Перечитывая Мережковского и Герцена

Виктор Постников
В своем знаменитом эссе 1914 года «Грядущий хам» [1] Д.С. Мережковский ведет скрытый диалог с Герценом, который еще в 1864 г. высказал свой главный тезис: «Мещанство – окончательная форма западной цивилизации».

Прошло 144 года с момента выхода статьи Герцена «Концы и начала» и 94 года с момента публикации статьи Мережковского. Но вот что любопытно: этот тезис остается актуальным и по сей день. Хотя, конечно, он поменял свое наполнение.
 
Напомню главный аргумент Герцена, почему он боится мещанства.

«Мещанство, - говорит Герцен, - это самодержавная толпа сплоченной посредственности (conglomerated mediocrity) Ст. Милля, которая всем владеет, - толпа без невежества, но и без образования… Милль видит, что все около него пошлеет, мельчает; с отчаянием смотрит на подавляющие массы какой-то паюсной икры, сжатой из мириад мещанской мелкоты… Он вовсе не преувеличивал, говоря о суживании ума, энергии, о стертости личностей, о постоянном мельчании жизни, о постоянном исключении из нее общечеловеческих интересов, о сведении ее на интересы торговой конторы и мещанского благосостояния. Милль прямо говорит, что по этому пути Англия сделается Китаем, – мы к этому прибавим: и не одна Англия» [2].

Герцен впервые «увидел» всесилие мещанства, когда эмигрировал в Европу, и сразу же отшатнулся от него. В Россию мещанство пришло с капитализмом в конце 19-го века, и тут же вызвало протест интеллигенции, в том числе Мережковского.
В этом Герцен и Мережковский едины. Но далее их пути расходятся.

Здесь я должен сделать некоторое отступление, и объяснить, почему для русской интеллигенции «мещанство» не приемлемо и вызывает отвращение.

Русская интеллигенция – это «особый тип интеллектуалов, отличающихся нетерпимостью к социальной несправедливости и ненавистью ко всяческому притеснению, и воспитанных на классической русской литературе. Неудивительно, что среди русских писателей много представителей интеллигенции. Однако главный признак ее, все же, нетерпимость к власть имущим и активное им противодействие.

Ясно, что капиталистический тип производства, подчинение всего уклада жизни «купле- продаже» не устраивали интеллигенцию, как и другие слои общества, в частности, крестьянские общины. Идеи «народного социализма», которые проповедовал Герцен, однако, не были поддержаны крестьянами в силу неясности самих идей для масс, а также вследствие противодействия со стороны царского правительства. Инициативу народников, как известно, впоследствии перехватили марксисты (Ленин и др.).

Здесь надо заметить, что некоторая часть интеллигенции вначале поддержала марксизм (напр. Бердяев), однако затем от него отшатнулась, увидев, какой удар он наносит по русской истории и русской ментальности. Марксизм, чуждый русской идее построения Божьего Града на земле, по-существу, означал подключение к западному позитивистскому мышлению, рационализму и, что не менее важно, к индустриализации.

Первые, кто восстал, были поэты и философы, художники и музыканты. Их протест и профетические выступления, впрочем, не были востребованы обществом и оказались «гласом вопиющего в пустыне» (повторилось то, что произошло с народниками).

Многие были вынуждены эмигрировать под давлением большевиков.
Это некоторые общие места, которые, я надеюсь, читатель мне простит за напоминание.

Большевизм оказался именно тем «хамом», которого боялся Мережковский. С приходом большевиков к власти, мещанство, воинствующая пошлость подавили всякую свежую мысль и выражение в стране. Начался идеологический террор, которого не было даже при царском режиме. Маяковский, один из немногих, кто открыто выступил против пошлости, оказался ею сломлен.

На Западе, против пошлости капитализма вначале выступили поэты-романтики, а затем их подхватили ранние фашисты. Общий кризис политической и экономической системы на Западе, вызванный ужесточением капитализма и противостоянием народов, привел к радикализации как большевизма (Сталин), так и фашизма (Гитлер). Результат такого противостояния известен – две мировые войны и 50 млн убитых.

Но мы отклонились от темы.

Сегодня фундаментальные тупики индустриального капитализма (читай: мещанства) все более очевидны. Но теперь уже в экзистенциальном контексте. Потребительство, накопление материальных ресурсов, конкуренция обратились жестоким экологическим и моральным кризисом и ведут человечество к апокалипсису.

Рост населения до 10 – 12 млрд чел грозит человечеству коллапсом, по сравнению с которым все предыдущие войны бледнеют. По некоторым подсчетам (Лавлок) после исчерпания ресурсов (к 2050 – 2100 гг) возникнут массовый голод, болезни, войны, после чего население сократится до 100 млн – 1 млрд человек.

Для смягчения коллапса или для выживания человечества в постэкзуберантном мире [3] потребуется в корне изменить отношение человека к окружающей среде и к себе самому. Проблемы нынешнего варварского отношения к планете зиждятся на самомнении человека, на «научном реализме» западной цивилизации [4], на ее иудео-христианском мировоззрении, против которых как раз и выступал Герцен.

В условиях перенаселения и ограниченности ресурсов только общественная собственность, самоуправление и самоограничение могут быть выходом. Это то, к чему постепенно идет Европа и частично мир. Это то, к чему призывал Герцен.

Мережковский дополняет народный социализм «религиозным социализмом». Что ж, одно другому не противоречит. Но важно, чтобы государство не диктовало ни религию, ни способ производства. Это должно быть целиком в компетенции общин.

В Шотландии, например, прекрасно уживаются общины экологического, религиозного, анархистского, художественного толка, не враждуя, а общаясь друг с другом.
Это дает обществу краски и свободу, которые не в состоянии обеспечить централизованное "хамское" государство. [5]

Возможно мир постепенно придет к этому. Посмотрим.

В статье Мережковского (как и у Герцена) действительно много прозрений, важных для мира, для России. Слава Богу, их книги остались. Будут ли их читать?



Ссылки.

[1] Д.С. Мережковский, Полн. собр. соч., , том 14, Изд. И.Д. Сытина, Москва. – 1914.
       с.5 – 39.
[2] Там же, с. 6.
[3] William R. Catton, Overshoot, University of Illinois Press, 1982. [Пост-экзуберантный - т.е. после исчерпания ресурсов, бедный]
[4] Fritjof Capra, The Turning Point, A Bantam book, 1988.
[5] The Guide to Co-operative Living, Ed. By Chris Coates, Jonathan How, Lee Jones,
       William Morris, Andy Wood, Diggers & Dreamers Publications, 1996/97.