Самбат - Еврейские ворота - Киев

Анатолий Штаркман
 Самбат - Еврейские ворота – Киев
(Продолжение предыдущих глав по книге "Хазарские этюды)

В 879 году умер Рюрик – варяжский правитель над северными славянскими племенами. Его сын Игорь был малолетним, и власть перешла к шурину Рюрика Олегу. «Варяжские гости» на Руси не производили, не строили, не сеяли. При Рюрике существовало географическое разделение между его сородичами-варягами, пришедшими, как и он, с севера с единственной целью обогащения. Синеус правил на Белоозере, Трувор в Изборске над кривичами, а Оскольд и Дир – в Киеве. К Олегу дошла молва, что Оскольд и Дир имеют большие доходы. Позавидовав им, новоявленный правитель Новгорода решает убить их. «Насчёт основания Киева, как вообще всех знаменитых городов, ходили разные предания».* Во времена Аскольда и Дира на месте Киева располагались несколько укреплённых городищ., один из которых носил название Самбат, от еврейского - ;;; – Шабат – Суббота. Крепость эта была построена хазарами не позже 8-го века, и жили в ней евреи из Византийской империи, Крыма и Персии.** Сохранилось предание, что во время правления Рюрика во второй половине девятого века многие новгородцы, спасаясь от лютости варяжского пришельца, бежали в Киев.* По рассказам летописцев Киев 10-го века состоял из трёх частей: Холм Кия, Копырев конец и Подол. На иврите «копер» - ;;; – выкуп, то есть таможня, хозяевами которой были евреи. Ведущие к таможне ворота назывались Еврейские. Ворота служат для входа в закрытое пространство, следовательно, были и стены, и стража, и дома, и жители… евреи. В 11 и 12 веках западный и южный конец богатого района Копырёва всё ещё назывался Жидове.**
Ни Татищев, ни Карамзин не упоминают о каких-либо войнах Аскольда и Дира или Олега с Хазарским Каганатом. «В 7-ом веке они (козары) являются в истории византийской с великим блеском и могуществом, дают многочисленное войско императору (который из благодарности надел диадему царскую на их Кагана или Хакана, именуя его сыном своим); два раза входят с ним в Персию, нападают на угров, болгаров, ослабленных разделом сыновей Кувратовых, и покоряют всю землю от устья Волги до морей Азовского и Чёрного, Фанагорию, Воспор и большую часть Тавриды, называемой потом несколько веков Козарию. Слабая Греция не смела отражать новых завоевателей: её цари искали убежища в их станах, дружбы и родства с каганами; в знак своего к ним почтения украшались в некоторые торжества одеждою казарской и стражу свою составили из сих храбрых азиатцев…. Рассеянные племена славянские не могли противиться такому неприятелю, когда он силу оружия своего в исходе 7 века или начала 8 обратил к берегам Днепра и самой Оки. Жители киевские, северяне, родимичи и вятичи признали над собой власть каганову…. Иго сих завоевателей, кажется, не угнетало славян: по крайней мере, летописец наш изобразив бедствия, претерпенные народом от его (пр. авт.: варягов) жестокостей обров, не говорит ничего подобного о козарах. Всё доказывает, что они имели уже обычаи гражданские. Ханы их жили в Балангиаре или Ателе (богатой и многолюдной столице, основанной близ волжского устья Хозроем, царём персидским), а после – в знаменитой купечеством Тавриде. Гунны и другие азиатские варвары любили только разрушать города, но козары требовали искусных зодчих от греческого императора Феофила и построили на берегу Дона, в нынешней земле казаков, крепость Саркел для защиты владений своих от набегов кочующих народов; вероятно, что Каганово городище близ Харькова и другие, называемые козарскими, близ Воронежа суть памятники их древних, хотя и неизвестных нам городов».*
Итак, Олег решил завладеть не Киевом, его тогда ещё не было, и не еврейским Самбатом – Олег знал, что не справится с громадным и организованным Каганатом. Ему были нужны доходы Аскольда и Дира, которые находились на службе у хазар и располагались с дружиной на одном из соседних холмов. Олег, боясь своих воинственных сородичей, пошёл на хитрость. Притворившись гостём и спрятав в ладьях вооружённых стражников, он вместе с малолетним Игорем сошёл на берег, якобы с целью преподнести подарки Аскольду и Диру. Те, не подозревая обмана, вышли к ним, но тотчас были изрублены. Олег занял их место и начал служить Хазарскому Каганату, собирая дань с окрестных племён и получая за это немалую долю. Российский историк Соловьёв С. М. (1820-1876) называет варяжских выходцев в Киеве «сбродною шайкой искателей приключений». *
Письмо хазарского царя Иосифа написано позднее событий при Олеге, и в нём не упоминается об отторжении какого-либо народа или племени, подвластных Хазарскому Каганату. «У этой реки (пр. авт.: река Волга) расположены многочисленные народы в сёлах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укреплённых стенами городах. Вот их имена: Бур-т-с (Буртасы), Бул-г-р (Булгары), С-вар (Сувары), Арису, Ц-р-мис (Черемисы), В-и-н-тит (Вятичи?), С-в-р (Северяне?), С-л-виюн (Славяне?). Каждый народ не поддаётся точному расследованию, и им нет числа. Все они мне служат и платят дань».
Лев Гумелев, на которого я так часто ссылаюсь, так характеризует этот период: «После первых побед Олега в 883-885 годах успех покинул варяжского узурпатора. В каспийском походе войско выглядит неполноценным союзником Хазарии. И предательство, допущенное Бениамином (пр. авт.: царь Хазарского Каганата, дед Иосифа), осталось безнаказанным. Поводы для восхваления Олега меркнут. Историк Соловьёв пишет об Олеге не как о храбром воителе, а как о хитром политике и сборщике дани с беззащитных славянских племён. И в наследство Игорю он оставил не могучее государство, а зону влияния Хазарского Каганата».* Не расшифровывая грабительскую сущность Каспийского похода Олега, Гумилев не упустил случая обвинить кагана в предательстве.
Точная дата каспийского похода неизвестна, однако историки оценивают описываемые события между 907 и 911 годами. Хазарский Каганат находился тогда в трудном положении из-за войны с коалицией печенегов, гузов, асиев. Эти воспользовался Олег и потребовал от кагана разрешение пройти по Волге в южную часть Каспийского моря с целью грабежа. Русские летописцы подробно описывают злодеяния руссов над беззащитным прибрежным населением.*
Набрав богатую добычу, Олег со своей дружиной отправился в обратный путь, но не тут-то было. Многие жители Хазарского Каганата находились в родстве с жертвами погрома (с географической точки зрения это был один и тот же район, и жили в нём, в основном, магометане) и решили отомстить руссам. Для этой цели с согласия Хазарского царя было собрано порядка пятнадцати тысяч ополченцев.* Олегово войско практически было уничтожено хазарскими добровольцами и окончательно добито болгарами на пути в Киев. Погибло по одним источникам около двадцати тысяч руссов, по другим – тридцать тысяч. Олег, предупреждённый об опасности царём Хазарского Каганата, остался жив. Хазарскому царю, очевидно, не чужда была житейская мудрость «за одного битого двух небитых дают (да и то не берут)».
Через Волгу проходили торговые караваны, в том числе и руссов, плативших десятину Хазарскому Каганату. Слабый северный сосед в лице Олега вполне устраивал царя Бениамина, поэтому он дал возможность добровольцам разгромить его дружину.
Каспийский поход, их было по крайней мере три, отражён в письме Иосифа – Иудейского царя Хазарского Каганата, сына Аарона: «Я охраняю устье реки и не пускаю Руссов, приходящих на кораблях, приходить морем, чтобы идти на исмаильтян, и точно так же всех врагов их на суше приходить к «Воротам». Я веду с ними войну. Если бы я оставил их в покое на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада и до страны…». **
Письмо писалось, когда Олега уже не было в живых. Его место занял сын Рюрика Игорь (912-945 годы), слабый в военном и политическом плане. Поэтому Иосиф, не чувствуя опасности, называет себя «могучим царём, которого не обращают в бегство никакие войска и не заставляет отступать вид никаких полчищ».