Лосиная ферма в Сумароково

Васюков Игорь
Можете вы себе представить лося в виде отчаянной кавалерийской лошади несущей своего седока навстречу отчаянно "стрекочущим" смертельными пулями окопам и дотам противника. Пока мы не приехали на единственную в стране лосиную ферму, расположенную в Сумароково, что под Костромой, мне такой образ не мог привидится даже в кошмарном сне. Просто не хватало воображения. Однако, как оказалось, в советское время эту идею обсуждали вполне серьезно и собирались активно использовать мощь боевых лосей в период финской войны. Ведь в отличие от кавалерийской лошади глубокий снег не является для лосей непроходимым препятствием.
С огромными, по баскетбольному длинными лосиными ногами, которые могли бы, но так и не составили главный боекомплект Красной Армии в далекие 40-е годы, мы могли познакомиться, сразу по приезду, прямо у входа на лосеферму. Возле ворот с надписью "Сумароковская лосиная ферма" на нас с огромным любопытством глазело приличных размеров существо, с одной стороны напоминавшее знакомых нам по телефильмам и редким встречам на природе лосей, с другой стороны – чем-то от них отличающееся. Наверное, тем, что в его образе не было даже тени той пугливости, которая, как нам казалось, была так присуща этим животным в естественных условиях.


Увы, опасения подтвердились. И как только мы с криками: "Вау!", "О-па-на!" и "Надо же, каков экземпляр!" подобно ничего в жизни не видавшим японцам из американских кинофильмов высыпали из автобуса и начали манипуляции со своими "фотоаппаратиками" и "видаками", существо, так похожее на лося, со скоростью хорошего боевого слона времен Александра Македонского, натасканного на врага, бросилось нам навстречу. Наша группа, явно не ожидавшая такой горячей встречи, мигом разбежалось по окрестным лесам. Жизнь, знаете ли, дороже!
Оказалось, что в мыслях у нашей новой знакомицы Яки не было ничего дурного. Просто, она, привыкла к тому, что на лосеферму в последние годы зачастили туристы, ждала от нас не панического бегства, а просто желала первой получить то лакомство, которое неизменно привозят в подарок лосям их гости – черный хлеб. Наряду с овсяной кашей именно черный хлеб является наиболее почитаемым деликатесом в этом лосином царстве, где лоси не пугливы, не агрессивны, и являются центром всей окрестной жизни. Они смело окружают людей, протягивающим им кусочки хлеба и ни сколько не стесняясь, конкурируя друг с другом, вырывают его из рук. Ничего страшного нашим рукам они причинить не могут, так как верхней челюсти у них, в силу природных особенностей, просто нет.


Кстати, как нам рассказали, именно такая природная конструкция челюсти и является роковой в жизни этих крупных, сильных, хотя и отличающихся куриной пугливостью и бестолковостью животных. Дело в том, что основной пищей лосей, особенно зимой, является кора деревьев. При очень низкой температуре резцы нижней челюсти лосям уже не помогают щипать кору и через несколько лет они стираются до основания. Тем самым, обрекая лосей на бескормицу и медленное голодное умирание.
Интересным нам показался и еще один факт. Природой предусмотрено, что к майским праздникам каждая лосиха должна разродиться двумя детенышами. На лесоферме так и происходит – корма для проживающих здесь примерно 40 животных заготавливается достаточно. Но в условиях дикой природы лосиха тонко чувствует будущую бескормицу и один из зародышей в ее организме, каким-то удивительным образом рассасывается.
На самой ферме животных содержат только в летнее и теплое время года. На зиму лосей обычно переводят зимние стойбища, туда, где не все еще деревья объедены. Лоси предпочитают березу, осину и, особенно, иву. Возможно, поэтому лесоферму в Сумароково построили на низине, где более чем достаточно кустарника и ивняка. Мы своими глазами видели сваленную рядом с заграждениями большую кучу вкуснейшей лосиной еды – осиной коры. Именно сюда, каждый день, содержащиеся свободно лосихи, приходят подкормиться. Кстати, поэтому и живут здесь гораздо дольше, чем лоси в дикой природе – до 20 лет.


Самое сложное время для работников лесофермы – это период, когда у лосей начинается так называемый "гон" и разного рода любовные игры и подвиги. В это время рабочее место для специалистов – близлежащие деревья и заборы. У некоторых из них на груди и на лбу осталось не мало вмятин от этих беззаботных добряков снедаемых ревностью и любовным экстазом. С тем, кто рожей не вышел, у лосей в таком состоянии разговор короче, чем у Валуева со своим противником. Только в отличие от Валуева лоси без всяких проблем способны ловким ударом задних копыт раздробить на мелкие кусочки череп любого крепкого телом противника: хоть волка, хоть медведя, хоть человека. Не обходиться здесь и без комедийных эпизодов. Работники лосефрмы, не без удовольствия рассказали нам о том, что однажды подслеповатый по природе лось, приревновал к своей любовнице зайца и несколько дней гонял обезумевшего от страха косого по тамошним буеракам.
Когда по указу Никиты Сергеевича в 1963 году открывали лосеферму, то очень рассчитывали, что поставленный в домашние условия лось будет снабжать голодную страну лосиным молоком, сыром, творогом, сметаной, наконец, мясом. С мясом, кстати, вообще ничего не получилось. Лось по своей природе существо свободолюбивое, неглупое, в стойле стоять не будет, а возвращаться "на мясо" из окрестных лесов, даже за "халявную" пайку ни за что не согласиться. Что касается лосиного молока, то надаивают его немного, по 1,5-2 литра с особи, да и то в период лактации. А по своим вкусовым качеством это жирное, наполненное полезными веществами лакомство, является очень специфическим. Далеко не каждый захочет его пить. Не пьет его, например, сам директор лосефермы.
Кстати, содержаться на лосеферме исключительно лосихи и детеныши. Лосей – быков используют лишь для продления рода. В основном детенышей – самцов, после того как их вскормили, стараются продать на сторону. Если не получается, через какое-то время их отпускают на свободу, от греха подальше. Почему? Все просто: во время гона лоси-быки никого не подпускают к лосихам и смело бросаются на приближающихся к ним людей. Хотите отведать угощения от них в виде мощного удара задних лап или рогов?
Молоко лосиха тоже, просто так, за красивые глазки, не отдаст. Как правило, для того, чтобы молоко было, на ферме пускаются на провокацию, используя материнский инстинкт лосихи-роженицы. Как только она явила на свет малышей, их забирают, а в качестве равноценной замены лосихе предъявляют доярку. Она и становится тем детенышем, которого самка должна оберегать, защищать и регулярно снабжать молоком. Никого другого лосиха в этот период в очередь за молоком просто не подпустит.


Пока молоко из Сумароково поступает только в местный санаторий имени Сусанина. Там оно продается по 200-250 рублей в качестве дополнительного продукта. Считается, что лосиное молоко, представляющее из себя сложный коктейль из более чем 300 видов растений, обладает серьезными целебными свойствами и есть большие энтузиасты, использующие его для лечения язвы желудка, очищения крови, укрепления иммунитета и т.д.
Почему лосефермы не создаются по всей России. Во-первых, они экономически не выгодны. Даже развитие лосиного туризма, который несет с собой огромный психотерапевтический эффект, ситуацию не спасает. В Сумароково лосеферма является государственной, и кушают лоси государственный лес. Во-вторых, лосеферма – это для большинства россиян – экзотика. Знакомый журналист рассказывал, как общался у себя в губернии по поводу создания лосефермы с одним из губернских чиновников, курирующим сельское хозяйство. Тот ему сказал примерно следующее:
- Вы тут как-то собирались создать заповедник для снежного человека, а теперь вот заговорили о лосеферме. Может быть сначала лучше довести до ума первый проект?!