Черный квадрат - это мандала

Луша Галушкина
Впервые, я увидела «Черный квадрат» в Третьяковке. И захотелось взять иголку поцарапать черную краску и выпустить из мрака солнце, зелень, облака.
Дома я так и сделала – закрасила квадрат черной гуашью и при помощи техники граттаж освободила солнце.

У Малевича четыре «Черных квадрата». В Третьяковке первый и третий, в Русском музее в Петербурге - второй. Четвертый, который был на капоте машины во время похорон Малевича, находится в Эрмитаже. Малевич никогда не копировал свои "Квадраты", всегда создавал новую версию.

После работы над первой картиной долгое время не мог ни спать, ни есть. Впоследствии он много думал о своей работе, писал философские работы, но так и не смог понять, что такое сделал. Каждый раз объяснение было разным.

Критики и зрители восприняли «квадрат» неоднозначно: кто-то увидел в нем черную дыру, через которую уходит энергия, кто-то символы других цивилизаций или просто геометрическую фигуру. Разговоры и споры о нем идут до сих пор. И главный из них относится к его смыслу.

А есть ли вообще смысл в «Черном квадрате»?
Мне кажется, что нет. И не стоит его искать. Потому что Малевич рисовал мандалы.

Помните историю написания первого "квадрата". В 1913 году оформляя оперу «Победа над Солнцем» (для одного из действий он выполнил эскиз занавеса с изображением квадрата). Своим квадратом пытался закрыть солнце. Это была его первая мандала. Вторую он нарисовал импульсивно, закрашивая черной краской картину, так появился «Черный квадрат». И на протяжении всей своей жизни он рисовал их: это квадраты, кресты, круги, лица людей овальной формы без глаз и рта.

Символом мандалы является квадратура круга - квадрат и круг. Кто-то скажет, что мандала относится к буддийскому и индуисткому тантризму как наглядное пособие для созерцательной практики. А как же тогда ацтекские, алтайские, египетские, индейцев навахо, да и наши с вами мандалы, которые мы рисовали в детстве «Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая. Палка, палка, огуречик – получился человечек», помните?
Да! А почему мы никакого отношения, не имеющие к буддизму, рисовали мандалы.

Все очень просто. У каждого есть свои мандалы, которые являются символом самости. Самость - это образец той личности, которой нам предначертано стать, это "Бог внутри нас», это целостность и порядок внутри человеческой души, это наш код в программе Вселенского Разума, это «древнейший архетип, символизирующий целостность человеческого «Я» с Миром».

Обученные ламы научились встречаться с самостью, а неподготовленным – «лучше склонить полову, преклонить колена, осознать присутствие высшей силы, но не сгибаться сильно, а осознать и не предавать своих ценностей».

Самость приходит к человеку, когда у него идет осознание себя, или нарушение психического равновесия, или душевный кризис, или когда необходимо разобраться в чем-то. И всегда отражается в виде мандал. Чаще во сне, и мы этого не замечаем. К другим наяву. И если человек не признает и не примет Высший Разум как должное, то мандалы будут преследовать его всю жизнь.

Так случилось с Малевичем, который искал новые формы, чтобы управлять миром. Но вместо этого всю жизнь рисовал безликие мандалы. Он так и не смог вырваться из них. И жизнь незаурядного человека пошла под откос. Квадрат победил.

Красно – белая мандала победила и Льва Толстого, с которой он встретился в 1869 году. В его биографию это вошло как «арзамаский ужас», который он описывает в повести «Записки сумасшедшего»:
« Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой красной…Я взял подушку и лег на диван. Когда я очнулся, никого в комнате не было и было темно. ... Заснуть, я чувствовал, не было никакой возможности. Зачем я сюда заехал?»…
«Еще раз прошел посмотреть на спящих, еще раз попытался заснуть; все тот же ужас, — красный, белый, квадратный.»

Не напоминает ли это произведения Малевича: красный круг, квадрат и крест?
А дальше у Толстого начались мучительные поиски смысла жизни и истины, которые увели его в ту же пустоту и саморазрушение, что и его последователя, «повенчанного с Богом» танцовщика Вацлава Нижинского.
Да, того самого, который умел танцевать эфемерное и гибкое «видение розы». Тридцать лет тот в психиатрической лечебнице рисовал мандалы « он делал рисунки молниеносно, буквально за три минуты… но не костюмов и декораций, а странные черно-красные лица с пронзительными глазами, глядящими из каждого угла».

Так почему мы ходим смотреть на психическое состояние Малевича, делая из этого культ непостижимого и неуловимого. Кто нами так ловко манипулирует и кому это нужно?