Предместье 1. 3 Деревня

Андрей Рафиков
Предместье 1.3 (деревня)

В деревне я проводил всё лето. Три месяца. Деревенька с бурятским названием Ворот-Онгой расположилась у подножья холмов из красной глины, кое - где покрытые зелёной травой они выглядели очень живописно и всегда манили к себе…

Пили в деревне безбожно. И мужики и бабы. Население было наполовину буряты, наполовину русские. В принципе жили дружно, так как делить было нечего. В деревне царила роскошная советская нищета. Добротных домов, практически не было, стандартные бревенчатые пятистенки и маленькие лачужки. Все бабы доярки, все мужики механизаторы. Исключение составляли: библиотекарь, продавец сельпо, завклубом и председатель.

Развлечения у нас были незатейливые, с утра, выпив кружку парного молока с краюхой хлеба домашней выпечки ( Господи, неужели я никогда уже не попробую такого вкусного хлеба из русской печи!)
мы с деревенскими пацанами убегали ловить сусликов. Сусликов выливали из нор водой, ставили петли. Занимались этим делом не для того, чтобы спасти колхозный урожай от грызунов. У нас были свои «шкурные» интересы. Мы сдавали сусликов деду Науму, который шил из них шапки. Он платил нам по 5 копеек за каждую сусличью душу.

Таким образом, я научился зарабатывать свои карманные деньги. Иногда получалось неплохо, если учесть, что билет в кино стоил ровно 5 копеек, бутылка лимонада 22 копейки, а конфеты «подушечки» с повидлом 1 рубль за килограмм! А что нам тогда ещё нужно было для нашего пацанского счастья!

Вечером гоняли коров и лошадей в ночное. Это были незабываемые ночи. Мы сидели в степи у костра и я, так как был «городской» и «шибко грамотный», то пересказывал все книжки и сказки которые читал. Иногда фантазия разыгрывалась, и я начинал довольно свободно трактовать произведения, смешивая разных персонажей, место и время действия. Надо отдать должное моим благодарным слушателям, они сидели открыв рты и жадно ловили каждое моё слово. Мне выделяли лучшее место у костра и лучший кусок с импровизированного стола, на который каждый выкладывал то, что удалось прихватить из дома. Меню было простым: огурцы, помидоры, лук, яйца варёные, если повезёт, то шмат сала, но это редко…

Настоящим праздником была поездка на рыбалку. Обычно это происходило так. К трактору «Беларусь» цепляли телегу, в неё грузилась водка, сети и народ. Набивалось человек по тридцать. Очень везло, если тракторист был трезвый. До искусственного Братского водохранилища (его называли морем) было километров семь. По приезду на место, мужики быстро ставили сети и начинали пить водку. Пацаны купались в мутной и тёплой воде и ходили с бреднем. Первый улов из бредешка шёл в уху. Ухи варили много, чтоб всем хватило. Ближе к вечеру, те из мужиков, которые ещё стояли на ногах снимали сети, падая и весело матерясь. Рыба была сорная, окунь, сорога, редко щучка-травянка, но всегда много.
Половина рыбы была с червями. Потому, что море было молодое и при строительстве Братской ГЭС, была затоплена огромнейшая территория пахотных земель, лесов, деревень. Иногда по поверхности моря плыли гробы, это размывались затопленные кладбища…

Рыбу загружали в молочные фляги, крепко солили (жара) и ехали домой. Дорога домой была всегда непредсказуема и опасна, пьяный тракторист мог уснуть за рулём или съехать в овраг…
 
По приезду в деревню, поджидающие у околицы бабы, честно делили добытую рыбу между участниками рыбалки и мы, пацаны, тоже получали свою долю.

Но иногда, приезжал из шахтёрского города Черемхово, наш родственник дядя Лёня с не модной теперь фамилией – Лохов.
 Приезжал он на новенькой «Победе» шоколадного цвета. Первый день они с дедом пили и разговаривали. Второй день – опохмелялись и разговаривали. На третий день собирались на рыбалку – «лучить» рыбу. Дядя Лёня привозил шахтёрские фонари со щелочными батареями и остроги с коваными зубьями.

Вечерком мы трогались в путь.
Ночной водоём всегда загадочен, когда в нём отражаются звёзды и лунная дорожка так и зовёт по ней в путь. Глубина у берега была очень маленькая, можно было уйти за километр от берега и всё по колено. Никогда не забыть этих ночных прогулок по воде, если отходишь от берега подальше, то звёзды на небе, сливаются со звёздами в воде и создаётся полное впечатление, что ты идёшь в космосе!

Дед мой, Прокопий Иванович внешностью был очень похож на Михаила Ульянова ( мир праху его!), только седой совсем. Дед прошёл войну, в июле 1942 года вступил в партию и был преступно честным коммунистом. После войны был председателем колхоза, затем ушёл в комбайнёры.
 
Комбайн! Ёхарный бабай, каким же динозавром он тогда мне казался.
В деревне был обычай – вся техника стояла возле изб механизаторов.
Когда дед возвращался с жатвы, то комбайн переходил в мою компетенцию. Огромный, крашеный суриком – «СК-4»…

Он был для меня всем. И звездолётом, и пиратским фрегатом и подводной лодкой. Фантазия моя не знала берегов. Единственно, что меня угнетало, что дед не брал меня с собой в поле. Мал, ещё.
 У меня созрел план. Вечерком, когда все уснули, я забрался в бункер комбайна. В бункере были остатки соломы, я свернулся калачиком и уснул…

Проснулся от грохота и пыли. Ура! План удался! Я решил немного выждать, чтобы дед пешком домой не отправил. Наконец я не выдержал и открыл крышку люка…
 Когда дед меня увидел, его лицо выразило столько эмоций!!!
Комбайн встал как вкопанный. Меня как щенка извлекла из люка крепкая дедовская рука, затем она же отвесила неслабых ****юлей.
Я первый раз увидел деда вышедшим из себя. Ещё несколько минут и он бы включил жатку, и вышел бы внучок Андрейка через шнеки в виде фарша…

В общем, я не давал скучать ни себе, ни деду с бабкой. Летом в избе было спать жарко, и я свил себе гнездо в гараже, где стоял дедовский мотоцикл «Урал». Там была небольшая лежанка, на которую я бросил огромный овчинный тулуп и весьма неплохо там себя чувствовал.
У стенки под тулупом лежала дедовская двустволка 12 калибра, которая НИКОГДА не была заряжена. Дед как старый фронтовик убирал боеприпасы подальше, зная мою слепую страсть к любому оружию.

Моим любимым занятием, когда я просыпался, было взведение курков и щёлканье, ну пацан же!
 И вот в одно чудное, июльское утро – я проснулся. Дед с сыном Геной, выкатили мотоцикл из гаража, сняли заднее колесо, и что-то там колдовали с карданом…

Я по привычке взвёл курки и перед тем как нажать на спусковой крючок, решил заглянуть в ствол…
Рука не доставала до спускового крючка, я согнул ногу в колене и нащупал большим пальцем ноги скобу крючка…
Не помню, что меня тогда отвлекло, буквально на мгновение, я отвернул голову, и в этот момент раздался ВЫСТРЕЛ!!!
 Дед с Генкой упали на задницы возле мотоцикла. Меня контузило, горело ухо и щека, волосы были опалены…
 А случилось следующее. Гена работал на колхозном складе ГСМ и ночью, лихие ребята решили подзаправиться казённым бензином. Ну, Генка ствол зарядил, погонял их, а разрядить забыл!
 Когда разобрались в ситуации, то ****юлей получил уже Генка…

Но лето кончалось, приезжала мама и забирала меня, обгоревшего на степном солнце, со сбитыми коленями, царапинами, домой по которому я уже успевал здорово соскучиться…