Золотые руки или как спасло ремесло

Андрей Рафиков
«Золотые руки» или как спасло ремесло.

Специальность, которая сейчас меня кормит, я приобрёл в далёком 1980 году. Получилось это совершенно случайно. Перед этим, я закончил учебный комбинат при «Иркутскоблбыттехнике» по специальности мастер по сложно – бытовой технике. Нужно отдать должное, по тем временам нас готовили очень профессионально. После курса теории нас отправили на практику, где мы по две недели осваивали все специальности – холодильщиков, мастеров по ремонту стиральных машин, электробритв, фенов, зонтиков, точки коньков, изготовления ключей. Честно скажу, в жизни мне это пригодилось не однажды. После окончания курсов я немного приболел и все «блатные» места распределили без меня. Меня отправили работать заведующим музыкальной мастерской на ул. 5 Армии, там работали настройщики пианино, роялей и мастера по ремонту баянов и аккордеонов. В мои обязанности входило принимать заявки по телефону и выдавать наряды мастерам. Мне 19 летнему парню это было откровенно скучно. Как-то раз, сдавая отчёт в бухгалтерии, я заметил на столе бумажку, в которой говорилось, что на Иркутскую область выделено три места в Ярославской школе редких профессий –
Гравёр, мастер по ремонту пианино и роялей, и ремонту фотоаппаратуры. Так как я любил рисовать, я решил рискнуть поехать учиться на гравёра. Но для этого мне нужно было перевестись в ювелирный цех. Старшее поколение помнит, что попасть на работу ювелиром без «мохнатой руки» было просто нереально. Я решил взять начальника ювелирного цеха измором. Я как отец Фёдор из «12 стульев» возникал у него на пути в день раз по пятнадцать…
Начальник, Лев Павлович Трунов (ныне покойный) был видимо просто сражён моей настырностью. Он спросил, сколько там учат? Я ответил, что один год. Он вынул свой «Паркер» с золотым пером и сказал, подписывая мне заявление: - Езжай! Хоть год твою рожу видеть не буду!
       Ярославль встретил холодной зимой и ветром. Поразило название местной газеты – «Северный рабочий», подумал: ехал из Сибири на запад 5000 километров, а попал на север!
       ЯШРП (Ярославская школа редких профессий) работала второй год.
Оборудование было всё швейцарское, коллектив молодой и веселый.
Мы съехались со всех концов СССР, от Петрозаводска до Владивостока. Моим мастером-преподавателем была Шурова Светлана Викторовна, закончившая Красносельское училище художественной обработки металлов. Она очень доходчиво давала материал и делилась всеми секретами мастерства, которые знала.
       Год учёбы пролетел незаметно, по приезду в Иркутск мне выделили место гравёра в Торговом комплексе на втором этаже, кроме меня там было ещё два гравёра. Один из них Назаров Борис Николаевич – гравёр от бога, как он работал штихелем! Это была сказка! Я конечно многому научился у него. Отработав года два, я перешёл в ювелирный цех в «Рембыттехнику» на ремонт ювелирных изделий, это была хорошая школа. Ремонтировать изделия всегда сложнее, чем делать новые.
       Так прошло семь лет. Грянула перестройка. Началось первоначальное накопление капитала. Я естественно не захотел оставаться в стороне от событий и с головой ушёл в новые веяния.
Прошёл всё - от видеосалона, торговли компьютерами, товарно-сырьевой биржи и прочими делами.
       Этот период продлился семнадцать лет…
Потом передел собственности, автоавария и дефолт.
Настали трудные времена. Бывали моменты, когда денег не было на хлеб. Даже в такси пришлось поработать.
       И вот однажды перебирая документы, я случайно увидел свой диплом…
 А почему бы и нет? Подумал я и решил провести небольшое маркетинговое исследование. Оказалось, что за эти годы мастеров хороших поубавилось, а потребности у народа растут. Гравёров, так вообще на пальцах одной руки можно пересчитать.
       Благо хватило ума не выбрасывать и не продать свой инструмент, который сиротливо лежал в коробке на даче, дожидаясь своего часа.
       И вот в конце 2002 года я вернулся к своей профессии. Конечно, за эти годы и зрение немного подсело, и руки отвыкли от тонкой работы, но я не сдавался и буквально за полгода всё вспомнил и даже кое в чём преуспел. Дело в том, что в наше время не было дешёвого турецкого золота, дутых цепочек и браслетов, которые плавятся от одного неосторожного движения горелкой, так как, по сути, это фольга золотая. Насобачился и их паять. Выяснилось, что в городе никто не ремонтирует бижутерию – освоил. Перенизать бусы тоже не везде берутся – берусь! Приносят туфли со стразами, платья. Один раз даже стринги для стриптизерши чинил со стразами. Также сейчас стал модным танец живота, а там эти причиндалы обязательны и при энергичном танце имеют свойство ломаться. С гравировкой тоже отдельный вопрос. Гравировка - это не только дарственные надписи на подарках. Она несёт иногда очень полезные функции. Например, людям пожилым, страдающим потерей памяти делают на руку браслет с адресом и телефоном, что очень помогает. А какое горе в семье, когда теряется четвероногий любимец, будь то пёсик или котейка. Нашедшие их и рады бы вернуть, а куда не знают. В этом случае пластиночка с гравировкой на ошейнике существенно облегчает поиск. Для любителей экстремальных видов спорта не будет лишним идентификационный браслет с группой крови. Был случай, приходит девушка с двумя фарами от «Субару-Легаси» и говорит сделайте мне на них гравировку – «ТАНЯ», а то уже два раза снимали наркоманы…
 Сделали.
 
       Самое главное, что моя работа приносит людям радость. Я считаю, что каждому человеку необходимо иметь в руках какое-то ремесло, которое смогло бы его прокормить в тяжелые времена. Ведь жизнь штука сложная и непредсказуемая. Жаль, что многие ремёсла уходят навсегда вместе с последними мастерами. Сейчас уже не осталось практически часовых мастеров по механическим часам, которые вытачивали шестерёнки вручную, а хрустальные стёкла делали из донышка хрустальной рюмки. Конечно, в век Интернета и сотовых телефонов мои откровения молодёжи покажутся смешными, но я честно, не знаю, что бы со мной было, если бы не моё ремесло.
       Сейчас я работаю на первом этаже «Дома быта» на Урицкого, всегда рад помочь всем, кто ко мне обратится.
       Не хочу показаться банальным, но формула счастья довольно проста: «Счастье – это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью домой!»

       А.В. Рафиков.