Сатори

Антон Викторович Вильгоцкий
«Месяц назад в Москве открылась японская дискотека. Как ни странно, она до сих пор пользуется бешеной популярностью среди прогрессивных морковок и перцев. Тут не в экзотике дело, а как раз наоборот. Новая точка предлагает своим посетителям всё самое кондовое и продвинутое, что можно найти сегодня в Японии. Ди-джеи, коктейли, аркады. Словом, всё как везде. Только японское, а стало быть, – экстремально мазовое. Приколитесь, пистоны, на церемонию открытия сам Мураками приезжал ленточку самурайским мечом перерезать! Я не знаю, кто такой Мураками, но говорят, это круто!
Называется местечко «Харакири». По-моему, очень удачно. Сразу понятно, что какой-нибудь книголожец с тремя высшими и одним высохшим туда не попрётся – попса, скажет. И долбоящер со шрамами на мозге не сунется, - для таких там всё чересчур заморочено. Золотая середина, в общем. Как говорят японцы – сатори.
К чему я всю эту бодягу расчёсываю? Просто сегодня, в 19.00 в ночном клубе «Харакири» выступит с новой программой ветеран электронной музыки, легендарный нихонский лабух Това Теи! Тот самый, из Deee-Lite! Я не знаю, что такое Deee-Lite, но говорят, это очень круто!!!»

DJ Зюскинд, «Радио 69».

«Хозяева заведения поступили очень мудро, сведя к минимуму использование элементов традиционной японской культуры. Танцпол в виде громадного инь-яна и холодное оружие на стенах – вот, пожалуй, и всё, что может напомнить о временах самураев, микадо и сёгунов. Чайная церемония и вовсе нивелирована до опускания в кипяток пакетика с заваркой. Но чай здесь почти не пьют, поскольку «Харакири» открывает свои двери лишь с наступлением темноты, когда в ход идут напитки покрепче. А сакэ – оно и в Африке сакэ.
Впрочем, ассортимент местного бара куда как более широк, ведь «Харакири» является частичкой современной Японии, куда уже давно пришла цивилизация в лице Hennessy и White Horse. Музыкальная политика клуба также далека от консерватизма. Постоянным резидентом «Харакири» является токийский ди-джей Sonic. Регулярно выступают звёзды японской авангардной сцены, – за последние несколько месяцев здесь побывали Ryuichi Sakamoto, Kitaro и Pizzicato 5, а на исходе этой недели будет выступать Towa Tei».

Олег Разгул, газета «Смутное время».

Здравствуйте. Меня зовут Тото. Я родился и вырос в Ростове-на-Дону, а с 2004 года живу в Москве. Сегодня я завёл себе блог на сайте www.livejournal.com.
Сегодня понедельник, 11 октября. По выходным мы с друзьями ходим расслабиться в японский клуб «Харакири». Не был исключением и вчерашний день.
Мои друзья – Соболь и Кроко – приехали вместе со мной из Ростова. Мы снимаем одну квартиру на троих. Приехав в столицу, мы хотели заняться грабежами и вымогательством, но тут вдруг выяснилось, что в Москве, в отличие от Ростова, творческая работа приносит не меньший доход. С тех пор я под псевдонимом Олег Разгул веду колонку светской хроники в газете «Смутное время», Соболь разрабатывает декорации для спектаклей «Современника», а Кроко метёт полы в редакции «Нового мира».
Как я уже говорил, каждое воскресенье наша славная троица отключает мобильники и строевым шагом отправляется на японскую дискотеку. Это – наше любимое место в Москве. Мы полюбили японскую культуру заочно, ещё живя в Ростове. Мы были тогда нищими интеллектуалами, к месту и не к месту цитировали Акутагаву, устраивали турниры по хайку за бутылкой водки и сглатывали голодную слюну, проходя мимо суши-баров. Нас посылали на *** отовсюду, куда бы мы ни заявлялись со своими безумными идеями. Чтобы заработать денег на дорогу в Москву, нам пришлось заняться грабежами и вымогательством. Теперь мы живём, припеваючи, и уже начали забывать о том, что когда-то нам приходилось подбирать с ростовских тротуаров холерные бычки.
Итак, вчера мы по традиции пошли в «Харакири» - послушать Тову Теи, выпить сакэ и пообщаться на философские темы с нашим японским другом Тетсуо, так же не пропускающим ни одной воскресной вечеринки. Никто из нас и представить себе не мог, что на этот раз всё закончится грандиозным побоищем с морем крови и грудами отрубленных голов.
Мы пришли в «Харакири» за час до начала концерта и сразу отправились в бар. Соболь и Кроко взяли себе по бутылке Ozeki, а я заказал фирменный коктейль «Мисима». Думаю, не стоит лишний раз повторять, что Юкио Мисима – самый знаменитый и читаемый в мире японский писатель, автор сорока романов, восемнадцати пьес, многочисленных рассказов, эссе и публицистических произведений. В общей сложности его литературное наследие составляет около ста томов, но кроме писательства Мисима за свою сравнительно недолгую жизнь успел прославиться как спортсмен, режиссёр, актёр театра и кино, дирижёр симфонического оркестра, лётчик, путешественник и фотограф. В последние годы жизни Мисима был фанатично увлечён идеей монархизма и самурайскими традициями. Возглавив 25 ноября 1970 года монархический переворот и потерпев поражение, он совершил харакири. Именно поэтому Юкио Мисима является своего рода символом нашего любимого клуба.
За одним из столиков я увидел нашего японского друга Тетсуо. Он то и дело хлопал ладонью по лежавшей на столе порнографической карте, изображавшей Лолло Феррари с огромным членом во рту. Карта взлетала в воздух, переворачивалась и ложилась на стол противоположной стороной.
- Здравствуй, Тетсуо, - сказал я, подойдя. - Что ты делаешь?
- Пытаюсь достичь сатори, - был ответ.
- Сатори? Что это? – заинтересовавшись, я присел за столик рядом с Тетсуо.
- Словами не передать. По-русски это значит «осознание». В дзен-буддизме сатори обозначает внезапное и мгновенное постижение Истины, невыразимой в словах. Ой, да что это я? Ты же читал «Золотой храм», сам должен знать.
- Читал, но не всё понял. Я же, всё-таки, язычник.
- Ну да, менталитет другой. Но по большому счёту разницы нет. Скажи мне, – что ты испытываешь, когда чувствуешь присутствие своих богов?
- Ну, как бы тепло по всему телу разливается. И плакать хочется, только не от боли, а наоборот. Расскажи ещё про сатори.
- Сатори подготавливается путём длительных духовно-интеллектуальных упражнений, но может произойти и спонтанно, под воздействием малозначительных внешних обстоятельств. Так, желая рассказать о том, что такое Дзен, один учитель зажёг и задул свечу, второй – толкнул ногой мяч, третий – неожиданно ударил ученика палкой. Результатом всех трёх «рассказов» было внезапное и глубокое сатори, пережитое учеником.
- Но как такие разные действия могли привести к одинаковому результату? – удивился я.
- Так же, как разные дороги ведут в одно и то же место, - улыбнулся Тетсуо. - Представь себе трёх человек, одновременно прибывающих в Москву. Один из них транзитом едет в автомобиле из Ростова в Санкт-Петербург и не пробудет здесь лишнего часа. Другой приехал поездом из Твери, чтобы начать здесь новую жизнь. А третий прилетел из Гамбурга, для того только, чтобы побродить по улочкам своего детства. Все трое делают одно и то же, но каждый – по-своему, и дело не только в способе передвижения. Момент осознания тоже у каждого свой. Мне, например, начинает казаться, что моё тело прорастает изнутри железными деталями.
- Постой, так у тебя уже это было? Было сатори?
- Ну разумеется. Я ведь уже давно это практикую.
- А это… похоже на оргазм?
- Да, - сказал, подумав, Тетсуо. - Похоже. Только этот оргазм – духовный. Здесь только одна проблема. Если сатори не приходит само собой, каждый раз приходится изыскивать новый способ его достижения. А достижение сатори считается основой учения дзен и, в сущности, представляет собой единственную реальную цель, к которой стремится каждый ученик.
Вернувшись к своим, я продолжал думать о сатори. А через несколько минут отделаться от этой мысли было уже невозможно. Я понял, что если не достигну сатори нынче же вечером, то никогда не смогу себе этого простить.
- Тото, чего ты смурной такой? – пихнул меня в бок Кроко. - Нет, я, конечно, понимаю, – ты ещё нескоро забудешь ростовский ад. Но с другой стороны, buddy, мы же в Москве! В культовом клубе «Харакири»! Ты посмотри, сколько девчонок вокруг. И всем одинаково хочется на что-нибудь заморочиться. Не привык таким я здесь тебя, приятель, видеть. Выпей сакэ, расслабься, - разлив по чашечкам рисовую водку, Кроко что-то неразборчиво буркнул по-японски и залпом проглотил свою порцию.
Соболь пристально смотрел на меня, барабаня кончиками пальцев по угольно-чёрной поверхности стола. Мне показалось, что он прекрасно понимает, в чём дело, и хочет мне помочь, только не знает, как. Тут мою голову пронзила гениальная в своей простоте мысль. «Тетсуо перечислил несколько случаев, приведших к сатори», - подумал я, - «Зачем же изобретать велосипед, если можно воспользоваться одним из проверенных методов?»
- Соболь, - сказал я, - ударь-ка меня в ****о.
- Зачем? – удивился он. - Тебе что, жить надоело?
- И это тоже, - усмехнувшись, ответил я. - Но тут ты мне не помощник. Бей, давай. Так надо.
- Эй, пацаны, вы чего? – вскинулся Кроко, но было поздно. Кулак Соболя неумолимо приближался к моей физиономии. Хрясь! В мозгу полыхнул стробоскоп. Я с воплем рухнул под стол и растянулся, уткнувшись сломанным носом в ботинки Кроко. Сатори не было.

Лёжа под столом, я размышлял на философские темы. Прошло, должно быть, довольно много времени, поскольку под столом я был уже не один. Ко мне присоединился перебравший Ozeki Кроко. Держась обеими руками за ножку стола и что-то невнятно бормоча по-японски, он отвратительно выглядел. А с Соболем за столом сидели две особы женского пола. Валяясь на полу, я не мог разглядеть лиц девушек, чего нельзя было сказать об их ногах.
У одной они были тонкими и кривыми. А красные кружевные трусики, которые она на себя напялила, совершенно не сочетались с её полосатыми гольфами. Вторая дама сидела, положив ногу на ногу, и это мешало мне как следует их рассмотреть.
Спустя несколько минут девушка сменила позу, и я увидел, что её ноги являют собой воплощение совершенства. Стройные, мускулистые, и без единого волоска.
А вот нижнего белья на ней не было.
Совсем.
Именно в этот миг со мной случилось то, о чём я начал мечтать после разговора с Тетсуо.
Я испытал сатори.
Тетсуо был прав – словами это не передать. Заорав так, что и Годзилла бы позавидовал, я выскочил из-под стола. Блондинка и брюнетка синхронно взвизгнули. Когда испуг прошёл, они расслабились и рассмеялись. Блондинка спросила, как меня зовут. А я сорвал со стены сверкающую катану и снёс блондинке её улыбающуюся голову.
Улыбающаяся голова блондинки ещё не коснулась пола, а я уже вытаскивал меч из остановившегося сердца брюнетки. Соболь с интересом наблюдал за мной.
- Ну ты даёшь, Тото, - уважительно произнёс он. - Я всегда считал тебя гением, но теперь вижу – ты просто бог.
Из-под стола, кряхтя, выбирался Кроко. В руках он держал голову блондинки.
- Пацаны, - пьяно протянул он, озираясь по сторонам. - Кто это уронил?
- Она, - ответил Соболь, указывая на обезглавленное тело.
В баре, тем временем, начиналась паника. Посетители один за другим пятились к выходу, испуганно глядя в нашу сторону. Мы, как ни в чём не бывало, продолжали мирно беседовать между собой. Но это продлилось недолго.
- На счёт «три», - сказал я, когда Кроко окончательно встал на ноги и положил окровавленную голову на колени её бывшей хозяйке. - Раз…
- Два, - по инерции сказал глуповатый пьяница Кроко.
- Три! – торжествующе вскричал Соболь, выскакивая из-за стола. Схватив со стенда с оружием два боевых веера, он смертоносным вихрем прорвался сквозь толпу к выходу из бара и очутился на танцполе, где как раз закончил играть свой сет прославленный ди-джей Sonic. На сцену под приветственные крики танцоров вышел Това Теи.
- Кроко, не тормози! – крикнул я своему нерасторопному товарищу. Он, хоть и не сразу, но, всё-таки, понял, что нужно делать. Вооружившись парой увесистых чаков, Кроко отправился поучить уму-разуму посетителей местного сортира.
Зачинщик резни, то бишь, я, принялся прицельными ударами меча уменьшать количество присутствовавших в баре гайдзин. Надо сказать, что нихондзин с самого начала отнеслись к происходящему достаточно прохладно. Как будто знали, что им ничто не угрожает.
Ох, и повеселились же мы в тот вечер! Даже знаменитый Ростовский Рагнарёк, когда на стадионе «Динамо» сошлись в бою бригады панков, скинхедов, рэпперов, металлистов, хиппи, растаманов и гопников, и каждый был сам за себя, не идёт ни в какое сравнение с массакрой, учинённой нами под сводами «Харакири». Соболю и Кроко было легче, чем мне, ведь они, работая парным оружием, могли приканчивать гайдзин по двое. Чтобы ни в чём им не уступать, я стал лишь подранивать свои жертвы, отрубая им ноги или вспарывая животы. Действуя так, я получил возможность укладывать столько же гайдзин, сколько и каждый из моих друзей – с тем лишь исключением, что моя добыча дольше оставалась живой. Однако вернуться и добить несколько десятков истекающих кровью, стонущих мужчин и женщин прямым ударом в сердце, и вовсе было делом двух-трёх минут.
Меньше чем за час я, Соболь и Кроко истребили всех находившихся на территории «Харакири» гайдзин. Некоторым, впрочем, повезло – они успели выбежать из клуба раньше, чем дорогу к выходу перекрыла груда изрубленных тел. Жаль, я не догадался прихватить со стенда с десяток сюрикенов, иначе и эти бы не ушли.
Последние пятнадцать минут мы только тем и занимались, что приканчивали спрятавшихся под столами и барными стойками трусишек. Даже ритуал специальный придумали. Сначала я, уколом катаны в зад, выгонял жертву из укрытия, затем Соболь своими веерами обрубал ей уши, а под конец Кроко обрушивал на окровавленную голову нунчаки, раскалывая череп, как яичную скорлупу. После того, как с последним из гайдзин было покончено, мы, усталые и окровавленные, вышли в центр танцпола. На нас с одобрением смотрели около ста нихондзин.
Тяжело дыша и опираясь на меч, я стоял на скользком от крови полу и окидывал взглядом результаты наших трудов. И тогда ко мне подошёл Тетсуо, и пожал мне руку, и сказал, что теперь я знаю, что такое сатори, и достоин называться истинным дзен-буддистом.
Самое смешное – к последнему я никогда не стремился.
Това Теи тоже мне руку пожал. И поблагодарил. Оказывается, крики боли и ужаса очень хорошо наложились на его электронные ритмы, и он даже всё это записал. Так что знайте, – в записи последнего альбома Towa Tei немалое участие приняли русские.
Потом мы вернулись домой, выпили на троих бутылку русской водки и завалились спать. Сначала мне снилась прекрасная обнажённая девушка, манившая меня под сень таинственного леса. Потом – одинокий волк, воющий на Луну, сидя на краю обрыва. А под конец – громадный чёрный змей, восстающий из бушующего моря…
Проснувшись, я остро осознал, что просто обязан поделиться своими чувствами с окружающим миром. Я вышел в Интернет, создал новый эккаунт и выложил на него историю, которую вы только что прочли.
Живя в Ростове, я мало что знал о дзен-буддизме и никогда не прибегал к нему в своей повседневной жизни. Как оказалось, это довольно клёвая фишка. Если у вас есть какие-нибудь соображения по этому поводу, жду вас в воскресенье в клубе «Харакири». Обсудим.