Памяти Григория Хорошилова. Протоэтнос Буг Дон

Юджин Папуша
Смерть внезапно вырвала из жизни замечательного человека, ученого, искусствоведа, китаеведа Григория Хорошилова. Будучи с ним знаком еще со школьной скамьи, я считаю своим долгом как-то восполнить тот пробел, который сделала судьба в жизни и поэтому, отдавая дань Григорию, печатаю данную его статью.
Царствие Небесное рабу Божьему Григорию!

.....................ДОНБАСС: ГИДРОСИСТЕМА И ПРОТОЭТНОС «БУГ+ДОН»(1).....................
...............................©2003 Григорий Хорошилов..................................




Миф о Потопе, в его недосягаемой притягательности, сродни логико-математическим апориям, задачам о квадратуре круга, трисекции угла, бесконечной числовой оси, точке «ноль» или физической проблеме вечного двигателя. Локализация Потопа, его сроки, масштабы, причины, последствия, породили бесчисленное количество реконструкций скорее поэтической, нежели научной значимости. Здесь, не претендуя на большее, с позиций КОМПЛИМЕНТАРНО-ИНВЕРСИРОВАННОЙ МОДЕЛИ(2) , рассматривается бытующая ныне гипотеза, локализующая Потоп в гидросистеме Чёрного моря(3) , что приводит примерно к такой культуролого-лингвистической реконструкции:

1. Обнаруженные на глубине 160 метров ниже нынешнего уровня моря поселения(4) позволили выдвинуть мысль о некоем Озере на дне гигантской котловины (далее - ДНО). В пойме этого ДНА, по периметру, жил некий протоэтнос (культуры Кутур-Тепе и т.п.(5).

2. Примерно 12 000 – 8 000 лет назад, в период общего потепления, в районе Босфоро-Дарданелльского участка происходит тектонический катаклизм, разрушающий естественную перемычку. Солёный поток из акватории нынешнего Средиземного моря, с высоты 160 метров (Ниагара – 50; Виктория 120) устремляется в пресную (?) котловину ДНА, затопляя его и раздвигая береговую линию с минимальной скоростью на пологих участках 1,5 км в сутки. Обитавший в пойме ДНА протоэтнос с неизбежностью разделяется этим форсмажором на два изолированных общества, порождающих южный и северный тип цивилизаций с общим корнем.

3. Южане (далее – племенной союз НД), жившие со стороны АНД(Т)алии (НД), терпят весьма масштабное бедствие из-за непосредственной близости к месту прорыва. Однако, крутизна рельефа, обеспечивающая медленное затопление, позволяет уцелевшей части откочевать несколько южнее, а также радиально двинуться в сторону запада, юга и востока, охватывая большие территории.

4. Северяне (далее - племенной союз ДН), находясь в отдалении от места прорыва, претерпевают меньше от самой катастрофы, но пологость берега создала максимально быстрое затопление. Уцелевшая часть симметрично и также радиально откочёвывает в направлении запада (ДуНай, ДаНия, Г+ДаНьск, Г+ДыНя), севера (Днепр, Днестр, ДаН(у)ГаБ(в)а) и востока (ДоН, чал+ДоНы(6), Ал+ДаН, Мага+ДаН, ДуНгане), осваивая колоссальные территории(7) .

5. Северяне, ушедшие в необжитые степи, восстанавливают жизненный уклад в более продолжительный период, а южане, ушедшие в тёплые горы, раньше. Это позволяет формализовать картину как дихотомическое развитие этносов из единого корня, с различной степенью интенсивности, что вполне подтверждается датировками типологически близкого археологического материала севера и юга(8).

6. Промежуточные выводы из гипотезы:

- 1) При таком подходе, Трипольская\Кукутени культура, возникшая в результате продвижения ДН на территорию Великой Степи (Украина) и, собственно, Старой Европы, с неизбежностью является прямой правопреемницей протоэтноса обитавшего в северной части поймы ДНА.

- 2) Точно также, культура, возникшая в результате продвижения НД на территории Малой Азии, является равноправной ветвью протоэтноса ДНА, обитавшей в его южной части.

- 3) Гипотеза о ДН и НД, как инверсированных чтениях базового дифтонга (слева направо и справа налево, сродни европейскому и азиатскому принципу письма), может находить аналогию в прямой и обратной спирали – основном орнаментальном мотиве культур севера и юга.

- 4) Стройный принцип сакральной маркировки рек Северного Причерноморья (ДоНБасс) дифтонгом ДН вполне мог возникнуть до Потопа(9). Впоследствии эти же гидронимы могли предопределять маршруты спасительного ухода (и, возможно, самоназвания соответствующих племён, расселявшихся в их поймах): ДуНай, ДНестр, ДНепр, ДоН(10). В случае с югом зафиксирован гидроним, маркированный инверсированным дифтонгом НД (река Меа+НДр).

7. В связи с тем, что протяжённость береговой линии ДНА значительно меньше нынешнего Чёрного моря (это следует, в частности, из современной карты глубин), реки могли впадать в ДНО не автономно, как это происходит сейчас, а предварительно впадая друг в друга. В качестве магистральной, в которую впадали реки с дифтонгом ДН, логично предположить единственную - центральную – реку, маркированную иным дифтонгом БГ = Буг(11). Дунай и Днестр впадали в Буг с правого берега, а Дон(12) и Днепр – с левого (в такой иерархии дифтонг БГ подчиняет дифтонг ДН по сакральной компоненте).

- К БГ, с оглядкой на чтение л=у, можно причислить и племя Бу(о)л(у)Гар и реку Бу(о)л(у)Гу (ВолГу=Вольгу=Ольгу), где они обитали.

- БГ+ДН, соединяясь наперекрест, дают ГД+ДГ (ГоД+ДоГ) & БН+НБ (оБеН+НеБо).

- Достаточно ценным с позиций нашей комплиментарно-инверсированной модели, является наблюдение о плеромной паре египетского пантеона, с инверсией БГ+ДН & ГБ+НД(Т) = ГеБ и НуД(Т), способное вскружить голову даже скептически настроенным реконструкторам(13).

8. Легко обнаружить, что соединение базовых дифтонгов БГ+ДН, равно как и реальных гидронимов БуГ+ДоН имеет ясный резонанс с фонетикой славянского имени БоГ+ДаН. Здесь вполне справедливо напрашиваются два предположения, зависящие от точек зрения интерпретаторов:

- 1). О позднем и исключительно славянском происхождении этих гидронимов и несостоятельности архаизирующих тенденций.
- 2). О чёткой преемственности протокультуры ДНА с трипольской и славянской культурами, в частности, непрерывности корневой системы языка. Это предположение заманчиво, но проверить его весьма трудоёмко, хотя ниже (п.9) к этому имеются некие предпосылки.

9. Продуктивность словообразования с базовым дифтонгом ДН в современном языке весьма высока, что говорит о глубинной архаичности соответствующих этимонов. Деривационная таблица нашей современной лексики продуктивна во всех сочетаниях:
Дифтонг ДН и гласные:

ДН+А/Я = ДАН (Ь)/ДЯНЬ
ДН+О/Ё = ДОН/ДЁН
ДН+У/Ю = ДУН(Ь)/ДЮН(А)
ДН+Э/Е = ДЭН(Ь)/ДЕН(Ь)
ДН+Ы/И = ДЫН(Я)/(О)ДИН

10. Базовой, с точки зрения духовной основы ДН, может рассматриваться взаимная проекция санскритского (созерцание, транс) и восточнославянского ДыхаНие=ДихаННя. Из ДхьяНа возникли поздние (6-8 вв. н.э.) дальневосточные транслитерации: ЧаНь (китайский чань-буддизм) и ДзэН (японский дзэн-буддизм).

11.В целом, даже беглый обзор интернациональной лексики, образованной ДН, составляет вертикаль на которой можно строить достаточно развитую синтетическую парадигму, включающую славянские, санскритские, варяжские, греческие, египетские, месопотамские, арабские, тюркские и прочие компоненты:

- 1) Утверждение и отрицание: Да+Не

- 2). Точка архэ=исток сущего: РоДНик; СереДиНа.

- 3) Боги, высшие силы, персонажи мифов: О+ДиН; А+Т(Д)оН; Посей+ДоН (!)15) ; ДиоНис; ДиаНа; ДаНая; Купи+ДоН; А+ДоНис; Аба+ДоН; ДаНиил; Ма+ДоНна;

- 4) Время, его границы (календарь): ДН+есь; ДеНь (инверсия: калеНДы, НеДеля).

- 5) Пространство, его границы: Кор+ДоН; ПосуДиНа; Су+Дно (инверсия: НаДир, зеНиТ(Д)).

- 6) Культ: Га+ДаНие; Пре+ДаНие; ПразДНик=Праз+ДеНь.

- 7) Медитативная практика: ДхьяНа, ДыхаНие=ДыхаННя

- 8) Счёт: О+ДиН; Е+ДиНица.

- 9) Имена и фамилии: Гви+ДоН; Бог+ДаН; Слобо+ДяН(у); Мара+ДоНа; ДеНике(16) ; ДуН+кан; Гор+ДоН; Алла+Дин; Ассарга+ДоН; СаНДуН; ГоДуНовы; ДаНелия; (Обратные: НоДар; НоДия; АНДрей и т.п.);

- 10) Гидронимы и топонимы: ДуН+ай; ДНе+струм; ДНе+перун; ДоН и ДоН+ец; ДоНга; ДаУгава; ДвиНа; ДаН+марк (Дания); Г+ДаНьск, Г+ДыНя; Ра+ДоН+еж; Гро+ДНо; АлДаН; МагаДаН; (Обратные: МеаНДр; АНДы; СкаНДы)

- 11) Денежные единицы и ценности: ДиН+ар; ДеН+га; ДеНьги; ДаНь.

- 12) Родоплеменные и территориальные понятия: РоДиНа; РоДиНа (семья); ДиНастия; Кор+ДоН; ДоНя+ДоНька (дочь).

- 13) Структурность (канон): РяДНо (со+ряДиНа, со+ряДНый).

- 14) Прочие слова: ЛаДНо (суффикс «Н» - вреДНый, БеДНый, ХолоДНый, НуДНый; ПослеДНий, ОбеДНя и т.п.); ЛаДаН; ГриДеНь; Чал+ДоН; Палла+ДиН; Госпо+ДиН; Бела+ДоНна; ДоНник; ДаНник; Би+ДоН; Под+ДоН; Бур+ДоН; ДиНозавр; БреДеНь; СроДНик; ДоН+атор; КолчеДаН; Халце+ДоН; ДюНы; ДоН и ДоНна (маскулиннось\фемининность) и т.п.; (Обратные: КлейНоДы; НеДра; ЦинаНДали, КаНДалы и т.п.).

12. Общие выводы:

- 1). С позиций социо-естественной истории(17) , рассматривающей жизнедеятельность этносов в связи со средой обитания, данная реконструкция изображает вполне приемлемую картину единого происхождения материальных культур севера и юга. В частности, Трипольская культура (в нашем дискурсе - культура, производная от протокультуры БуГ+ДоН(18), локализованная в пределах современной Украины, получает обозримого предка, от которого унаследована парадигма и базовые культурные паттерны.
Вопрос – насколько реалистична выдвинутая гипотеза о Черноморском Потопе с точки зрения геологии, гидродинамики и прочих естественнонаучных дисциплин?

- 2). С позиций, того же социо-естественного подхода, климатическое различие сред обитания севера и юга в первом случае замедлило, а во втором ускорило процесс регенерации и дальнейшего развития разделившихся культур.

- 3). В контексте рассматриваемой гипотезы, сероводородная толща Чёрного моря может быть результатом продуктов распада некогда плодородных (чернозёмных?) почв поймы ДНА.

- 4). Концентрическая планировка трипольских протогородов может репродуцировать кольцевую форму прибрежной зоны ДНА.

- 5). Небезосновательной представляется мысль о самоназвании данного протоэтноса с использованием дифтонгов ДН+НД (да+не&не+да)19), равно как и проблема реконструкции производной от этих звуков, базовой модели протоязыка.
 
13. В связи с изложенным целесообразно:

- Организовать научную экспедицию у северного побережья Чёрного моря, аналогичную британо-американской, с целью получения собственных результатов для суверенной Украины.

- Провести методичные разработки в области лингвистической компаративистики с привлечением языковых и материальных систем севера и юга, с целью уточнения корневой системы протоязыка ДНА.

- Дистанцироваться и оградить подобные разработки от маньяков всех мастей, делегировав им пожизненную функцию однозначных неопровержимых выводов и самозабвенной критики сослагательного наклонения.

14. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЛИМЕНТАРНО-ИНВЕРСИРОВАННОЙ МОДЕЛИ:

- 1). Любое ретроспективное построение - не более чем умозрительная конструкция в сослагательном наклонении (ретро-агностицизм).

- 2). Близнечный миф, симметрия антономических рядов и комплиментарных контрагентов; жёсткая комбинаторика на этой основе – изначальный креационистский принцип мироздания.

- 3). Жёсткий магический детерминизм звуков корневой основы (культовый пласт=заклинание=мантра) и последующая мягкая деривация (обиходный пласт). Ныне бытующие опорные звуки базовых этимонов генетически хранятся в изначальном коде (нумерологическая генерационная программа), но перемешаны и спрофанированы временем, миграциями, коннотациями: изначальный жёсткий посыл и последующее мягкое развитие в креационистско-эволюционистском смысле.

- 4). Основные транспонирующие звуки: Б=П; Г=К=Х; Д=Т=Ф=Ц=ДЗ; Ж=Ш; З=С=Ш; Л=В=У; М=Н; Н=У; Р=В=О=У; Ч=Щ. Возможны расширения.

- 5). Палиндромы с центральной симметрией: потоп + топот; казак + заказ; nisponanomimatamimonanopsin (омывайте на только лица, но и души) и т.п., – скорее случайность, нежели закономерность. Но не случайность полная инверсия СРМТ+ТМРС: сармат+тамрас (ТаймУРаз, Таймы(У)Р, ТимУР).

************************
Пояснения:

1. Тезисы статьи для готовящегося издания «Энциклопедия Трипольской культуры».

2. Комплиментарно-инверсированная модель – система, в которой контрагенты уравниваются по оси симметрии с обратным порядком чтения. Этот подход реализован в принципах переворачивания гексаграмм фань и дуй китайской классической Книги Перемен – Ицзин. Смотри ниже, п.12 «Положения комплиментарно-инверсированной модели.

3. Авторы идеи

4. Материалы экспедиции
 
5. Источник

6. Чалдоны – жители всей Сибири.

7. Контуры «Старой Европы» с таких позиций оказываются малы для возникшей миграции.

8. Датировки, артефакты

9. Если он не возник куда как позже, в римское время (например, Дне+стр = дарящий поток, от доно=дарить и струм=по+ток. Что значит звук «И» в И+струм=Дунай, можно обильно расшифровывать, но «струм=поток» здесь тот же). К слову, современная аббривеатура ДоНБасс очень подходит по смыслу для обозначения причерноморского бассейна, маркированного ДН.

10. Вопрос о времени возникновения и происхождении этих гидронимов остаётся пока открытым. По-гречески Дон=Танаис (ДН=ТН), Днепр=Борисфен (Ф=Т, ТН=ДН) и здесь также можно путём транспозиций получить систему, образованную единой основой. Но греко-римские названия, судя по всему, поздние транслитерации.

11. Родовой трипольский тотем Бык в такой редакции актуализирует исконное слово БуГай (БуКаЙ, БуК, БыК), а оно, в свою очередь может персонифицировать\маркировать: Бога; Буг=реку, как дом бога; Гай, как лес в пойме реки; Бугая – быка, обитавшего в Гаю и БогоДанность – жизненный уклад. С этих позиций имена Бог+Дан и Тарас (ТаУРос) обретают общий денотат – быка.

12. В случае с Доном есть следующие соображения. Либо он течёт в пойме Азова и плавно (вариант: срываясь водопадом в районе Керчи), впадает в ДНО сам по себе, либо уходит вдоль южного крымского берега и впадает в Буг+Дон где-то под Севастополем. Возможен также вариант с Сивашём, но он сомнителен из-за Перекопского перешейка.

13. Недавно, в беседе на моей Кухне (на ТВ), родилась комплиментарная инверсированная модель ГБ+БГ, реализованная в паре гидронимов ХаПи (ГаБи)+БуГ, то есть, Нил с притоками, текущий с юга и Буг с притоками, текущий с севера к некоему единому водному центру, разделённому перемычкой ДарДаНелл (в этом слове просвечивают лат.: дар и доно-дар). Эта глобальная модель не только выстраивает меридианальные отношения Европы и Африки как живых материков, но касается проективного отношения между тремя естественными (три «княжеских» киевских горы «со пещеры») и тремя искусственными горами (три великих пирамиды Мемфиса «со лабиринты»). Разумеется, такой дискурс далёк от строго научного, но идея обратной спирали, лежащей в основании глобальных процессов, опредмечивается людьми, а люди, особенно в их жреческом мышлении, ведут себя именно так. (Смотри, также, мою мифопоэтическую реконструкцию трипольского «китайского» домика из коллекции ПЛАТАР: «китайский» значок Тай-цзи; пятикратно повторенная на портале «египетская» НуТ и т.п.).
Кстати, следующее к востоку, меридианальное отношение севера и юга, строящееся на УРУ, то есть, одной согласной (Ур, Урук, Урал, УРа+хУРал, ГУРьев, АсТУРхан, реки АмУР-Дарья, АмУР; имена АссУР, АтУР, АшшУРбанапал), в совокупности с ГБ порождает пару АмУР и ГоБи, в которой сходятся северное и южное крылья нашей модели, что может приблизить понимание индийско-китайской мандалы (тай-цзи) присутствующей на трипольском артефакте. Здесь же, сходятся тельцы: ТУР, ТаУРас, ТаУРо(клйемо-тюрк.), ТаУРоскифы, ТаУРия и БуГай, БыГ(к), БоГ+Дан. Отсюда ясно, что вся индо-ирано-европейская тавромахия в её связи с Луной, а через неё с Календарём, должна быть привлечена и со+поставлена относительно рассматриваемой гипостазии – Потопа в акватории ДНО.

14. Существительное мужского рода день слышнее с точки зрения его этимона, если читать в женском роде как отглагольное: день – она - дление денницы (сродни: дань – дление данницы).

15. Трудно удержаться, чтобы не поселить Посей+Дона в среДиНе нашего Черноморского ДНа и вообще, всей рассмотренной реконструкции.

16. Об устойчивости фонетического конструкта можно судить на примере: ДеНике (нем.); Дейнека, ДеНикин (рус.) ДайНега (белор.); ДейНеко (укр.). Инверсированное: ШНиД(Т)ке (нем.), СНиД(Т)ко (укр.).

17. Автор – д.и.н. Э.С.Кульпин (Институт Востоковедения РАН).

18. Логично предположить, что БГ – мужского рода, а ДН – женского (ДоНя, ДоНька) из чего пятипалое древо нашей гидросистемы предстаёт в виде классической полигамной семьи (четыре Нимфы и один Нимф: ДОН+ДОН+БУГ+ДОН+ДОН), сохранившейся до сих пор у южан.

19. Основное отношение модальных частиц в Даодэ-цзин (у+ю & ю+у = наличие отсутствия & отсутствие наличия), в обоих случаях организующее семантический вход в пространство Пустоты.