Эй, чью ещё там душу исцелить?

Бабенко Надежда
Однажды мой приятель Виктор Кологривко завел себе собаку. Не просто так взял и завел, он долго о ней мечтал, перечитал все инструкции по выращиванию доберманов, выслушал все советы, что не следует с этой породой связываться – мол, она самая болезненная и нервная их всех существующих. Советчиков он слушал с благодушным почтением и щенка покупать не спешил, но только лишь по причине нехватки денег и жилой площади. Потом денег стало не хватать еще больше, а вот квадратные метры освободились – благодаря ставшим студентами детям. В общем, обзавелся Витек маленьким забавным длинноносиком черного окраса. Жена приобретению не препятствовала, даже по-матерински за ним ухаживала. А уж дети, приезжая на побывку, и вовсе были без ума от красавчика Чарли.


Так в любви и уюте вырос добротный, скроенный по всем собачьим стандартам, пес редкой в нашем маленьком селе Дивном породы. Можно рассказывать много историй, скрасивших жизнь этой семьи и всех, кто с ней дружен. В компании Чарли был нашим полноправным сначала ребенком, а потом товарищем и братом. Но однажды, спустя лет пять или больше, пес вдруг заболел. На деревне известно какие ветеринары – в основном по свиньям да коровам спецы, а собаки им по барабану. Один, правда, предложил усыпительный укол – чтоб не мучился пес. Виктор его за такие слова чуть со ступенек не спустил.

 
Чарли тем временем таял на глазах: худел, прятался в темный угол, отказывался от еды. Шерсть его мгновенно потеряла блеск и шик, а глаза налились такой тоской, что хоть вой рядом с ним. Большим специалистом не надо быть, чтобы поставить диагноз: чумка. В общем, две недели промучились Кологривки со своим любимцем, а потом Витек встал на рассвете, взял исхудавшую псину на руки, отнес в машину и повез куда глаза глядят.


Всходило солнце, заставляя щуриться до слез - а может, и не оно вовсе было их причиной, но Виктору удобнее было считать именно так. В общем, поехал он на восток – навстречу рассвету. Дорога привела его прямо на озеро Маныч. Сколько он ехал, Виктор не примечал. Остановился только, когда нечаянно влетел в солончаки, но вовремя спохватился и включил заднюю скорость.

 
Солнце вновь жестоко резануло глаза, когда он вынес Чарли из машины и бережно положил в заросли камышей. Знал по поверьям, что собачья порода, предчувствуя смерть, обычно срывается с цепи и бесследно исчезает из дома. Цепи у них не было, да и как собаке незаметно уйти из квартиры…


Долго смерть Чарли была запретной в нашей компании. Заводить второго щенка мои друзья категорически не хотели – слишком тяжело их терять. Но через три месяца случилось невероятное: Чарли вернулся! Не во сне, не в мечтах, он забрел в подъезд и скромно улегся на коврик перед квартирой. Обнаружил его я, когда пришел к приятелю по какому-то делу. В тот день мы, два совершенно непьющих человека, напились до чертиков – на радостях. Чарли был худой и голодный, но все же он был живой!!! Как он не умер, чем излечился – до сих пор остается загадкой.


… Эту историю я вольно или невольно вспоминаю всякий раз, когда собираю удочки - а иногда и без них – и еду на Маныч, везу на излечение свою израненную житейскими неурядицами душу. Маныч у нас называют когда озером, когда рекой – и то, и другое верно: бывшая река обмелела на трех четвертях своей протяженности и превратилась в цепочку самостоятельных озер. Вода в них горько-соленая, уровень ее минерализации близок к морской, наверное, потому и рыба здесь особенно вкусна: говорят, наша вяленая вобла входит в рацион космонавтов.


Конечно же, для рыбаков и охотников наш Маныч – настоящий рай. Но даже если вы не любите запеченного на углях дикого гуся-гуменника, не испытываете восторга от сваренной на костре ушицы из разных сортов рыб: карася, сазана, окуня, судака и даже щучки, все равно у этого озера найдется для вас какая-либо приятность. В последние годы, с развитием звуко- и видеозаписывающей аппаратуры многие стараются заготовить впрок, на зиму … собственные эмоции. Люди снимают моменты поклевки и ужения, солнечный закат, лебединые парочки, многочисленные стаи перелетной и местной дичи, крики чаек, всплеск игривой волны – говорят, это применяется потом как лекарство от хандры.

…Однажды я возил семью на так называемый тюльпанный остров. Это далековато, километрах в сорока от дома, но зато красоты на том острове невероятные: тюльпаны здесь величиной с добрый винный бокал, и цвета природа им дарит - словно от лучших голландских селекционеров. Так вот, возвращаемся мы из путешествия, вдруг видим в заливе Маныча, прямо на воде, странное розовое свечение, а над ним – тучную стаю бакланов. Первая мысль: «Это фламинго!». Но я же не перегрелся до такой степени!


Достаю бинокль – оказывается, огромная стая пеликанов и не меньшая – бакланов устроили коллективную охоту на косяк воблы. Раздутые горловые мешки раскраснелись от натуги – вот он откуда, розовый цвет! - в каждый такой клювик вмещается доброе ведро воды. Далее произошло еще более странное действо: вдоволь набегавшись по мелководью, пеликаны вышли на берег и дружно стали отрыгивать на землю содержимое желудков. Сколько продолжалось их совместное с бакланами пиршество – сказать не могу, уехал. К слову, каждая из этих птиц съедает за сутки до килограмма и более свежей рыбы. Представляете масштаб? Остается удивляться, как еще рыбакам добычи хватает, после крылатых-то браконьеров.



Есть у Маныча и еще одно диво: давно заприметили местные купальщики, что после водных процедур ногти приобретают золотистый цвет – от содержащегося в воде йода. Да и вообще, ранки и царапины после купания быстро затягиваются. Более того, даже не на берегу, а в десятках метров от него кое-где имеются этакие кратеры с густой теплой масленичной грязью черного цвета. Болотца эти народ поначалу обходил стороной, но потом кто-то побывавший на курортах Кабардино-Балкарии первым отважился сесть в эту лужу. Эффект – что тебе на курорте. Так что если увидите в наших краях человека, раскрашенного словно зебра, не пугайтесь: он просто лечит свои больные колени, локти и прочие части усталого тела.


Имеется и местная байка на эту тему. Одна женщина попросила зятя свозить ее «на грязи». Он исполнил тещино желание, отвез и оставил ей для обмывания бидон воды. Договорились: через пару часов приедет и заберет вылечившуюся маменьку. А она процедуру в кратере приняла и нечаянно опрокинула бидон, вода-то вся и вылилась. Зять тем временем то ли заснул, то ли вообще закутил с дружками, короче говоря, забыл забрать тещу. Пришлось ей в ужасном виде и настроении идти на дорогу голосовать – еще и пустую флягу с собой тащить. Брать странную попутчицу водители боялись, только один затормозил, выскочил из Камаза, но, как оказалось, просто для того, чтобы … сфотографировать несчастную женщину. Поскольку я эту тетку знаю лично, мне ее, конечно, жалко. Но смеха в связи с этой историей в селе было немало.
Владимир ДМИТРИЧ.