Виктор коростелев спросите у священника часть 6

Виктор Коростелев
СПРОСИТЕ У СВЯЩЕННИКА….

На вопросы православных читателей отвечает иеромонах Иов (Гумеров)

— Почему у многих храмов купола не одного цвета? Те, что по краям, одного цвета (обычно синего), а цент­ральные позолоченные? Что это символизирует?
— Традиция сооружать над основным зданием храма один или несколько куполов пришла к нам из Византии. Ку­пол является символом небес­ного (сфера) и вечного (круг).
Золотые купола символизи­руют Божественную славу. По­этому златоглавыми чаще все­го устраивают храмы, посвя­щенные Господским праздни­кам. Голубой или синий цвет купола символически изобра­жают небесную чистоту и не­порочность. Эти купола венча­ют храм
Разумом и Всемогуществом, но и всесовершенной Благо­стью и Любовью (Бог любы есть). Эта истина, подтвер­жденная многовековым духов­ным опытом, составляет как бы вьющее звено в иерархии христианских ценностей, ибо является источником веры, ко­торая является формирующим началом христианского миро­воззрения. В системе христи­анских ценностей отводится важнейшее место также уче­нию об уникальности челове­ческой личности как бес­смертного, духовного сущест­ва, созданного Богом по Свое­му образу и подобию.
Христианское учение от­крывает высокий смысл и цель жизни человека — блаженство в Царстве Небесном. Учение о спасении также занимает важ­нейшее место в системе хрис­тианских ценностей. На этом пути Слово Божие призывает к всестороннему, духовному со­вершенствованию (будьте солощения и спасительной Жертвы Сына Божия заключает­ся в том, чтобы возвести чело­века в первое его достоинство.
«Соделывается человек со­судом и жилищем Божиим по­средством христианства; уст­раивается и украшается жили­ще действием Святаго Духа: вы созидаетеся в жилище Бо­жие Духом» (Еф. 2, 22). Вож­деленно для человека удов­летворение Божественной це­ли! Вожделенно для человека достижение достоинства, предоставленного ему Богом! Достоинство это при сотворе­нии человека было даром Бо­жиим; потерянное падением, оно по искуплении опять соделалось даром Божиим.
Чувство собственного до­стоинства человека возникает на основе сознания своего вы­сокого звания и назначения. Чувство это искажается или теряется ложным мировоззре­нием и греховной жизнью. Происходит подмена. Так непосвященные Пресвятой Жи-воначальной Троице, имеют, как правило, зеленый цвет. Храмы, освященные в честь святых, также имеют зеленые купола.

— Что значит термин «хрис­тианские ценности», и каки­ми они бывают?
— Выражение «христиан­ские ценности» возникло толь­ко в XX веке, когда в западной философии сформировалась теория ценностей, получив­шая название аксиология (греч. axia — ценность и logos
— учение, слово). Ценность — это значимость известного объекта (идеального или ма­териального) в отношении к целям,стремлениям и потреб­ностям человека.
Христианство исходит из понимания ценности как абсо­лютного блага, имеющего зна­чимость в любом отношении и для любого субъекта. Христи­анские ценности не сводятся только к евангельским запове­дям и нравственным прави­лам. Они составляют целую систему.
Высшим благом, являю­щимся источником и всех ос­тальных ценностей, для хрис­тианина является Богооткровенная истина о Пресвятой Троице как абсолютно совер­шенном Духе. Божество явля­ется не только абсолютным
ваш пебесныи). достигается это совместным действием Божественной благодати и свободной воли. Ценность евангельских заповедей, оп­ределяется тем, что они даны нам Господом, как духовные законы, исполнение которых вводит нас в жизнь вечную.
Наконец, надо сказать о важной составляющей систе­мы христианских ценностей — соборном духовном опыте Церкви, который запечатлен в богослужебных текстах, творе­ниях святых отцов и житиях святых.
Христианские ценности — великое достояние человечес­тва, но они становятся благо­датным сокровищем только для тех, кто идет путем спасе­ния.

— Грех ли иметь чувство собственного достоинства?
— Нет. Достоинство есть положительное качество, при­сущее кому-либо или чему-ли­бо. Достойный — «стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сооб­разный с требованьями прав­ды, чести» (В.И.Даль).
Достоинство человека со­стоит, прежде всего, в его богоподобии, ибо Господь Тво­рец почтил его Своим образом и подобием. После грехопаде­ния человек умалил это досто­инство, но не лишился его окончательно. Цель Боговоп себя и других лишь земными мерками. Его ум не в состоя­нии подняться на ту высоту са­мосознания, на которой нахо­дится истинно верующий хри­стианин.
Восприятие своего христи­анского достоинства уверо­вавшему человеку не приходит сразу, а лишь по мере полноты веры и духовного преуспея­ния. Используя мысль одного древнего философа, можно провести такое сравнение. Ес­ли бы кого-либо усыновил царь, то на какую бы степень поднялось его чувство соб­ственного достоинства и по­ложения. Однако всех нас усыновил Небесный Царь! А много ли среди нас тех, для кого это стало источником всепобеждающей радости. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание;так поступая, никогда не преткне­тесь (2Пет. 1:10).

— Я слышал, правильно счи­тать, что новый день начи­нается тогда, когда в церкви закончилась служба, а не тогда, когда день закончил­ся по часам. Так ли это?
— Церковный день начина­ется с вечера. Первая служба суточного круга — вечерня. Такой порядок восходит к древним библейским време­нам. У евреев день начинался с появления на небе третьей звезды и продолжался от за­хода солнца до его захода в следующий день: это для вас суббота покоя, и смиряйте ду­ши ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до ве­чера празднуйте субботу вашу (Лев.23:32). Такой способ от­счета суток связан с повество­ванием в книге Бытия о днях творения: И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:5). Сле­довательно, ночные часы предшествовали дневным. Греческое слово нюхтэмерон переводится ночь-день, то есть сутки.
В новозаветной Церкви от­счет суток с вечера имеет зна­чения только для богослуже­ния. Вне богослужения (на­пример, начало и окончание постного дня) Церковь ис­пользует греческий способ ис­числения суток — с полуночи до полуночи.

— Нужно ли брать благосло­вение у своего батюшки на чтение псалтири и в чем за­ключается польза от чтения этой святой книги?
— Брать специальное бла­гословение у священника на чтение Псалтири не надо. На это нас благословила Цер­ковь: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопения­ми духовными (Еф.5:18-19).
Наименование этой свя­щенной книги в славянскую и русскую Библию перешло из Септуагинты (Псалтирион). Слово Псалтирь произошло от греческого названия струнно­го музыкального инструмента, игрой на котором у древних евреев сопровождалось ис­полнение большинства псал­мов — песней в честь Господа.
Богодухновенная книга Псалтирь содержит как бы со­кращенное выражение всего Священного Писания в форме молитвенно-благоговейных песнопений.
Высказывания святых отцов объясняют, почему Псалтирь с первых дней жизни Христовой Церкви занимает в ней особое место. Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером ос­вятил богослужебное употреб­ление Псалтири, заключив по­следнюю вечерю с учениками пением псалмов: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф.26:30).
Следуя своему Божествен­ному Учителю, святые апосто­лы славили Бога пением псал­мов. Это они заповедали и нам: «Слово Христово да все­ляется в вас обильно, со вся­кою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псал­мами, славословием и духов­ными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Гос­поду» (Кол.3:16).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…