Православие и фэнтэзи

Евгений Резвухин
       "Тысячи подкованных калиг выбивают по мощеной дороге громоподобный марш, склоняются у артефактов, в темных подвалах башен, седобородые маги, куют в шахтах метал угрюмые гномы..." Чтож, юношеский разум захватывает, спору нет. Подхватывает на руках и уносит сквозь облака, пролетая над горами в загадочную страну. Исчезает гудение машин, не тараторит предлогающий ненужные товары телевизор. Нет шума, нет суеты. Нет мира в котором ты встаешь каждый день в одно и тоже время, идешь на занятия, возвращаешься с головной болью, голодный и уставший. Мирская суетная жизнь становится чем-то призрачным и даже отдаленным. У тебя выростают крылья!
       Такова литература. Вся без исключений. Задаем ли мы себе важные вопросы, коротая вечера с томом Достоевского или лежа задрав ноги с очередной дешевой книгой в мягкой обложке. И фэнтэзи не исключение.
       Знал ли маэстро Толкиен, какая победоносноя судьба ждет созданный им жанр? Где братья Стругацкие? Где нашумевшея эпопея Звездных войн? Куда ни глянь всюду на обложках названия вроде "Алмазный меч, Деревянный меч", "Ведьмак", "Клинок в ночи" и все на одно лицо. Со страниц красиво оформленных иллюстрациями в сотый раз мы пронаблюдаем за борьбой орков с эльфами, услышим голодный рев дракона, пикирующего на деревушку и прочее и прочее. А в чем секрет? Как может читатель, скажет человек со стороны, читать одно и тоже в разном оформлении и не устовать? Вопрос из тойже категории - как дамы бальзаковского возроста вздыхают над штампованными любовными романчиками. И пусть никого не смущает сравнение рядовой книги фэнтэзи (я не имею в виду такие искличения как Гарри Потер и подобные ему редкие вспышки на общем сером фоне) с дамским рассказом. Об этом пишет Ю. Никитин, передовой российский фантаст, в книге "Как стать писателем". Что мы видим взглянув на женские романы? В книге женщина видит ожившие картины грез и мечтаний. А какой женщине не хочется любовных приключений, оканчивающихся романтическими встречами под луной, гламурными кудрявыми мальчиками, готовых сыпать деньгами и носить на руках. Аналогичноя ситуация с фэнтэзи. Что делает воображение, куда заводят мечты! Ведь герои фэнтэзийных как на одно лицо. Всех объеденяет качество - они особеные. Императоры, генералы, одним движением пальца которых бросаются на смерть целые легионы, воины, виртуозы фехтования, искусные маги, вызывающие бури и поднимающие из могил мервецов. И это то, что ждет молодежь от фэнтэзи.
       А кроме этого, как писал вышеупомянутый Ю. Никитин, покупается то, что пишется, а пишется то, что легче вообразить. Ведь что такое фэнтэзи? Народный фольклер - бездонный колодец, из которого мы столь по варварски черпаем образы. Не известнейший Д. Толкиен придумал эльфов и орков. И не из пера К. Льюиса обрели жизнь фавны и кентавры. Вот и выходит, что зачастую мы хлебаем из чужего котла. Но от этого фэнтэзи не теряет популярности.
       Однако не следует относится к фэнтэзи столь уж легкомысленно. Писатель творит сюжет через призму мироощущения, по своему передает видение различных вещей. И затем от издательства мировозрение писателя разъезжается по сотням городов, на полки книжных магазинов, а от них в руки и сердца нашей молодежи. И от писателя зависит чем на следующий день будет жить прочитавший его книгу юноша. На сегодняшний день Церковь стоит перед данным фактом.
       Писатели-фэнтэзисты не скрывают отношения к вере. Достаточно привести лишь некоторые примеры. Так Н. Перумов в открытую на форумах говорит о симпатиях к язычеству, называя себя антихристианином, а христианство верой рабов. А вот книга Ю. Никитина "Скиф" оканчивается взрывом храма св. Василия Блаженного и возведением на его месте идола в виде меча. И это немногие примеры в потоке проповеди неоязычества и опорочивания в глазах молодежи Церкви.
       Как обычно бывает всегда есть "но". Первое "но" состоит в том, что не всегда следует связывать личность писателя и жанр. В конце-концов оплевать Церковь можно и со страниц глубокомысленного философского трактата. Второе "но" в создателях фэнтэзи. Д. Толкиен глубоко верующий человек и "Властелин Колец" он, судя из писем и воспоминаний называет не иначе как христианским произведением.
       Конечно, мирится со столь открытой проповедью язычества Церковь не может. Однако и обливание грязью вполне невинного детища Д. Роулинг не может быть способом борьбы. Не смогли бы древние христиане привести людей всех концов Римской империи ко Христу, разбрасывай они запреты на все кажущееся подозрительным. Не для кого не секрет, что колядки имеют языческие корни, а праздновать Крещение первыми придумалии гностики. Наполнение христианским смыслом - вот единственное верное решение в любом вопросе. Мы ведь используем И-нет для размещения православных сайтов. Так почему бы не противопоставить современному фэнтэзи нечто инное, наполненное духом Евангелия. Нет, не сухое, в виде перечесления норм христианской морали. Художественно оформленное, переданное в опыте и переживаниях героя - вот тропа к душам молодых читателей.
       Сдесь встает серьезный вопрос - возможность совмещения проповеди и факт присутствия магии. Как ни крути будь то магия, мифология или окультистика есть неотьемлемоя часть фэнтэзи. В сказках герои прибегают к помощи Бабы-Яги. В "Хрониках Нарнии" англиканина К. Льюиса изредка мелькают слова магия и волшебство. В отряде Хранителей Кольца так вообще маг или по другому истари Гэндольф. Ответ прост и я вижу единственное верное решение. Православный писатель может говорить о колдовстве, расписывать красочные картины магических боев, предоставлять воображению читателя заклятия, зелья и заговоры. Но при этом показать магию такой, какая она есть в реальной жизни. Раскрыть корни происхождения и источник силы, показать призрачность деления на светлую и темную. Остальное зависит от харизмы и таланта писателя.
       В конце-концов миссионеру не достаточно просто говорить о Христе. Нужен красивый сюжет, герой, за которого будут переживать. Одним словом говорить о Христе нужно грамотно. И мы, писатели-фантасты, делаем это по своему.