Афганец

Сергей Карасев
«Салам, бача, вот мы и встретились с тобой!
Салам, бача, как поживаешь, дорогой?
Дай мне, бача, свою колючую щеку,
Дай, я, бача, тебя покрепче обниму…»


- Дядя Саша! Ты что «узбекистанец» что ли? – Мишка тряс за плечо задремавшего в тени акации на лавке Дядю Сашу.

- Дядя Саша, еще не отойдя от вчерашнего бурного дня, спросонья подняв голову и приоткрыв чуть-чуть глаза, посмотрел на Мишку. Потом выпрямившись, сел на лавку и обняв Мишку за плечи, посадил его рядом с собою. Шмякая губами словно «Наш Дорогой Леонид Ильич», - которого часто показывали по телевизору, и точно таким же голосом спросил: «Это почему же ты так решил?».

- Как почему? Потому? Потому что ты говоришь по-ихнему – по «узбекистански»! – пытаясь отстоять свое мнение, жестикулируя, ответил Мишка.

Дядя Саша, окончательно проснувшись, встряхнул головою, как бы пытаясь прийти в себя, опять спросил: «Так, так! Давайте товарищ рядовой по порядку! Почему это я, как ты говоришь «узбекистанец»? И кто тебе такое сказал?»

- Я не рядовой! Я генерал! – Мишка обиженно, нахмурив брови, ответил Дяде Саше.

- Ну, это ты среди своих генерал, а для меня ты рядовой! – засмеявшись и потрепав Мишке шевелюру, ответил Дядя Саша. «Он сегодня что-то был добрый» – подумал Мишка, поэтому Мишка решил, во что бы то ни стало выяснить все, что его интересовало относительно личности загадочного Дяди Саши.

- Ну, давай солдат – по порядку! Но по уставу – без примочек! – шутливо, но с приданием голосу серьезной нотки повторил свой вопрос Дядя Саша.

- Хорошо! По порядку – так по порядку! Ты вот когда к тебе приходят гости, всегда им говоришь – «Салам Бача» и когда поете песни – я слышал – поете: «…дорогие мои шурави…». И во дворе все бабки тебя зовут «Афганец» - постоянно трындычат – «…вон опять афганец наклюкался,… ползет к себе в юрту…» – а ведь Афганистан это в Узбекистане – и они живут в юртах! Значит ты узбекистанец! – Мишка с видом игрока «Что? Где? Когда?» объясняющего ответ на вопрос, пытался объяснить причину его мнения, - В Англии живут англичане, в Германии – германцы, в Австралии – австрийцы, ну а в Узбекистане – узбекистанцы.

Дядя Саша, откинувшись на спинку лавки, и запрокинув голову, не сдержавшись, сильно засмеялся. Он смеялся до слез минут пять. Потом вытерев слезы обняв серьезно наблюдавшего за ним Мишку, произнес: «Я слышал Мишаня, что ты причендал еще тот, любитель всяких примочек! Как мне тогда от мамки твоей досталось когда я спьяну сказал тебе, что для того чтобы стать десантником нужно прыгать с парашютом! Но не думал что до такой степени!» - Дядя Саша опять засмеялся, вытирая слезы.

- А что бабки, правда, так говорят! – немного успокоившись, спросил Мишку Дядя Саша, почесав затылок.

- Да! Говорят! Частенько когда ты пьяный! – сказал Мишка, с видом агента, доставившего важную информацию в центр, - Еще говорят, что ты больной и тебе лечиться нужно! И что тебя, там какие-то «хандрашки» стукнули по голове! Я не расслышал! – Мишка виновато опустил голову вниз.

Дядя Саша перестал смеяться и стал серьезным, только слезы смеха напоминали о том, что вот совсем недавно он хохотал очень сильно. Глядя куда-то вдаль, почесывая голову, он произнес: «Давай Мишаня, все разложим по полочкам. Во-первых, в Германии живут немцы, а австрийцы живут не в Австралии, а в Австрии. В Узбекистане же живут узбеки – вот значит как. Во-вторых - Афганистан он не в Узбекистане – это совсем другая страна – там сейчас идет война, но я тебе этого не говорил – это будет наш с тобою секрет. В-третьих, как ты там говоришь – «хандрашки» - скоро их самих – бабок – стукнут и не по голове. И вообще – подслушивать бабкины разговоры очень нехорошо для солдата – тем более для генерала.

- Дядя Саша!? Дядя Саша!? – произнес Мишка полушепотом, тихонько взяв за руку Дядю Сашу.

- Ау! – словно очнувшись от забытья, вернулся в реальность Дядя Саша.

- А кто там воюет – в этом самом Афганистане? А расскажи мне о нем? Ну пожалуйста? – словно из пулемета выстрочил Мишка, боясь, что Дяде Саше сейчас расхочется разговаривать с ним. Мишке жуть как нравились рассказы и фильмы о войне.

- А зачем тебе это нужно? – строго спросил Дядя Саша.

- Мне очень интересно! Я хочу узнать об этом! А ты Дядя Саша так и не сказал кто такие эти «дорогие шурави» и почему ты своим знакомым говоришь, при встрече «салам бача»! – сказал Мишка, сделав вид потерянного котенка.

- Ну, хорошо солдат – слушай, но давай договоримся сразу – это будет наша с тобою тайна. Тайна, о которой будем знать только я и ты! – наклонившись, полушепотом сказал Мишке Дядя Саша.

- Да, да – конечно Дядя Саша – я все понял! И даже маме нельзя рассказывать!? – сказал Мишка с трепетом и продвинулся поближе.

- И даже маме…, - продолжил Дядя Саша, - Только ты и я, - Дядя Саша поднес палец к губам и продолжил, - Только ты и я, как настоящие солдаты, давшие присягу. Бача – это в переводе на русский язык – «парень», «пацан». Но мы – солдаты-интернационалисты, воевавшие в Афганистане, называем при встрече друг друга Бача, но не имеем в виду пацан или парень, тут Мишка мой, люди вкладывают совсем другой смысл в это слово. Оно роднее, чем слово «брат», оно крепче, чем слово «друг». Оно…,
Дядя Саша вдруг замялся, перебирая пальцами, пытаясь выхватить из воздуха недостающие слова для объяснения. На его глаза вдруг накатилась слеза. Он сжал кулак и, потрясая им продолжил: «Я не знаю, поймешь ли ты меня Мишаня, но это слово оно как самое близкое!».

- Как мама!? – пытаясь помочь замешкавшемуся Дяде Саше, подсказал Мишка.

Дядя Саша засмеялся и, обняв Мишку, прижал его к себе: «Да как мама…! Ну а «салам» - это как наше слово «привет»!».

Дядя Саша рассказал о том, как началась эта война. Как наша страна захотела помочь в этой войне «братскому народу». Как погибали там молодые парни, и как он – Дядя Саша – сержант Александр Куликов, хотел погибнуть потому, что убили его лучшего друга. Мишка узнал много новых названий городов, о которых раньше не слышал – Кандагар, Баграм и много других. Мишка слушал Дядю Сашу с открытым от удивления и интереса ртом. Он представлял себе чужую страну, горы и песок, и этих «противных душманов» в форме немецких офицеров и солдат времен Великой Отечественной Войны и Дядю Сашу в пилотке и шинели, с гранатой в руке, кричащего: «За Родину! За Брежнева!».

Он представлял все то, что пытался доходчиво рассказать простой душою Дядя Саша, картинками, вырванными из кинофильмов о войне. Он не знал, что «душманы» не носят касок и в руках у них не немецкие автоматы, а наши АКМ-ы. Он так горел желанием, слушая рассказ Дяди Саши, взять свой игрушечный автомат и расстрелять этих, всех, «душманов», чтобы они не убивали больше. Мишка узнал очень много слов, таких как «вертушка», «БТР», «бронетранспортер», «ущелье», «духи» и многое других.

Дядя Саша рассказывал, то, что на его взгляд, не повредило бы простой и наивной детской душе. Чтобы не повредить ее рассказами о той правде, которая на самом деле творилась там – за горами.