Золотые рыцари степей

Арман Нурмуханбетов
В VII в. до н.э. на бескрайних просторах Евразийских степей расцвела удивительная цивилизация - кочевники, по-гречески – «номады». Греки называли их скифами, китайцы звали сэ, а сами себя они называли сака, что в переводе означает «достойный муж».

Их образом жизни стала мобильность.

Их творчеством стал звериный стиль.

Их божественной энергией стали Солнце и Огонь.

Их идеалами стали свобода и боевая слава.

На основе накопленных научных данных сегодня мы впервые можем поглубже проникнуть в мир древних номадов, наблюдая за жизнью одного из сакских родов.

Царь крупного сакского рода созвал большой пир, на который съехались вожди более мелких племен со своими семьями и многочисленными родственниками. Молодые воины развлекались охотой. Теперь они посетили родительскую юрту одного из них.

По обычаям степей, гость – священное понятие. Встретившемуся в степи путнику должно не только предоставить кров, но и угощение. Застолье для кочевника – также священное действие, не просто демонстрация расположения к гостю и искренности хозяев, но и ритуал жертвоприношения – щедро встречая гостей, в первую очередь, хозяин демонстрирует уважение к духам, приведшим в его дом людей. Поэтому любого гостя обильно угощают – чтобы духи были довольны.
Отказ от предложенной пищи может быть воспринят как оскорбление хозяев, неуважение к очагу и презрение к хранящим его духам. Потому что в обычаях кочевников не есть в доме врагов, не делить священный ритуал застолья с «недостойными людьми».
Если прием пищи – священный ритуал, то, соответственно, священна и сама пища. С детства кочевники приучены к особенному, трепетному отношению к еде: продуктами нельзя швыряться, нельзя выбрасывать излишки еды, самая страшная клятва кочевника: «Да покарает меня хлеб!»
И эта поговорка только подтверждает слова древних историков о том, что хлеб являлся одним из самых важных продуктов саков – скифские зерновые поставки обеспечивали хлебом Элладу и Малую Азию.
Однако главным блюдом на столе кочевников было мясо и кумыс – взбитое кобылье молоко. Сегодня научными исследованиями установлено, что мясо является поставщиком ценнейших микроэлементов в организм человека, отсутствие которых невозможно заменить ничем другим. Кочевники разработали эффективные методы консервирования мяса – вяление, сушение, соление, изготовление колбас – при которых мясо могло подолгу храниться и при этом не теряло своих ценных качеств. Вкушение мяса – особый ритуал, в ходе которого каждому гостю и члену семьи из рук аксакала вручается определенный кусок мяса.
Экзотический для оседлого мира напиток из взбитого кобыльего молока – кумыс –по сию пору считается деликатесом, не только полезным для здоровья, но и обладающим расслабляющим, дурманящим действием. В степи кумыс не только придавал кочевнику сил и здоровья, но и в пышных застольях заменял алкогольные напитки. Однако, в отличие от алкоголя, кумыс наутро не создает «похмельного синдрома» и не заставляет человека совершать безумные действия. Все, что дает кумыс – это укрепление здоровья и приятное расслабление.
Мясо и кумыс – пища настоящих воинов, дарующая силы для выживания в суровой степи.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на сакский мир – это пестрое многоцветье созданного саками неповторимого и своеобразного декоративного стиля, названного «скифский звериный стиль».
Саки любили изображать животных. Среди наиболее частых сюжетов – могучий барс, обитатель горных вершин, трепетный олень, благородный житель лесов, хозяин прибрежных зарослей – тигр. Возможно, саки считали, что дух этих животных сопутствует человеку, помогает ему приобрести их качества. И человек становится сильным, как барс, яростным, как тигр, благородным, как олень. Возможно также, что в знаках скифского стиля была зашифрована информация о человеке: год его рождения, принадлежность роду и племени, его место в структуре общества и заслуги перед народом, наподобие современных погон и орденов. Тайна скифского стиля утеряна, но он продолжает удивлять и специалистов, и простой люд.
Что же в нем удивительного? Другие народы тоже изображали животных. Но ни один другой звериный стиль не обладает такой силой, динамикой, экспрессией, страстью к победе. Ни один стиль не обладает такими отточенными, совершенными линиями. Ни один стиль не сумел дать изображения, одновременно стилизованные и реалистичные – в скифском стиле животные даны в виде символа, но при этом они словно живые. Энергия, мобильность, динамизм кочевого духа воплотились в них.
Сакские художники создавали невероятные, фантастические сочетания из реальных и мифических существ. В этих образах саки воплотили свои религиозно-мистические представления, народные сказания, мифы и легенды.
Скифский стиль был общенародным искусством, его использовали широкие массы сакского народа. Другие культуры тоже создавали вдохновенные произведения, но они, как правило, выполнялись по заказу элиты, были доступны лишь аристократии, царям, священникам и богатеям. Скифо-сакское искусство звериного стиля – демократичное по своей сути, носить эти вещи могли и цари, и простые воины.
Поражает технологическое совершенство изделий скифского стиля. Голыми руками, при свете солнца, без каких бы то ни было специальных приспособлений древние мастера создавали поистине нетленные произведения искусства. Потому что творчество в те времена было молитвой, свой труд мастера посвящали Богу и сами они были настолько чисты душой и мыслями, что их творчество – неповторимо!
Еще со времен Петра Первого и по наши дни чудесные изделия скифского стиля все находят и находят на всем протяжении Великой Степи. В Эрмитаже хранится удивительная Сибирская коллекция Петра Первого, всемирно известны находки из Запорожского кургана и кургана Толстая могила в Украине, весь мир потрясли сокровища кургана Пазырык на Алтае, курганов Иссык и Берель в Казахстане, множество бесценных предметов скифского стиля было обнаружено в Крыму и на Кавказе, в сибирской тайге и в долине Амударьи, а также – в Иране, в Китае, Афганистане и Индии.
Южная столица Казахстана, Алматы, насыщен находками в скифском стиле. На обширных территориях к востоку, западу и северу от Алматы были расположены многочисленные сакские курганы, раскопки которых, а также случайные находки позволили создать целую галерею сокровищ скифо-сакского искусства – бронзовые котлы, жертвенные столы, курильницы, золотые и серебряные бляшки, диадемы, перстни и серьги, мечи и кинжалы, наконечники стрел и копий, наконец, целый комплект одеяния сакского царевича, известный во всем мире как «Золотой человек». Все эти находки прямо и косвенно свидетельствуют, что во времена саков Алматы был одним из наиболее значимых культурно-политических и религиозных центров сакского мира.
Культурное явление подобной силы и размаха не могло исчезнуть без следа. И только в наши дни ученые сумели установить, что скифский стиль не только гармонично преобразился в национальные узоры живущих и ныне в евразийском пространстве народов (казахов, украинцев, белорусов, осетин и других), но и оказал влияние на все европейское искусство.
Посмотрите на средневековые русские храмы, и вы увидите те же сюжеты, тех же львов, птиц и грифонов, что и в скифском искусстве. Тех же самых зверей, но уже в отрицательной подаче, в образе бесов, можно увидеть и на западно-европейских католических храмах. И это не удивительно – этих зверей европейцы впервые увидели на своих врагах, потрясших Европу сарматах и победивших римлян парфянах. Звериный стиль, перекочевавший на стены домов – все это наследие скифского стиля: впервые так украшать дома стали саки-парфяне. В той же Европе в средние века были популярны ткани с изображением зверей, которые французы называли «русским текстилем», но теперь-то известно, что в русской традиции эти ткани имеют скифо-сакские корни.

Это глашатай. Дозорные издали увидели всадника, по блеску золотого наконечника знамени признали в нем царского гонца и немедленно распространили весть по лагерю. Черное знамя в руках царского гонца означает только одно: война!

Война для кочевника – дело добровольное. Царь рода является лишь первым среди равных, выборным предводителем свободных воинов. Поэтому царь не может приказать вождям племен идти на войну, он может лишь убеждать их.

Но сегодня – особый случай. Царь союзного сакского племени сообщил о вторжении в степь персидских войск. Поэтому вожди едины в решимости направить копье войны на общего врага.
Принятое вождями решение участвовать в войне еще должен принять народ. Если вожди имеют слабый авторитет, или воины не заинтересованы в войне, то приказ вождя может быть просто проигнорирован. Но сегодня вожди могут рассчитывать на поддержку народа, все уже в курсе того, что происходит, в самом воздухе витает военное возбуждение, и вождям остается лишь следовать ритуалу.










Саки приветствуют решение вождей боевым кличем – именем предка. Согласно древним поверьям, живя в Верхнем мире, мире духов, предки даруют потокам свою силу. Таргитай – легендарный предок всех саков. Он дал сакам не только жизнь, но и вручил главное оружие кочевника – лук. Повторяя имя Таргитая, саки наполняются его силой духа, и тогда они непобедимы, как и сам Таргитай.
Профессиональный воин, проводящий в битвах всю жизнь, кочевник привык к постоянной близости смерти. Это заставляет его ценить каждое мгновение жизни, возможно, последнее. Потому кочевник умеет от души насладиться каждым мгновением – в песнях и шутках, в пышных застольях, в горячем танце и в захватывающих играх. Так саки укрепляли дух лихой боевой удали. Так выражали идеологию степного воина, для которого битва – праздник.
Рядом со взрослыми – дети, которые с ранних лет привыкают к чередованию битв и праздников. С трех лет ребенка сажали на коня. В девять лет он владел всеми видами оружия. В шестнадцать становится полноправным воином. Проводя жизнь в ежедневных тренировках, дети воспринимают праздник как возможность выделиться, на радость родителям продемонстрировать свои умения на показательных схватках. Через степные пиршества происходило взаимообогащение не только между родами и племенами, но и поколениями.
Сакский народ представлял собой подобие современных мобильных сил быстрого реагирования. Кочевой народ – это единое родовое войско на самостоятельном обеспечении. Весь быт саков, все их домашнее хозяйство было разработано так, чтобы соблюсти главное правило эффективной войны – мобильность.
Так возник кочевой уклад жизни, когда все хозяйство – передвижное. Главный источник жизни степи, главное богатство степи – скот – передвигается сам по себе и умножается сам по себе. Каждая деталь быта специально разработана так, чтобы при необходимости ее можно было быстро собрать и компактно уложить в повозку или навьючить на верблюда. В том числе, идеальное походное жилище, дом на колесах – юрта, которая надежно защищала кочевников от ветра, холода и зноя и могла путешествовать по степям вместе с ними.
Известно, что кочевники могли за 15 минут полностью собрать и уложить свои пожитки, преодолеть тысячи километров в любую погоду, и за те же 15 минут удобно расположиться на новом месте. Сотни тысяч семей, миллионный народ уверенно и организованно преодолевал гигантские степные пространства, бросая вызов дождям и ветрам, зноям и морозам. Греческий историк Геродот пишет о кочевниках: «Этот народ непобедим! Потому что в случае опасности он легко может перебраться подальше от опасности».
Номадизм как образ жизни гарантировал полную свободу личности, так как предполагал право и возможность для каждого откочевать от нежелательного правителя в любое время, в любом направлении вместе со всем своим имуществом. Кочевник свободен, как вольный ветер.

В конце концов, жизнь постоянно меняется. Ничто не стоит на месте. Молекулы, атомы, нейтроны, солнце, облака, планеты, звезды, галактики – все сущее находится в постоянном движении. Кочевник двигается вместе со всей Вселенной, находится в полной гармонии с потоком жизни. Ибо сказано: «движение – жизнь».







Кочевой народ – это народ-путешественник, который легко мог преодолеть гигантские расстояния.
Это народ-романтик, вечно поющий и танцующий под звездным небом у пламени костра.
Это народ-экстремал, с радостью вступающий в борьбу со стихиями природы.

Это народ-воин, который в любое мгновение готов к бою в любой точке мира.

И сегодня это мгновение настало. Воины отправляются в пункт сбора объединенного сакского войска, а их семьи – в безопасные, недоступные для врага места.
Племенной отряд прибывает к месту сбора войск - в столицу объединенных сакских сил.

Одно из самых загадочных, парадоксальных явлений истории - города кочевников. Таинственные города, которые строились в соответствии с положением звезд, были тщательно спланированы как модель вселенной и представляли собой гигантские города-храмы. Таковы сакские города Аркаим в Челябинской области, Топрак-Кала и Кой-Крылган-Кала в Узбекистане, сказочный город Ниса в Туркмении, множество скифских городов от Крыма до Урала. Легендарная царица саков-массагетов Томирис во всех исторических хрониках именуется царицей тысячи городов! Возможно, один из этих городов – крепость Рахат, обнаруженная археологами в 1999 году под Алматы, в нескольких километрах от кургана Золотого человека. Сакские города украшались множеством статуй, цветными фресками и лепными формами. В Аркаиме были двухуровневые дороги, и колесницы могли проехать через весь город над крышами домов. Немногие знают, что купольные перекрытия крыш, без которых невозможно сегодня представить храмы или правительственные здания, впервые построили саки на берегу Сыр-Дарьи. Купол - это тот же самый сакский курган, только построенный из жженого кирпича.
Неразгаданной загадкой сакских городов по сию пору остается, почему многие из них саки вдруг покидали и предавали огню. Но точно известно, что не любили они жить в городе подолгу, предпочитая гулять вольным ветром по бескрайней степи.


Крепости же цари и вожди саков использовали как временные резиденции, чтобы пережить суровые степные морозы или проводить специальные мероприятия – празднества, поминки, ритуалы, военные сборы.
Сегодня столица саков вновь открывает ворота степным вождям и царям, чтобы перед лицом внешнего врага объединить всю мощь степей под знаменами старшего царского рода.
В царском дворце идет военный совет. Собрались цари и вожди саков от Дуная до Байкала. По их лицам видно, что саки отличались друг от друга внешне. Как свидетельствуют источники и археологические находки, чем ближе к востоку проживали сакские племена, тем более азиатских элементов присутствовало в их антропологическом строении. Самые западные саки были европеоидами. Самые восточные – монголоидами. Но все же это был единый народ с общим языком, верой, менталитетом, образом жизни, одеждой и украшениями, оружием и методами ведения войны. Эта была единая цивилизация, исходящая их общих корней и включавшая в себя все этническое и расовое многообразие Евразии.
На войне любая мелочь должна быть учтена. Главное – победить, понеся как можно меньшие потери. Каждый вождь и царь в ответе за своих родных, которых он завтра поведет в бой. Поэтому на совете тщательно обсуждают количество и качество войск противника, запасы провизии, тактические особенности и стратегические задумки врага, личностные характеристики полководца. Разведывательную информацию соотносят с данными о собственных войсках и территориях, на которых придется вести боевые действия. Так рождается стратегический план войны.
Чтобы почувствовать дух, который царил в сакском обществе, полезно прислушаться к словам китайского историка Сыма Цяня, который долгие годы прожил среди кочевников. Вот что он пишет о саках: «не употребляют друг друга в услужение, каждый сам пасет свой скот» - то есть, считают друг друга равными, не используют друг друга как рабов или слуг. «Высшие, - пишет Сыма Цянь, - сохраняют простоту в отношении низших, а низшие служат высшим, руководствуясь искренностью и преданностью... Кто храбр, силен и способен разбирать спорные дела, тех поставляют старейшинами» - то есть, правителей своих избирали из числа самых достойных. Сакский царь – это не самодержец, получивший трон по наследству. Золотой сакский престол нужно было еще заслужить. И даже взойдя на трон, цари и вожди сохраняли равенство в отношениях с простыми воинами, а те в свою очередь верой и правдой служили своим правителям.
Идеалом жизни для каждого сака была воинская слава. Это не просто дух самоотрешенной храбрости, не только слава непобедимого бойца. Это дух чести и доблести, дух верности и преданности, дух справедливости и достоинства.
Во всем мире прекрасно знали, что если сак дал слово, то он никогда не нарушит его. Потому греки называли саков «справедливейшими из людей», «людьми, чтящими закон». Потому персы называли саков «достойными мужами». Потому древние индийские священные тексты «Упанишады» называли саков «Благородные воины, для которых война - развлечение».
Кочевники были не просто великими воинами, но в первую очередь – людьми чести и доблести, надежными друзьями, верными соратниками.
В памяти веков остался первый в истории благородный рыцарь Ланцелот. Это имя с благоговением произносили рыцари средневековья. О нем слагали легенды, ему посвящали баллады, ему подражали. Современные исторические данные позволяют предполагать, что, возможно, этот парень, кумир западноевропейского рыцарства, на самом деле родился и вырос в обычной юрте потомков саков - сарматов, был вскормлен матерью-сарматкой, воспитан и обучен отцом-кочевником. Благородные воины, саки жили по неписаным законам степного кодекса чести, который спустя столетия вполне мог стать основой кодекса чести западноевропейского рыцарства.
Благородный сакский дух показывает и следующий эпизод, произошедший при дворе персидского царя. В столице Персии устраивались конные бега. В заезде участвовал и сакский юноша, который пришел к финишу первым вдвое быстрее остальных. Тогда царь призвал юношу к себе и сказал: «Продай коня, я дам тебе столько золота, сколько весит твой конь». Тот отказался. Царь удивился и сказал: «Хорошо, тогда возьми в дар любой город, у меня их много – будешь там властвовать». Юноша снова покачал головой. Царь удивился еще больше и сказал: «Есть ли вообще в этом мире хоть что-то, за что ты отдашь своего коня?». Юноша улыбнулся и сказал: «Конечно, есть. Я с удовольствием отдам коня взамен на благодарность храброго человека!..» В этом случае проявляется идеология сакского воина: ни богатства, ни власть не имеют значения, главная ценность – дух человека.
В 553 г. до н.э. жители царства Парс во главе с царем Киром Ахеменидом не только в пламенном восстании освободили свою страну от мидийского владычества, но затем ворвались и в саму Мидию, сокрушили Вавилон, покорили греческие города-государства в Малой Азии, и подчинили один народ за другим в Средней Азии. Так силой персидского оружия была создана одна из самых могущественных в истории мира Ахеменидская империя, растянувшаяся от Индии до Средиземного моря. Слава персидских мечей гремела на полях сражений Азии и Европы. Роскошь персидских царей порождала легенды. Более двухсот лет не было в мире равных в могуществе народу, называвшему себя не иначе как «народ-воин», а своих царей – «царями четырех сторон света», «царями царей».
Трижды амбиции персидских царей обращались в сторону степей. Трижды в сакские земли вторгались персидские войска. Трижды персидские полководцы возвращались из похода, потеряв все войско, славу покорителей мира, а порой – и жизнь.
Сегодня мы можем увидеть, как обычно выглядело противостояние персидского и сакского войска, смоделировав между ними условную войну по реальному историческому сценарию.

Персы не случайно называли себя «народ-воин». Воинственная идеология пронизывала все их существование. С юных лет готовились они к трудностям военной службы. Превосходное оружие, боевые умения и передовая тактика позволили персам создать армию, которой не было равных в земледельческих государствах ни по качеству, ни по количеству.
Костяк персидской армии состоял из сильной тяжелой пехоты, которую сами персы называли «Бессмертные». Как правило, земледельческие армии делали ставку на элитную пехоту из опытных ветеранов, вооруженных лучшим оружием. Бессмертные были защищены кожаными доспехами, вооружены коротким копьем и небольшим луком с ограниченным запасом стрел. Сначала воины поражали врага на расстоянии, затем вступали в ближний бой и своей боевой выучкой, отвагой и сильным духом обеспечивали перевес хода битвы на свою сторону. Бессмертные были надежной, но не столь многочисленной силой в персидской армии.
Часто персы привлекали в свое войско и наемников – греческих гоплитов, прославленных благодаря своей фаланге. Гоплиты обладали тяжелым защитным вооружением, владели длинными копьями и короткими мечами, были прекрасно подготовлены и дисциплинированы, что создавало на поле боя мощную силу, практически непробиваемую в лобовом столкновении. Однако слабыми местами фаланги были тыл и фланги.
Подавляющее большинство персидской армии состояло из легкой пехоты из персидских крестьян и подчиненных народов (кардаков, фригийцев, мидийцев и других). Эти подразделения обычно были организованы, подготовлены и вооружены хуже, чем элитная пехота. Вооруженные коротким кожаным щитом, копьем или боевым топором, редко – дротиками, они были пригнаны на поле боя против воли и составляли слабое звено войска. Поэтому легкой пехоте обычно отводилась либо роль «пушечного мяса» - чтобы сдержать и ослабить натиск противника, либо роль вспомогательных сил для защиты флангов и дополнительной поддержки в бою.
Пешие лучники (мардийцы) были малочисленны. В земледельческой традиции охота с луком относилась к привилегиям аристократии. Тренировка же лучников должна была начинаться еще в детстве. Поэтому в персидской армии, как и в армиях других оседлых народов, не было крупных специализированных стрелковых соединений. Привлеченные в качестве наемников или союзников, лучники персов обладали легким защитным вооружением – для быстрого перемещения по полю боя. Однако это делало их уязвимыми для стрел и клинков врага.
Кавалерия персов по большей части также формировалась из подчиненных народов (бактрийцев, гирканцев, сирийцев). Так как лошадь в оседлых регионах была редким и дорогим удовольствием, кавалерия землепашцев не отличалась ни количеством, ни оружием, ни боевыми умениями. Слабая и малочисленная, кавалерия персов была легко вооружена и предназначалась либо для разгона стрелковой пехоты, либо – для преследования бегущего врага. Некоторые конные отряды применяли метательные копья – дротики, которые, однако, были эффективны лишь на малых дистанциях.
К мобильным войскам относились также колесницы с косами на колесах и наездниками-лучниками. Колесницы со времен привлечения лошади к боевым действиям считались опасной ударной силой. Высокая скорость атаки, возможность мощного прорыва пехотных рядов и привлечение в ряды «лучников на колесах» персидских юношей из числа благородных семей возводило этот род войск в разряд элитных. Однако колесницы обладали плохой маневренностью, были неэффективны на пересеченной местности, а лошади и сами колесничие были уязвимы для стрел врага.
Главной тактикой земледельческих армий было грубое давление силы на силу. Глубокий заход в тыл противника применялся редко, так как любое маневрирование отнимает силы воинов. Цель пехотной армии – ошеломить противника мощным напором, любой ценой продавить строй, пробиться в тылы и во фланги, разбить ряды врага на части и, превратив их в неуправляемую толпу, окончательно уничтожить.
Подобная тактика приносила успех, когда в бою сталкивались близкие по образу жизни культуры. Неоднократно созданные по этому принципу войска направлялись и на завоевание степей. При этом, прекрасно осознавая трудность задачи покорения кочевников, персидские цари, как правило, собирали в поход на степь непревзойденные по количеству войска – несколько сот тысяч воинов. Как писал греческий поэт Эсхил, «вся Азия по зову царя в поход собралась».
К этой гигантской армии присоединяется еще одна армия из тысяч оруженосцев, слуг, пажей, рабов, кухарок, прачек и прочего «тылового состава». Они сопровождают обоз – уложенные в повозки груды жизненно важных ресурсов, неотъемлемое приложение к любой полевой армии: продукты, воду, палатки. Немалым весом на плечи персидских рабов ложились также груды неуместной на войне роскоши, без которой персидские цари не выступали в поход.
И вот овеянная боевой славой армия, гордые воины, прошагавшие с победоносными битвами полземли, подчинившие десятки стран и народов, в сопровождении громоздких обозов двинулись в степные пределы.
Войско кочевников на марше – это одновременно парадно-религиозное шествие, духовное действо, призванное покарать злые силы в лице вторгшегося на земли предков оккупанта. И в то же время это – организованная по всем военным правилам боеспособная армия.
Глаза и уши армии – глубокий дозор, разведка. Это группы из нескольких отчаянных парней – следопытов, малыми группами блуждающих с четырех сторон движущегося войска, чтобы дать знать о приближении врага как можно ранее. Выросшие среди дикой природы, они могли читать по следам и запахам и своими манерами напоминали полулюдей-полуживотных.
Первой двигалась колонна легковооруженных воинов – авангард. Они примут на себя в случае опасности первый удар, пока основные силы перегруппируются и развернутся. Такие же группы двигались и по флангам войска, а также позади – арьергард.
Святая святых войска – знамена предков, были выстроены соответственно старшинства родов. Священным знамя почиталось не из-за куска декоративно оформленной материи и не из-за позолоченного набалдашника. По понятиям степняков душа воина неотделима от души его коня. В конском волосе хранится вся сила духа воина. В обычае кочевников было отрезать хвост коня погибшего воина и прикреплять его на древко копья. Так возникло священное знамя кочевников, главным в котором являлась не разноцветная ткань с узорами, а хранящий дух предков, славу и силу былых воинов пышный султан из конских хвостов. Знамена постоянно находились под защитой колонн лучников и тяжеловооруженных воинов-гвардейцев из числа элитных воинов-телохранителей. Как и сами цари и вожди – постоянно окружены смотрящими в оба серьезными парнями из личной охраны.
Вслед за царской свитой, опять-таки, согласно старшинства родов, двигались и сами войска в сопровождении обоза – уложенных в повозки продуктов, оружия, юрт, следующих за войском стад баранов и коров, свежих лошадей. В период саков возникли идеальные походные жилища – дома на колесах, шатры, установленные на арбах. Эти конструкции позволяли кочевникам не тратить время на сборку-разборку жилища. При устройстве лагеря юрты на колесах просто выстраивались кругом, образовывая так называемый курень – степную войлочную крепость, защищавшую от внезапных нападений врага. В центре куреня располагали наиболее ценное имущество, скот и обозы.
Однако, движение с обозом весьма замедленно – не более 40-50 км в день. В случае необходимости оперативных действий в условиях скоростной степной войны кочевник всегда был готов в любой момент без лишних дум отказаться от сковывающего балласта обоза и броситься форсированным маршем вскачь, преодолевая до 500 км в сутки – без сна, без отдыха, без остановки. Есть на скаку, спать на скаку, нужду справлять – на скаку, и даже перепрыгивать с загнанного коня на свежего – на скаку. Из съестных запасов – лишь кусок мяса да глоток кумыса. Из удобств – лишь войлочная подстилка да седло вместо подушки. Выросший на конском хребте в суровых объятиях Великой Степи, кочевник был готов скакать дни и ночи напролет в дождь и в снег, в морозы и зной, легко находя дорогу по издревле оставленным в степи ориентирам, по расположению солнца, по звездной карте млечного пути.
Таким образом, привыкшие к бешеной марафонской скачке на голодный желудок всадники кочевников имели несомненное преимущество гораздо более быстрого марша и, соответственно, оперативного охвата гораздо более широких пространств, чем войска земледельческих регионов. Это возможность быстрее противника прийти в заданную точку и заранее занять нужные позиции, а также, в случае необходимости, – оперативно уйти с неудобных позиций, не опасаясь преследования.
Но на этот раз саки никуда не спешат. Они знают скорость движения противника, и потому двигаются навстречу ему в режиме неторопливого марша.
Однако был в истории саков эпизод, когда даже не потребовалась мобилизация всех сакских сил, и войну с оккупантами выиграл всего-навсего один человек.
В 522 году до н.э., персидский царь Дарий Первый Гистасп со своей гигантской армией вступил в земли саков в Средней Азии. Когда царю доложили, что в лагерь явился предатель, который взялся завести персов в тыл к сакам, тот ответил: «Убейте его – саки не предают». Но ему возразили: «Царь, только взгляни на него, и ты сам поверишь ему». Когда сакский предатель предстал перед лицом Дария, тот содрогнулся от ужаса: все тело сака кровоточило от ударов плети, у парня были отрезаны нос и уши – он сам изуродовал себя, чтобы персы поверили ему. И этот кровоточащий кусок мяса пал перед царем на колени и кричал: «Великий царь! Саки надругались надо мной! Я хочу отомстить! Позволь, и я тайными тропами заведу твое войско в тыл к сакам, где ты неожиданно нападешь на них и подчинишь себе». Дарий поверил Шираку. Но тот завел войско врага в безжизненную пустыню, где не было ни воды, ни трав, ни живности. Воины умирали от голода и жажды тысячами, пили собственную мочу, пожирали мертвых. Когда обман раскрылся, сакский герой был убит. Но вместе с собой он унес многочисленное боеспособное войско. А в ставке врагов задались вопросом: если всего лишь один сак смог одолеть многочисленную армию, то, что же тогда может сделать целое войско саков?
Простой сакский парень по имени Ширак совершил один из самых ярких подвигов в истории человечества во имя свого народа. Так один единственный человек выиграл войну с многочисленным войском врага.


На расстоянии одного дня пути от персов сакское войско остановилось. Отсюда Сакский царь направил неприятелю послание, в котором предложил «еще раз обдумать, прежде чем двигаться дальше по сакской земле…и вернуться живыми и здоровыми обратно в свои земли».
Как и положено людям рассудительным, саки предпочитали прежде образумить врага, чем сразу бросаться в бой. Часто их послания выражались в символической форме. Когда полчища персидского царя Дария в 514 г. до н.э. вторглись в скифские степи, царь скифов Иданфирс отправил «в дар» персам птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Дарий решил, что это - знак покорности скифов. Птицу он понял как небо Скифии, мышь - как землю, а лягушку - как воду. Таким образом, дары эти, по мнению Дария, означали, что скифы предают свое небо, землю и воду в руки властителя всей Азии. Персы приободрились. Однако смысл «скифских даров» означал совсем другое: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или как мыши не зароетесь в землю, или как лягушки не ускачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами».
Видя, что предложение одуматься и вернуться домой проигнорировано, и персы продолжают движение вглубь степей, саки начинают действовать. С этого момента начинается не просто война между двух воинственных народов. Сталкиваются два типа цивилизаций – кочевая и оседлая. Вступают в действие два типа ведения войны - мобильная и стационарная.
Силы саков разделяются на две части. Одно войско обходным маршем заходит в тыл и во фланги персов, другое, основное, делится на мелкие подразделения, разворачивается в веер и двигается в обратном направлении.
В дело вступает разработанный древними кочевниками план «стратегическое отступление»: заманить врага вглубь своей территории и там путем лишения материальных ресурсов, морального подавления и полного окружения - достичь тотального уничтожения.
«Стратегическое отступление» - масштабная полевая операция крупного соединения войск, которая должна быть детально спланирована, четко скоординирована и безошибочно проведена. Для того, чтобы каждое родовое войско, каждый племенной отряд, каждый воин знал свою роль и четко ее выполнял, в мирное время кочевники устраивали своего рода полевые учения, являвшиеся в то же время забавой охотника и ритуальным действием.
Облава – массовая охота, в которой участвуют десятки, сотни тысяч людей. Всадники рассредоточиваются в определенных местах, охватив гигантские пространства степи, и одновременно начинают сужать смертельные объятия, загоняя дичь в заданном направлении. В условленном месте в засаде находятся главы родов, которые обладают преимущественным правом первого выстрела… Следует массовое избиение загнанной дичи и многодневные пиры и игры…
Отработанные на облавах навыки кочевники успешно применяют и на войне. Развернутые на гигантские расстояния, саки многие дни и месяцы движутся перед персами на расстоянии одного дня пути, дразня и заманивая его. При этом – уничтожают источники воды, разгоняют дичь и выжигают степь. В итоге врагам на оккупированной территории не достается ни воды, ни еды, ни корма скоту. Собственные запасы быстро тают. По пути встречаются лишь пустые города и села, жители которых давно откочевали в неизвестном направлении. Отряды фуражиров, направленные на поиски продовольствия, уничтожаются сакскими засадами. Даже на собственные обозы оккупантов совершаются дерзкие диверсионные набеги саков. Вскоре в персидском войске начинается брожение, переходящее в состояние, близкое к паническому. Воины пришли сюда, чтобы вступить в сражение, победить и разделить трофеи. Вместо этого они, усталые, голодные и слабеющие день ото дня, умирают от голода, жажды и нежданной стрелы, даже не успев вступить в бой...
План «стратегического отступления» приносит свои плоды – противник психически подавлен и растерян, физически расшатан и утомлен.
Царь персов, утомленный изматывающей его войско «погоней в степи», направляет к Сакскому царю послание, в котором пытается вынудить его к битве, задев его честь (зачитывает посланец вражеского царя): «И если ты на трус, а истинный мужчина и воин, то перестань убегать от меня и сразись, как подобает достойному мужу (смех вождей). А если не можешь сразиться, то приди ко мне, принеси мне в дар свои земли и воды, и признай меня своим владыкой» (истерический смех вождей)
(Ответ Сакского царя, диктует своему писарю в присутствии персидского гонца):
«Я и прежде никогда не бежал из страха перед кем-либо и теперь убегаю не от тебя. И сейчас я поступаю, как обычно в мирное время – путешествую... (смех вождей). Если же вы желаете во что бы то ни стало сражаться с нами, то вот у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет» (одобрение вождей)
(Прах предков почитался саками как наивысшая святыня. Разрушение кургана – святотатство, осквернение праха. Тем, кто осмеливался сделать это, немедленно объявлялась война. Осквернители подлежали тотальному уничтожению...)
«Но до тех пор, пока нам не заблагорассудится, мы не вступим в бой с вами... (одобрение вождей) Тебе же вместо даров - земли и воды - я пошлю другие дары, которых ты заслуживаешь… (поднимает над головой стрелу, громкое одобрение вождей) А за то, что ты назвал себя моим владыкой, ты мне еще заплатишь». (воодушевленное одобрение вождей, громогласный боевой клич: «Таргитай!»)
Этот эпизод описан у Геродота: вторгшийся в Скифию персидский царь Дарий столкнулся с тактикой «стратегического отступления» и в отчаянии требовал от скифов либо подчиниться, либо дать сражение. Ответ скифского царя Иданфирса вы только что слышали из уст условного сакского царя.
Наконец, наступает завершающая стадия плана «стратегического отступления» - заманивание в ловушку. Саки навязывают персам удобные для себя место, время и обстоятельства сражения. Сытые, свежие, уверенные в себе и воодушевленные, они полны решимости покончить, наконец, с врагом. Они уже знают, как это сделать.
Окруженное громоздкое персидское войско находится в невыгодном положении: ему нужно время, чтобы развернуть боевой строй. Большинство воинов физически истощены, морально подавлены и находятся на грани отчаяния. Когда для них становится очевидным факт окружения, они понимают – конец близок… В единое мгновение наступательный характер войны превращается для персов в оборонительный. Инициатива полностью переходит к сакам.
Однако персы предпринимают отчаянные попытки организовать войско и выстроить его для генеральной битвы. Для этого элитные пехотные части спешно занимают оборону квадратом, в центре которого – персидский царь со свитой, легкая кавалерия и – пространство для отступления лучников в нужный момент. Снаружи же «железного квадрата» из ветеранов должны выстроиться другие пехотные части, образуя первый эшелон обороны…
Но с этим, кажется, проблема… Двигавшиеся позади колонны подразделения легкой пехоты, утомленные и деморализованные, не успев перегруппироваться, попадают под жесткий удар стремительной сакской кавалерии… Немногие успевают занять положенную линию обороны…
Дан сигнал к битве, и вперед устремляются мастера дальнего боя – лучники.
Геродот пишет, что кочевники – это народ, в котором каждый – конный стрелок. Поэтому главное оружие кочевника – это лук. У других народов лук состоял из дуги и тетивы. У саков был М-образный лук, состоящий из двойной дуги. Такой лук был очень тугим, поэтому в два раза дальше мог метать стрелу и бил в два раза сильнее обычного. Простой, надежный и эффективный, сакский лук принес славу кочевникам по всему миру. Сакские предания гласят, что легендарный предок саков Таргитай даровал им лук как истинным охотникам и воинам. Как говорили сами саки, «лук – оружие знатных». Они с малых лет тренировались в стрельбе, могли управлять лошадью без помощи рук - ногами, и в это время стрелять во все стороны на полном скаку. Как писал Геродот, саки «имеют славу стрелков наилучших, понапрасну стрелу не пускающих». То есть, один выстрел – один убитый. А у него в колчане – до 200 стрел. Часто саки использовали специальные стрелы с отравленными змеиным ядом наконечниками. Впервые были применены и стрелы с особым звуковым эффектом – наконечники были сделаны так, чтобы при полете стрелы создавался низкий подавляющий гул, вызывающий панику в рядах врагов.
Ужас воинов всего мира перед кочевниками был в том, что они попросту не успевали добежать до противника – их просто расстреливали на расстоянии.
Первая задача сакских лучников – уничтожить лучников противника. Чтобы затем беспрепятственно расстреливать остальных.
Луки саков бьют дальше. Поэтому персидским лучникам приходится выдвигаться вперед, чтобы сократить дистанцию. Здесь их поджидают различные опасности… Легкая кавалерия – вечная спутница лучников. Она всегда поддержит, если надо посечь чересчур увлеченных перестрелкой пеших лучников или в случае кавалерийской контратаки противника.

Персидский царь предпринимает последнюю попытку отогнать сакских лучников с помощью боевых колесниц, надеясь на их скорость и стрелковую мощь. Однако конный лучник – следующий шаг развития военного дела после колесниц. Его преимущества тут же дают о себе знать – стрелковая кавалерия саков ставит кровавую точку на эпохе колесниц.
Выжившие лучники персов понимают, что надо держаться ближе к пехоте с копьями, которая может защитить их от вездесущей сакской кавалерии… Но и это не помогает. Ряды персидских лучников все тают. А значит, обстрел саков становится все массированнее.
В ходе степных войн саки выработали два вида построения для ведения эффективной перестрелки с противником – развернутый строй и круговой бег. При развернутом строе воины старались увеличить свободное пространство между собой – чем плотнее строй, тем легче врагу попасть в цель.
Бег по кругу позволял конным лучникам перезаряжаться, пока лошадь совершает круг, и вести прицельную стрельбу на скаку, не мешая друг другу, что создавало эффект пулемета – безостановочной и более точной стрельбы.
И вот уже персидская пехота попадает под обстрел сакских лунников. С каждым залпом ряды персов заметно сокращаются. Воины подавлены. Персидский царь раздражен. Происходит избиение. Это не война. Это охота.
Саки планомерно расстреливают врага, пока не кончатся стрелы. И даже когда запас стрел на исходе, на поле боя всегда можно подобрать еще десяток…
Видя это, персидский царь приказывает бессмертным открыть огонь. Обычно вся боевая мощь бессмертных применяется лишь в заключительной стадии боя. Но видя, как саки подбирают стрелы и вновь начинают обстрел, персы понимают, что это может длиться бесконечно…
Пока сакские лучники отвлекают на себя стрелы бессмертных, наступает время рукопашной. Чтобы справиться с бессмертными, надо разогнать первый эшелон персидской обороны. В дело вступает длинный сакский меч.
Сакский меч – также одно из величайших изобретений в истории войн. В те времена обычный меч не превышал в длину 70 см. Если делали меч длиннее, то он ломался. А у саков такой меч назывался акинак – короткий меч, висевший с правого бока. На левом же боку находился длинный меч – до 1 м 20 см в длину. Таким мечом всаднику очень удобно зарубить на полном скаку пешего врага, не нагибаясь при этом. А не ломался сакский меч потому, что был двуслойным: сначала выковывали один слой, потом его оборачивали во второй. Такой меч гнулся, но не ломался.
В целом сакский воин был вооружен, что называется, до зубов. Прекрасно владел не только луком, мечом, копьем и боевым топором, но метал ножи, арканы и дротики, мастерски владел приемами рукопашной борьбы. В качестве защитного оружия саки использовали небольшой плетеный щит, обтянутый толстой бычьей кожей, иногда – с металлическими фаларами. Легкий и компактный, такой щит применялся для фехтования в ближнем бою – чтобы отбивать удары копья или меча противника. От случайной стрелы и удара по касательной мог защитить и легкий кожаный доспех, дополнительно укрепленный фаларами. Самым же надежным считался чешуйчатый доспех, покрытый множеством металлических пластин.
Прекрасно вооруженные, превосходно подготовленные, с нетерпением ожидавшие битвы саки бросаются в рукопашную. Изможденная долгим походом, голодная и подавленная потерями легкая пехота персов – слишком легкий противник для сакской кавалерии…
Атака идет в две волны. Первая ломает строй. Вторая врывается в разбитые ряды персов и доставляет прямо в бой пехоту, сидящую на крупах лошадей…
Вопреки стереотипам, кочевники обладали не только превосходной конницей, но и эффективно использовали ощетинившийся копьями сомкнутый пехотный строй. Это была самая мобильная пехота в мире, выполняющая дополнительные функции поддержки кавалерийской атаки. К месту сражения ее доставляли всадники, усадив пеших воинов на крупы своих лошадей.
Сакские пехотинцы, лихо орудуя в пешем строю, отвлекают на себя пехоту персов. А в это время кавалерия саков вновь и вновь бьет с флангов и тыла.
Бродячий музыкант – носитель степной духовности – бросается в раскаленную пасть битвы, наслаждаясь яростной схваткой, укрепляя боевой дух воинов лихим звоном задорных струн.
Паника врага – лучший союзник. Легкая пехота персов разбита и окончательно уничтожается в ходе позорного панического бегства.
Но вот на одном из участков битвы пехота из числа особо стойких и сильных духом наемников оказывает слишком яростное сопротивление. Саки откатываются назад для новой атаки, но из уст их вождя звучит непривычный приказ: вложить мечи в ножны и взять в руки плети!..
Как повествует Геродот, в 7-м веке до н.э. скифам пришлось иметь дело с восстанием рабов. Когда первые столкновения с ними оказались безуспешными, скифы отложили в сторону копья и мечи и устремились на врага… с плетьми в руках! Обычными кнутами стали разгонять толпу вооруженных рабов, и дух их был сломлен, и они бежали. В этом была главная сила саков – умение побеждать не только оружием, но и чистым духом. Ибо победоносный дух человека – его главное оружие.
Именно кочевники-саки впервые в истории применили принципиально новый вид ведения войны, который доступен только самым храбрым, самым сильным духом и свободным людям – психическая атака, атака без оружия…
И она приносит свои плоды – дух воинов, пригнанных на поле боя персидскими кнутами, падает. Они содрогаются при виде людей, несущихся на смерть без оружия… Под ударами плетей в них просыпается психология рабов, и они бегут…
Наконец, битва вступает в решительную стадию. Первый эшелон обороны персов сломлен. Со вторым будет посложнее – перед саками выстроились ряды опытных ветеранов – персидские бессмертные и греческие гоплиты, полные решимости дорого отдать свою жизнь.
У бессмертных уже кончились стрелы, и они готовы вступить в рукопашную. Но саки не торопятся умирать в ближнем бою. Подобранные на поле боя стрелы все еще поражают персов. Саки стреляют над головами оборонительных рядов – в незащищенный тыл стоящих к ним спиной персов.
Тем временем, войско саков выстраивается по периметру персидской обороны. Когда кончается запас стрел, лучники саков неспешно отступают на второй план. Вперед выдвигается тяжелая кавалерия.

В евразийских степях был разработан новый вид военных подразделений – тяжелая кавалерия, катафрактарии. Мы привыкли думать, что закованные в латы рыцари – изобретение Европы. На самом деле в сакских степях впервые появились бронированные всадники, покрытые доспехами от макушки до пят. Даже лошади этих неуязвимых воинов были укутаны в плотную чешуйчатую броню. Удар одного катафрактария соразмерен удару легкового автомобиля на скорости 60 км в час. Когда такой всадник весом в полторы тонны с разбегу ударял в боевые ряды противника, пехота разлеталась, как кегли.
В 331 году до н.э. в битве при Гавгамелах саки-массагеты бились на стороне персов против войск Александра Македонского. Бронированная сакская кавалерия стояла против элитного отряда македонской конницы, именуемого «Друзья царя». Александр лишился своих друзей в том бою – бронированные сакские барсы попросту отутюжили македонцев и втоптали их в землю.
В первые же века нашей эры потомки саков, сарматы, прорвали римскую заградительную стену Limes Romanus и разбили вдребезги «славные» римские легионы. Сарматские рыцари, закованные в броню, еще и привязывали к корпусу коня 4-хметровую пику, на которую нанизывали гордых собой легионеров, как шашлык.
Наследники сакского могущества, парфяне, в 53 году н.э. в битве у города Карры мощными ударами бронированного кулака вытоптали 30 тысяч легионеров. Среди убитых был и полководец Марк Люциний Красс, конкурент Юлия Цезаря в борьбе за римский престол.

Рыцари саков выстраиваются клином и набирают разбег… Сконцентрированная в единый кулак бронированная мощь степей, принимая форму клинка, вонзается в плотный строй персов.
За первым ударом следует откат… Новый разбег… Удар!... Снова откат… Вражеское подразделение потеряло уже половину состава, а из сакских железных барсов не пал ни один. Бессмертные сильны духом и готовы биться до конца, но у них нет ни единого шанса перед стальной кувалдой, цинично вколачивающей прославленных воинов Персиды в степную пыль.
Третий удар сакских катафрактариев распахивает дверь в персидские тылы. У царя персов нет ни резерва, ни времени, чтобы перегруппироваться и заткнуть образовавшуюся брешь с восточной стороны.
В самый ответственный момент в бой вступают амазонки – отряд женщин-воинов. Прорвавшись в тылы боевых порядков врага, они создадут здесь то, для чего и призваны – полный хаос!

Амазонка - порожденное степью потрясшее мир уникальное явление. С самого раннего возраста саки готовили защищать себя и свою свободу с оружием в руках не только мальчиков, но и девочек. В те времена девушки не могли выйти замуж, пока не убьют трех врагов. А замуж-то хочется… И теперь представьте, что на вас с диким визгом несется тысяча девиц, которые с детства искусно владеют конем и оружием и при этом очень хотят выйти замуж. Не дай вам бог оказаться на их пути…
Но к битвам саки привлекали женщин не потому, что не хватало мужчин. Китайский историк Сыма Цян с удивлением пишет о саках, что они «во всем следуют мнению женщин, только военные дела решают сами». Свобода и равенство – таков был девиз саков еще 3 тысячи лет назад. Если парень сватался к девушке, то он обязан был вступить с ней в борьбу. Если он победит, то девушка становится его супругой и обязана следовать за ним по жизни. Если же победит она, то парень становится ее пленником!

Именно потому, что саки очень мудро предоставляли женщине не только свободу и равенство, но и позволяли управлять целым народом, на весь древний мир прогремело имя легендарной царицы саков-массагетов Томирис. В те времена величайшей страной мира была Персия – самая обширная, самая богатая, самая воинственная держава. Основатель Персидской империи царь Кир Ахеменид, в 530 г. до н.э. решил покорить и саков. Когда он со своим великим войском вошел в сакские степи, массагеты по старой доброй традиции заманили персов в горное ущелье, перекрыли все пути к отступлению и там перебили всех до единого. Томирис приказала принести ей голову Кира, подняла ее над войском саков и сказала: «Ты хотел напиться крови саков, Кир? Так пей ее теперь досыта!», положила голову Кира в кожаный мешок, наполненный кровью, и отправила ее обратно в Персию. Мир был в шоке. Величайший в мире государственный деятель, гроза Азии и Европы, опытный полководец со всей своей «непобедимой» армией был не просто уничтожен, он был унижен – пасть от руки женщины!
Но Томирис – не единственная сакская царица, чье имя сохранилось в веках. Зарина, Спаретра, Амага – это имена непобедимых воительниц, возглавлявших в разное время разные сакские рода. Это целая плеяда сакских цариц, чьи деяния овеяны не только сакскими легендами, но и легендами соседних народов.
Проникновенно мудрый сакский дух показал всему миру, какой прекрасной может быть свободная и сильная женщина, женщина-воин, неотразимая и непобедимая.

Эскадрон разъяренных дев через пробитую катафрактариями брешь в восточной линии врывается в центр персидского квадрата и без промедления бросается на главную цель – отряд телохранителей царя. К ним присоединяются и тяжелые рыцари. Персидский царь в смертельной опасности.
Через проход в персидских рядах проникают еще два сакских отряда и ударяют в спины обращенных к северу персидских воинов. Повернув строй в обратную сторону, персы отчаянно дерутся, но на них обрушивается еще одна кавалерийская волна – снаружи. Западная линия обороны пала вслед за южной.
Вид гибнущего царя заставляет некоторых персидских командиров броситься на выручку своему повелителю… Но всадник всегда быстрее пешего – выстроенные против западной линии персов саки только и ждали момента ударить в беззащитные тылы развернувшихся к ним спиной персов.
Саки умеют направить диких дев в самые важные участки боя. От руки амазонки пал персидский царь, а вместе с ним – и дух все еще живых персидских воинов. Вырванные с боем знамена персов в руках ликующих девиц. Поле боя сотрясает многоголосый хор саков, возглашающий боевые кличи. Все, что остается сделать – добить врага. И саки делают это мастерски.
Самый эффективный способ кавалерийского боя: удар-откат. Завязнув в бою, можно потерять больше воинов. Скорость, инерция, вес лошади и всадника – кочевники использовали самые сильные стороны кавалерии по максимуму.
Лучше всего для всадника – ударить с разбега в пехотный строй (желательно в тыл или во фланги), разбросать в стороны ошалевших врагов, вихрем пронестись по редеющим рядам, раскраивая черепа, и умчаться прочь на безопасное расстояние – для нового разбега. Пока неповоротливая пехота придет в себя, снова встанет в единый строй и развернет фронт, другой кавалерийский отряд тут же ударит ее в тыл, чтобы снова внести сумятицу в построение врага и немедленно скрыться.
Так бесславно и неэффективно, не имея возможности нанести сакам ощутимый урон, гибнут тысячами персидские и греческие пехотинцы – легендарная фаланга и знаменитые бессмертные. Гибнут могучие воины, разработавшие победоносную тактику пешего строя, в смертельных схватках добывшие славу, триумфально прошагавшие полмира. Рожденное в земледельческих оазисах воинство, привыкшее к монотонной пешей драке, тает на глазах, раздираемое в клочья стремительными и мощными налетами привыкших к скорости всадников степей.
Битва окончена. Под ликование воинов, под песни и танцы сакские герои, захватившие в бою вражеские знамена, бросают их под копыта Царского коня. Тот символически топчет опозоренные штандарты. Небо разрывает победоносный боевой клич: «Таргитай! Таргитай! Таргитай!»
После праздничного ликования наступает время отдать последний долг уважения к павшим героям. Выражали его саки символически – возводя в честь погибшего величественное погребальное сооружение – курган.
В строительстве курганов саки достигли совершенства. Несмотря на то, что с виду курган выглядит как обычный холм, на самом деле это сложный архитектурный комплекс, созданный символическим отношением саков к жизни и смерти.
Смерть – столь же важное событие, как и рождение. Поэтому к похоронам у саков было особенное отношение. Они тщательно и задолго готовились к обряду: подготавливалось место для погребения, изготавливались погребальные одежды и утварь, часто тело покойного подвергалось мумификации, а иногда вместе с ним мумифицировали и жертвенных лошадей. Сакский ритуал погребения на широком Евразийском пространстве отличался в деталях, но главные принципы возведения кургана были в целом едины.
В день похорон на родовой могильник со всей степи стекались люди, уважавшие усопшего при жизни. Тело покойного сначала везут в украшенной траурной повозке, затем несут на руках. Тысячи людей исторгают надрывный плач, сливающийся в истошный вой траурной песни – народ искренне печалится по своему повелителю. Женщины в отчаянии рвут на себе волосы, мужчины режут вены на руках.
Ритуалом руководят жрецы. Они читают молитвы, совершают траурные ритуалы. Каждый род приносит в жертву покойному царю коня, украшенного золотыми бляшками. Покойного укладывают в погребальную камеру – на носилках или в саркофаге, сюда же складывают погребальный инвентарь – посуду с жертвенной пищей, оружие, предметы быта. Рядом укладывают также жертвенных лошадей, а порой – и людей, добровольно решивших уйти вместе с повелителем. Затем накрывают могилу слоем бревен и камней, которые будут сохранять внутри погребальной камеры нужную температуру и влажность. С целью лучшей изоляции захоронения алтайские саки выкладывали еще и слои из бересты и курильского чая. В итоге, благодаря древним технологиям консервации, внутри кургана создавался эффект вечной мерзлоты, и когда по прошествии более чем двух тысяч лет археологи вскрыли курган, то столкнулись с глыбами льда в погребальной камере. Им пришлось заливать кипяток, чтобы достичь дна кургана. Но в результате раскопок всемирно известных Пазырыкских и Берельских курганов среди льда были обнаружены бесценные сокровища прекрасной сохранности: самый древний в мире ковер, потрясающие по красоте изделия из кожи, войлока, дерева и золота, наконец, мумии украшенных золотом лошадей и людей, покрытых татуировкой от шеи и до пят.
Но ценность степных пирамид не только в скрытых в них сокровищах. Сакские курганы строил сам народ, а не куча рабов. Каждый, кто уважал покойного при жизни, прибывал на похороны и высыпал на могилу горсть земли из шапки. Мы по сию пору бросаем горсть земли в могилу. Этот обычай сохранился с тех самых пор. А в те времена, чем больше уважаем был погребенный при жизни, чем больше было у него заслуг перед народом, тем выше был курган. Представьте себе курганы высотой в 3-4-этажный дом. Бесшатырские курганы достигают в высоту 21 метра – это семиэтажное здание! Сколько же людей добавило горсть своей скорби и уважения на эти могилы? И каковы же были похороненные здесь люди при жизни, какими деяниями заслужили они подобное отношение народа?
В завершение строительства, чтобы защитить курган от разрушительного воздействия ветров, дождей и времени, саки накрывали поверхность насыпи каменным панцирем. Благодаря этому курганы простояли более двух тысяч лет и сохранились до наших дней, продолжая удивлять своей грандиозностью и потрясающим символизмом мышления древних.
На скифских курганах устанавливалась даже символическая «стража». Самые достойные юноши приносили себя в жертву. Их тела мумифицировали, затем усаживали на мумии коней и устанавливали на вершине кургана.
Курган – вечный символ высоты человеческого духа, неподвластный времени холм народной памяти, хранитель силы и славы людей, победивших саму смерть…
Величайший в истории полет человеческого духа, божественный полет был дарован свободным и храбрым жителям степей. И неудивительно, что этот пламенный дух не только безжалостно втоптал в степную пыль завоевательные амбиции надменных царей и «великих» полководцев, но однажды не уместился даже в широких степных просторах, и раз за разом стал выплескиваться наружу – во все четыре стороны света!
Первыми поднялись скифы, которые во главе с царем Ишпакаем в 7 веке до н.э. преодолели кавказские кручи, железными потоками всесметающими ворвались в долины Передней и Малой Азии, и, не встречая достойного сопротивления, низвергли великие империи древней Азии. Вплоть до седых пирамид дошли степные парни, и только фараон египетский Псамметих Первый «дарами и мольбами убедил их не идти дальше». Как пишет Геродот, «скифы 28 лет властвовали в Азии». Об этом же нашествии читайте в Библии, от пророка Иеремии, глава 3.8.: «Вот, идет народ от страны северной, и народ великий поднимается от краев земли. От громкого храпа жеребцов его дрожит вся земля, и колесницы его - как вихрь, и кони его быстрее орлов, и колчан его - как открытый гроб. Все они - люди храбрые, держат в руках лук и копье, и несутся на конях, выстроены, как один человек; и придут, и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем».

Вслед за скифами в 250 г. до н.э. в Азии появилась новая сила. Саки из рода парн, братья Арсак и Тиридат, как пишут о них, «люди испытанной доблести», захватили сначала Парфию, что в нынешней Туркмении, затем сбросили наследников Александра Македонского с престолов среднеазиатских царств, и наконец, окончательно покончили с греческим влиянием во всей Азии вплоть до Средиземного моря. Так кочевниками была создана и просуществовала около 500 лет Великая Парфия, растянувшаяся от Индии до Сирии, от Каспийского моря до Красного. Когда до Ближнего Востока добрались римские легионы, парфяне оказались единственным народом в мире, который, как пишут историки, «не только сопротивлялись римлянам, но и трижды победили их в битвах». Парфяне отличились не только боевыми успехами. На территории гигантской кочевой империи активно развивалась торговля, строились новые города и храмы, систематизировалась литература, были заложены прочные основы новой религии –Зороастризма, а заветы пророка Заратустры были собраны в единую книгу, Авесту, которая наряду с Кораном, Библией и Ведами стала одним из четырех священных писаний, дарованных Богом человеку.

Затем еще один из сакских родов, тохары, которых китайцы называли юэчжи, во 2-м веке н.э. в ходе войны с гуннами переселились с Тибета сюда, в Среднюю Азию, завоевали несколько провинций в современном Пакистане и Афганистане, которые и по сию пору именуются Систан (бывший Сакастан) и Тахор (бывший Тохар). На этом тохары не остановились и устремились в Индию, овладев которой под главенством рода Кушан, основали новую многовековую Кушанскую империю, растянувшуюся от Каспийского моря до Индийского океана. Причем правили Кушаны не как грабители-завоеватели, но как мудрые цари – во благо завоеванных народов: развивали искусство и торговлю, распространяли буддизм, строили храмы и города. История Индии делится на три эры, одна из которых именуется «эра Шака» - на санскрите буква «с» читается как «ш». Индусы по сей день с благоговением перечисляют имена сакских царей, потому что века их правления – поистине золотая эра в истории Индии.

Наконец, последним, смертоносным выпадом ворвался дух степей и в европейские просторы. Так в 375 году н.э. в Европе началась многовековая война, которую в истории принято называть Великим переселением народов. Главными действующими лицами этого «мирового суперкочевья» стали потомки саков – сарматские рода аорсы, сираки, языги, роксоланы и аланы. Объединившись с германскими племенами готов и вандалов, под ударами пришедших с востока гуннов кочевники сдвинули с насиженных мест европейские народы, неоднократно разорили встречавшиеся на пути римские провинции, включая и сам надменный Рим, и обосновались на континенте, войдя в состав современных наций и народностей Европы.
В ходе Великого переселения народов ветвь сакская активно распространилась по Европе: аланы устроились на островах Сицилия, Сардиния и Корсика. Другие сарматские племена основали собственные королевства и провинции в Испании, Франции, Германии, на Балканах и в Восточной Европе.
Так завершилась героическая эпопея героического народа. Тысячу лет полыхали сакские знамена над просторами Евразии, повествуя самую захватывающую быль о людях, бросающих вызов любым испытаниям.
Саки. Это сильные и свободные люди, Золотые Рыцари Степей, доведшие до совершенства кавалерийское и стрелковое искусство, создавшие благородный дух свободы, храбрости и чести. Это люди, подарившие человечеству неповторимые образы звериного стиля. Люди, которые свободным ветром носились по просторам континентов, оставив в память о себе нетленные строки в истории и дав начало многим новым героическим поколениям в Европе и Азии.