Комментарии к Библии, Екклесиаст

Мавроди Сергей
ИЗ ДНЕВНИКОВ СЫНА ЛЮЦИФЕРА.


КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ. КНИГА ЕККЛЕСИАСТА.



"1:2 Суета сует, сказал Екклесиаст, сует сует – всё суета!"
Зачем же пишешь ты тогда это, если всё – суета? Ведь и писание тогда твоё тоже – лишь суета. Однако пишешь ведь. Зачем?

"1:3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?"
Трудится человек, в поте лица своего добывая хлеб свой, как заповедал ему Господь, выгнав из рая. И трудится он, потому что жизнь лучше смерти.
А что до “пользы”, то иным становится он, трудясь. Разве те же мы, люди, сейчас, что и во времена Екклесиаста? Наука, техника, компьютеры, космические корабли – всё это достигнуто человеком благодаря труду.

"1:4-10 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполняется ухо слушанием. Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот, это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас".
"Род проходит, и род приходит", но это уже другой род.
"Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит" – но это уже другое солнце.
"Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги своя" – но это уже другой ветер.
"Все реки текут и возвращаются, чтобы опять течь" – но это уже другие реки.
Мир меняется каждое мгновенье, и ничто не останется неизменным. Разве были раньше автомобили и самолеты? Умел человек делать операции на сердце или расщеплять атомное ядро?
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот, это старое", но нет, не было этого ещё в веках, бывших прежде нас. Тогда было – своё, сейчас – своё. И, присмотревшись, - найдешь отличия. И не можешь не найти, ибо мир – другой. И сам человек – другой.
Богу хочется, чтобы люди не менялись! Но они – меняются. Ежесекундно. Становясь, как боги. Ибо вкусили от древа познания. И обратно дороги нет. Остановить их уже нельзя. Можно только уничтожить. Пока ещё – можно…

"1:11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после".
Да ну! Вздор. И о прежнем память есть (помним же мы о тебе, о, почтенный Екклесиаст, – и не для этого ли ты и затеял писать эту книгу?), и о тех "которые будут после нас" – останется. Непременно останется! Обязательно. Не может не остаться.

"1:14 Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа!"
Если всё – "суета и томление духа" – то откуда же берутся результаты? И как род человеческий не изгиб и не зачах до сих пор?

"1:15 Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать".
Болтай, болтай, вздорный старик! Прожил же ты как-то свою жизнь, прежде чем понял, что "кривое не может сделаться прямым"? Не родился же ты сразу таким премудрым и разочарованным во всём? И наслаждался ты, и любил, и страдал. И не думал тогда ни о какой "суете сует". И только к старости вдруг поумнел.
Так, может, сердце у тебя просто устало и молодость нельзя вернуть? В этом-то всё и дело?

"1:16 Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания".
"Приобрел я мудрости больше всех…" О-хо-хо!.. О, тщеславие! Велика же твоя власть над человеками.
А знаешь, что говорил царь Соломон, другой такой же вот… мудрец? "Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой" Притч 27:2.

"1:17-18 И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь".
Но и радости много! "Во многой мудрости". И не только скорбь умножает тот, кто "умножает познания". Но и – веселье. Духа!
"Господь имел Премудрость началом пути Своего… и тогда она была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все времена, веселясь на земном кругу Его, и радость её была с сынами человеческими". Притч 8:22-31.
И как же так? В тех же Притчах царя Соломона мудрость – восхваляется и превозносится ("Кто нашел премудрость, тот нашел жизнь и получит благодать от Господа" 8:35, к примеру), а здесь, в Книге Екклесиаста, утверждается, что это лишь – "суета и томление духа"? И то, и другое – Библия. Чему же верить?


"2:1-12 Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это – суета!.. Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил, себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева… собрал себе серебра и золота и драгоценностей… И сделался я великим и богатым… Сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем".
Цели не было у тебя, дорогой Екклесиаст, смысла во всех этих твоих “больших делах”. Ты просто боролся со скукой, пытался хоть чем-то занять себя. А потому, пока шел процесс, "радовалось сердце твое". Но как только закончился он – стало тебе опять скучно. Не жил ты, а словно в игру играл. Закончилась она – и оглянулся ты назад, на все “дела” твои: "и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем".
Цель! Всегда должна быть цель. Реальная, волнующая тебя, а не искусственная, надуманная. Чтобы что-то там "проверить". Именно она-то, эта цель, и придает жизни смысл. Делает человека счастливым. Пусть на секунду одну, на миг! но – делает. И понимает человек в этот миг, что не всё – суета! Но нельзя это объяснить, это надо испытать.
Мне жаль тебя, Екклесиаст. Бесплодно прожил ты свою жизнь. Среди своих виноградников, садов и рощ с плодовитыми деревами, золота и драгоценностей. И со всей своей мёртвой мудростью.

"2:13-15 И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его – в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех. И сказал я в сердце моем: "и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?"
Начало одно у всех, и конец – один. Но пути – разные!
"К чему же я сделался очень мудрым?" Если ты задаёшь этот вопрос, значит – ни к чему.


       ПРОДОЛЖЕНИЕ НА МОЁМ САЙТЕ

Мой сайт: http://sergey-mavrodi.com