Мой green stuff

Долли Обломская
Говоря об истинно российских достижениях из серии "нигде больше такого нет", обычно поминают балет с метро, мне же в голову первым делом неизменно лезет зеленка. Без всего можно обойтись на чужбине, найдя заменители, а вот без зеленки никак – так что при каждом заезде на родину я непременно отправляюсь в аптеку за дозой запечатанных баночек, чтобы потом пугать содержимым заграничных знакомых и прохожих. "Что вы сделали с коленками вашего ребенка?" "Ух ты, какие у тебя зеленые тени на глазах!" (Зеленка – лучшее и элегантнейшее средство от ячменя.)

Чем хороша и уникальна зеленка? Она въедается – в отличие от мазей, но не разъедает – в отличие от йода. То есть и дезинфицирует, и залечивает, и не стирается. Почему, как говорит нам википедия, зеленка "В США и Европейском союзе в качестве антисептика не применяется", мне не понять, видимо, обычные происки буржуинов: невыгодно продавать дешевое универсальное средство, там где можно наделать кучу менее разносторонних, но более дорогих. Поэтому они только сейчас начали вспоминать, например, о пищевой соде как об эффективной замене большинства моющих средств – но это на волне эко-сознательности, так что зеленка тут пролетает.

А может, с самого начала не захотели пачкаться. "Не хочу твою зеленую штуку ("твой green stuff")! – кричит мне ребенок, - давай чайное дерево!" И это при том, что масло чайного дерева щиплет так же, а воняет (пардон, пардон, чудный запах!) куда больше – зато бесцветно.

Наши же наружные лекарства вообще всегда отличались буйством красок. Зеленка, йод, марганцовка, синька – полный спектр на несчастном ребенке. Черные и серые тона, а так же разнообразие ароматов добавляла тяжелая артиллерия в виде мазей – ихтиола и Вишневского. Как мог человек с такой приятной фамилией изобрести подобную вонючесть? Да еще и так коварно назвать ее в свою честь? Здешние мази хотя бы не воняют. Но и толку от них меньше, хотя не припомню, чтобы от мази Вишневского когда-то был толк. Вот от зеленки – да.

Вообще в детстве все эти штуки воспринимались не как нечто нужное, а исключительно как издевательство взрослых. Ихтиол и мазь Вишневского, лечебные грязи, стоять как дурак по стойке смирно в ульрафиолете, ингалировать зверобой – чистый садизм. Зеленка и прочие красители – садизм с артистическим уклоном, чтоб не только щщщыпало, но и ребенок потом радовал глаз. Впрочем этот эффект действовал не на всех – тут мне вспоминается фурор, вызванный моим появлением на Евпаторийском пляже в семьдесят-не-будем-говорить-каком году. Я как раз переболела занимательной детсадовской смесью ветрянки и краснухи и была с головы до ног покрыта пятнами, включавшими и зеленку, и йод, и марганцовку. Сама я спокойно относилась к своему раскрасу, так как дедуля сказал мне, что я теперь леопард, но пляж леопарда не оценил. Воплям типа УБЕРИТЕ ЭТОГО ЗОЛОТУШНОГО РЕБЕНКА С ПЛЯЖА НЕМЕДЛЕННО, ВЫ БЕЗОТВЕТСТВЕННАЯ ГРАЖДАНКА, ОН НАС ВСЕХ ПЕРЕЗАРАЗИТ! мог противостоять только несгибаемый характер бабули, я же до сих пор помню собственную радость, что могу всех пугать под надежным бабулиным прикрытием.

С бабулей связана еще одна, обещаю, последняя, зеленочная история. В той же Евпатории у меня как-то вскочил очередной ячмень на глазу и был немедленно обильно помазан зеленкой. Для симметрии и профилактики второе верхнее веко тоже получило соответствующую дозу. Я с удовольствим подверглась процедуре, уж больно сделалась красивая. Однако не успела я порадоваться, что стала "как взрослая", меня уже отправили спать на балкон – дурацкий детский "дневной сон".
А надо сказать, что я с раннего детства не могла уснуть днем и считала "тихий час" очередным проявлением безнаказанного взрослого садизма. Только сейчас я понимаю, нет, не пользу всего предприятия, а смысл – им просто надо было от нас отдохнуть в течение дня. Тогда же я тухло валялась с закрытыми глазами – спорить с бабулей было бесполезно. И взрывоопасно – она то и дело прокрадывалась ко мне на балкон, присматриваясь и прислушиваясь: глубоко ли я дышу? не приоткрыт ли глаз? И если вдруг приоткрыт... Ооо, что могло быть страшнее бабулиного гнева? Только ее ярость.

И вот лежу я так на балконе, скучаю, глаза закрыты, старательно дышу... И вдруг надо мной раздается торжествующее "ААА, ОПЯТЬ НЕ СПИШЬ! ЛЕЖИТ С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ, И НЕ СТЫДНО!" От неожиданности я открыла глаза и не успела хоть что-то вякнуть, как крик тут же сменился не менее громким охом: "КИСОЧКА! ПРОСТИ МЕНЯ!!! Это же у тебя веки намазанные, а я сослепу решила, что глаза открыты! Разбудила мою маленькую, мое сокровище, ай-яй-яй, спи, спи дальше!..."
Ну, тут уж маленькое сокровище оттянулось как следует – притворно зевая и бормоча "Ничего, ничего, бабуль, ну ты меня и напугала, спокойной ночи, то есть дня... хрр-хрр-хрры..." (А действительно, успела не только напугать, но и обидеть: я тут так качественно притворяюсь, а меня ложно обвиняют в "открытых глазах"!).

Бабуля потом еще долго всем кому не лень рассказывала историю про обманувшую ее зеленку и как она "разбудила невинного ребенка" – к моему тихому восторгу. В общем, похоже, моя нежная любовь к брильянтовому зеленому имеет на самом деле несколько неблаговидные корни.


***

P.S. Потом читала у, кажется, Домбровского, как похожим способом притворялись в тюрьме, когда заставляли НЕ спать – рисовали картинку радужки и зрачка и прилепляли на веко.