатно.

-А накануне экзамена, - продолжает он рассказывать, - я участвовал в конкурсе парикмахеров.
-Как это?
- То есть не я стриг, а меня стригли. Недели за три до этого в компании мы сидели выпивали. И кто-то сказал, что меня такого лохматого ни в какую аспирантуру не примут. «Да я вообще наголо постригусь, если примут!» - в запальчивости обещал я. Очень сомневался я в том, что поступлю.

И вот перед самым экзаменом решил я, что надо привести в порядок свою голову.. Я действительно давно не подстригался. Пошел в салон. А там как раз конкурс парикмахеров проходит. И мне, значит, предлагают стать подопытным клиентом. Ну, согласился.

А надо сказать (это уже я комментирую), что приятель мой был красавец . С густой шевелюрой. Ален Делон может отдыхать. А мастеру парикмахеру одно раздолье работать с такими волосами.

- И вот, - продолжает он, - меня стригут, а я сижу зубрю английские слова.

Мастер Паша из моей головы сделал произведение искусства. Компетентное жюри присудило нам третье место. Вообще-то моя голова должна была занять первое место, но, как известно, в жюри всегда есть свой интерес. Поэтому отдали предпочтение мастерам из «Чародейки».

Потом приглашали на банкет. Но я отказался: завтра экзамен.

       Нас, подстриженных, повели фотографировать. Эти фотографии потом висели в банях, прачечных, парикмахерских. Говорили, что будет отчет в газете , и что фото поместят в «Вечерней Москве». А я подумал: экзаменаторы увидят, и мне станет стыдно. Скажут, язык надо учить, а он вон чем занят! И я вместо своей фамилии назвал другую.
Но в газете фото не появилось. Зря волновался.

Чтобы не испортить прическу мне пришлось в ночь перед экзаменом спать сидя.

Когда я пришел на экзамен, то обнаружилось, что преподаватель меня знает. Она работала пионервожатой в лагере, где я когда-то был. Она вспомнила меня.
Во время экзамена я все время поворачивался так, чтобы меня видно было с лучшего ракурса. В общем, мне поставили четыре вместо двойки. За прическу.

И меня приняли в аспирантуру.

Этот факт мы, естественно, отметили. И мне, конечно, напомнили про мое обещание.

Пришлось стричься. Наголо. Ладно, думаю, лето, жарко. От меня не убудет. И потом, хлопотно с этой прической.
И постригся.

 Паша, когда работал над моей головой, сообщил, что мне еще и деньги заплатят за фотосессию. Теперь это так называют. Но мне было не до этого. Только и думал об экзамене.
А когда меня зачислили, и этот факт я отпраздновал с друзьями, я вспомнил про деньги.

Спустя неделю захожу к Паше. Тот так и обомлел. Ты что, говорит, наделал! Нам в сентябре в Польшу ехать на международный конкурс!
А тогда за границу поехать… первый раз… Такой шанс…Обидно стало.

Волосы-то не растут быстро. А надо 3 - 4 сантиметра. Стал я втирать разные мази, чтоб быстрее росли. Кто-то посоветовал удобрения для цветов. Я сдуру и намазал. И пошли лишаи.

 Паша мне сказал , куда идти за деньгами. Иди туда-то и получай. Пошел.

Прихожу. Так и так, мол, мне за прическу положено вознаграждение, приз то есть.
Посмотрели на мою лысую голову в зеленке. А тогда было время, когда в вытрезвителях алкашей стригли наголо.

-Как фамилия?
А я и забыл, как я себя назвал. Кажись, Сорокин, говорю.
-Так, иди отсюда, алкаш!
Я им про английский, про физическую химию начал толковать. Бесполезно. Так и ушел без денег.

А мои портреты потом висели в банях. И даже в Сандунах.

02.03.08
Записано со слов Б. С. по телефону.