Критика на повесть Е. Мурашевой

Неделяева Нина
Заинтересовалась современной отечественной литературой для детей младшего и среднего школьного возраста. В основном, на данный момент в небогатом ассортименте представлены детективы, юмористическое фэнтэзи, а также реалистичные повести. Мои поиски остановись на серии «Опасный возраст», наверное потому, что буклеты оказались самыми дешевыми. Но не в этом дело. На оборотной стороне книги было написано: «Для детей среднего и старшего возраста». Мне же интересно, что посчитало издательство «Детская литература» приемлемым для данной группы.

Повесть Е. Мурашовой «Обратно он не придет!» прочитала за один присест. Написано доступно, легко, без лишней словесной нагрузки. Вот тут-то и столкнулись два быка – язык и смысл, которые лучше смотрятся, когда идут в одной упряжке бок о бок. Вспомнила рекламу Эльдорадо про подарки и перевела ее на литературу.

Книги бывают двух видов: которые не написали и которые лучше бы не писали и не издавали.

Это, конечно, грубо. Есть замечательные книги и среди современных авторов, которые хочется читать и перечитывать снова и снова. Но данная повесть относится ко второму типу.

Коротко расскажу сюжет. Обычная девочка, семиклассница, из разведенной семьи знакомится с двумя уличными мальчиками, которые бежали из детдома. Один мальчик, ее ровесник, Васька, очень агрессивный и жестокий, а другой – семилетний эпилептик, больной еще к тому же рахитом и цингой, по имени Женя. Девочка Оля после знакомства становится такой же жесткой и прямолинейной. Она таскает из дома еду, одежду, книги, лекарства – все на помощь двум сироткам. Сцены душераздирающие и слишком реалистичные и голые, будто смотришь на внутренности, хотя и без того имеешь о них представление. Оля и мальчики тешут себя мечтами, что все будет хорошо. И я, как блюститель позитива, всех душой надеюсь, что все так и произойдет. Мальчик-эпилептик подружился с собакой, которую в конце книги отравляют злые люди, и мальчик сходит с ума. Сцена описывается так, что невозможно сдержать слез. А Васька, видя такое безобразие, бьется головой об стену. Оля осознает всю безнадежность ситуации. На этом повесть кончается. Помимо этого много ненужных эпизодов, затянутых, излишне нагружающих и без того тяжелый по смыслу текст. Взрослые, окружающие Олю, отказываются признавать правду о состоянии беспризорников и рассказывать ей об этом.

Задача книги, как я поняла, показать, как может происходить избавление от розовых очков. Я не думаю, что среди современных среднестатистических детей среднего и старшего возраста есть те, которые не знали бы, что в мире существует несправедливость и жестокость.

Была бы ребенком среднего или даже старшего возраста – не сдержала бы слез разочарования в жизни и жалости к больному мальчику. По ходу сюжета я трепетно ждала счастливого финала. Мне бы даже легче было воспринять смерть Жени, чем его помешательство. Кроме негативного осадка у меня в душе ничего не осталось после прочтения.

Спрашивается, зачем такая депрессивная литература? Неужели по телевизору не достаточно грязи? Там ведь постоянно показывают членовредительства в физической и моральной форме. А литература, особенно детская, должна, по моему скромному мнению, нести свет, добро, показывать, как важно быть нравственным и честным человеком, учить любви к Богу, родителям, животным, ближнему. Воспитывать силу воли и отвагу, смелость и решительность в трудной ситуации, стремление к духовной чистоте.

Почему мы пишем и позволяем читать детям такую литературу? Неужели мы не хотим стать лучше? Правильная забота о подрастающем поколении – основа для развития здорового общества.