О забытом классике русской литературы

Странница Востока
 
 «Когда, почему и какими непонятными мне
 силами я был увлечён страстью к писательству
 объяснить не могу».

 Из автобиографии писателя.

 Дмитрий Иванович Стахеев – представитель одной из многих выдающихся купеческих династий России 19 века.
 Именно купечество дало миру столь известные имена как Третьяковы, Мамонтовы, Щукины, Морозовы, Бахрушины и многие другие. К ним, с полным на то основанием, можно отнести династию Стахеевых, которая прославилась не только широкой благотворительностью и меценатской деятельностью, но и в первую очередь талантливейшей постановкой торгового дела. Это отмечали в своё время царь Николай П, державший акции торгового дома Стахеевых и Ленин, который в голодные годы гражданской войны говорил о необходимости использовать на продовольственном фронте стахеевских служащих, прекрасно разбирающихся в большой коммерции.
 Предок Стахеевых по преданию был из Новгорода Великого. Ещё при царствовании Иоанна Ш ушёл вместе с другими на вольные земли, на Каму, где и основали село Трёхсвятское, впоследствии переименованное в город Елабуга.
 После отмены в 1861 году крепостного права в России начинается развитие капиталистических отношений в деревне, что способствует оживлению сельского хозяйства. В стране развивается внутренняя торговля.
 Обладая огромным капиталом, Стахеевы стоят во главе целого ряда торогово-промышленных предприятий: у них и пароходы, и керосиновое, и хлебное, и соляное, и винокуренное и мануфактурное, и прочие дела. Трудно было найти в России город, где бы не было известно имя Стахеевых: они имели золотые прииски в Западной Сибири, нефтяные промыслы, громадные собственные пароходства, заводы и фабрики, мельницы и сотни магазинов по всей России. Весь хлебный рынок Прикамья был в их руках. Фирмы вели широкую хлебную торговлю с Англией, Францией, Германией, Голландией и другими странами. И при этом капиталы не перекачивались в чужеземные банки, а оставались на родной земле, способствуя развитию и процветанию родного отечества.
В то же время Стахеевы являются крупными благотворителями. Из года в год в течение сорока лет они отдавали по миллиону рублей на благотворительные дела. Если учесть, что овца тогда стоила полтора рубля, а корова десять- двенадцать рублей, то, в общем-то, выходила космическая цифра для того времени.
На средства Стахеевых в Елабуге и других городах страны были построены десятки заведений. Это монастыри, церкви, часовни, торговые ряды, богадельни, приют для престарелых, здание Городской Думы и многое другое.
 Фундамент материального благосостояния династии был заложен Иваном Кирилловичем Стахеевым на рубеже 18-19вв. На высочайший уровень поднял престиж фирмы его сын – Иван Иванович (1802 – 1885гг.), выдающийся в торговом мире человек, при котором обороты достигали нескольких десятков миллионов рублей в год. Во всех делах фирмы соучаствовал его брат Дмитрий Иванович (1818-1888 гг.), не менее талантливый купец, прекрасно осведомленный в коммерческих вопросах. Оба брата широко прославились удивительными масштабами благотворительности и меценатства. Ими в начале 70-х годов 19 века был образован «Благотворительный братьев Д.И и И.И. Стахеевых комитет», на счетах которого были сотни тысяч рублей. Эти деньги тратились на строительство монастырей и церквей, зданий, учебных заведений и приютов для нуждающихся, на обучение детей служащих фирмы в любых учебных заведениях страны, на благоустройство родного города. На средства Стахеевых получил художественное образование в Московском училище живописи и ваяния, а затем в Санкт-Петербурге, став одним из выдающихся художников России, Иван Иванович Шишкин.
Жизненное кредо Ивана Ивановича Стахеева было не богатство ради богатства. Богатство для него было не самоцелью и не путь к наслаждению жизнью, а средство делать добро, служить людям. «Дожив до старческих лет и с помощью Всемогущего Бога, составив трудами своими достаточный капитал, с самого начала своей трудовой деятельности дал пред господом Богом такой обет: помогать нуждающейся меньшей братии, способствовать распространению христианской религии устроением храмов божьих и вообще благотворить по силе возможности своей. А затем остальной благоприобретённый капитал завещать нашему обществу с тем, чтобы дело благотворения передавалось и по переходе его в загробную жизнь. И распространялось бы оно на всё будущее поколение посредством сооружения вновь и поддержания существующих храмов, а также и пособие беднейшим неимущим жителям сословий нашего края» - такова была жизненная позиция этого богатейшего купца, которую он высказал на заседании Елабужской Городской Думы 17 октября 1876 года. Как далеки сегодняшние миллионеры России в плане гражданской этики в сравнении со своими собратьями, пусть и не столь грамотными, но во многом превосходящими в чувствах патриотизма и любви к своему народу и отечеству.
 Говоря о династии Стахеевых, нельзя обойти молчанием, имена двоюродных братьев Ивана Ивановича – Ивана Григорьевича и Василия Григорьевича, которые к 90 годам основали два торговых дома: «И.Г. Стахеев и Сыновья» и «В.Г. Стахеев и наследники».
 Родился Дмитрий Стахеев 14 февраля 1840 года в Елабуге, в семье богатейшего купца Ивана Стахеева. Мать Дмитрия умерла, когда мальчику было шесть лет. Воспитывался он по-домашнему, грамоте и арифметике обучался у дьяка местной церкви. Приобщившись к чтению и не испытывая пристрастия к торговым делам, мальчик бывал рад частым отлучкам отца и взахлёб читал всё, что ему попадало: от лубочного романа и акафистов святым до Н.Гоголя, Д.Фонвизина, а с десяти лет стал писать стихи. Занятия мальчика чтением и писательством сильно обеспокоили отца, поскольку не были характерны для старинных русских купеческих семей. Отец отправляет пятнадцатилетнего Дмитрия в Кяхту, что на границе с Китаем самостоятельно вести крупное чайное дело. Кяхтинские купцы поражались разумному ведению торговли Дмитрием, его сметливости и при этом честности и искренности.
 Расчеты отца отвадить сына от литературных занятий не оправдались. Дмитрий стал посещать в Кяхте салон жены местного купца Сабашникова, женщины образованной и гостеприимной. Здесь внимательно изучались и шумно обсуждались «Полярная звезда» и «Колокол» А.Герцена, выписывались журналы «Современник» и «Русское слово», устраивались спектакли и литературные вечера. В местной газете «Кяхтинский листок» под псевдонимом Бытописец стали печататься статьи и фельетоны Д. Стахеева, высмеивающие грубость, ханжество, плутовство и самодурство купцов и чиновников. Вскоре и «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали его статью о кяхтинской чайной торговле, вызвавшей внимание российских промышленных кругов. Стахеевские статьи в 1860 - 65 годах появились в «Иркутских губернских ведомостях», в «Русском вестнике», «Русском слове» и других изданиях. Публикации имели успех – проба пера состоялась.
 Стахеев старший, узнав о намерении сына оставить коммерцию для пустого, с его точки зрения, дела и отказе жениться на одной из присмотренных елабужских невест, разгневался и отказал Дмитрию в поддержке и отцовском благословении на брак с сильно полюбившейся ему дочерью кяхтинского купца Любовью Трапезниковой. Отец отрёкся от сына и выгнал его прямо на улицу. Бестолковый он, бестолковый – кричал старик на всех перекрёстках. На какую дорогу сунулся, пропадёт понапрасну, будет собакам хвосты рубить. Помогать я ему не буду – и запретил строго-настрого всем этого не делать. Никто, конечно, не подумал навлечь на себя немилость влиятельного купца-миллионера, став на сторону опального сына. Да и сам Дмитрий Иванович ни разу ни к кому не обратился за помощью. Более десяти лет продолжалась размолвка, за время которой Дмитрию довелось пережить немало тягот. Лишь в июне 1874 года Дмитрий Иванович получил часть наследства от отца и становится материально независимым.
 В январе 1860 года Дмитрий Иванович женится на Любови Константиновне и уезжает с семьей на Амур, который называли русской Калифорнией. Получает надел земли. Человек, не знавший ни плуга, ни лопаты, начинает обрабатывать землю. Но своевольный Амур, выйдя из берегов, нарушает все надежды семьи на безбедное существование. Стахеев всё же находит себе новый заработок, избавлявший семью от голодной смерти: он начал лить и продавать в Благовещенске поштучно восковые свечи.
 В середине 60-х годов уезжает на Кавказ, а затем в Петербург. Факт переезда в столицу Стахеев объясняет тем, что он оставил неприветливое, но, по крайней мере, насиженное место не, потому что питал большие надежды на будущее и не потому, что верил в свои силы, т.е. свой писательский талант. « Нет, здравый смысл мне просто подсказывал, что уж лучше страдать и мытарствовать в Петербурге, т.к. там как-никак вдруг и оправдает себя великое русское слово « авось». Я и послушался голоса разума»
 В 1866 году у Стахеевых родился сын Сергей, единственный из детей, оставшихся в живых в семье. От брака они имели двух сыновей и трёх дочерей. В будущем Сергей становится государственным чиновником. Музыкальные способности и прекрасный голос, унаследованный от отца, дают ему надежду на карьеру драматического артиста.
 В Петербурге Дмитрий Иванович много занимается литературным творчеством, печатает очерки: «Записки моего приятеля», «Очерки бурятской жизни». Достоинства этих очерков были оценены Императорским Русским географическим обществом, избравшим Стахеева в действительные члены общества. Четыре очерка Стахеева по этнографии и географии Байкала и Забайкальской области, о Кяхте и бурятах, помещенные в сочинении «Живописная Россия» были переведены на английский язык.
 Несмотря на лишения, Дмитрий Иванович нашёл в себе силы, чтобы засесть за учебники, подготовился к сдаче экзаменов на аттестат зрелости экстерном. Испытание было успешно выдержано в одной из петербургских гимназий, а затем также экстерном при университете были сданы экзамены на звание учителя русского языка и словесности. Получает диплом и зачисляется преподавателем истории русской литературы в Петербургскую Литейную женскую гимназию, одновременно приглашается на частные уроки в семье государственного контролёра В.А. Татаринова. Через два года, в июне 1870 года переходит на службу в Государственный контроль. После почти трёхлетнего пребывания в государственном чиновничьем мундире, к удивлению сослуживцев и начальства, ценившего его, уходит в отставку в чине титулярного советника.
 Стахеев мог стать и оперным певцом, для чего у него были прекрасные данные. Замечательные вокальные способности Стахеева, его феноменальный, необыкновенный голос ещё в Кяхте обратили на него внимание знатоков. В бывшем Кяхтинском соборе он не раз читал апостольские послания, оглашая своды храма своим огромным басом, пел первые тенорные партии в хоре певчих. С приездом в Петербург, друзья советовали ему поступить в оперу. Но шаткая артистическая карьера не по душе была молодому писателю, и он предпочёл остаться любителем, восхищавшим своим звучным голосом лишь один скромный литературный кружок.
 Понять его решения можно, если вспомнить, сколько лишений он перенёс, чтобы заняться серьёзно литературой: и разрывы отношений с отцом и ряд лет полуголодной, скитальческой жизни и каторжный труд – всего этого могло и не быть – стоило лишь ему оставаться покорным сыном, и он был бы миллионером, но.… Около 40 лет литературной деятельности, свыше двух десятков романов и повестей, многие из которых (как например «Наследники», «Духа не угашайте», «Горы золота», «Законный брак» и другие) не утратили интереса и в наши дни.
 Пока Стахеев был случайным гостем на литературной арене, к нему особых требований никем не предъявлялось. Как только он сделался профессиональным писателем и приобрёл постепенно популярность, от него начали ожидать поднятия того или иного флага. Стахеев, хорошо взвесив все данные своего дарования, хорошо проанализировав свои влечения, остановился на области русского быта, русских нравов и чтобы оставаться её объективным и прямым художником, решил ни к какому лагерю не приставать, а ходить без партийных указок, лишь туда, куда направит его художественное чутьё. Такое решение для того времени было слишком смело. Критика не смогла простить Стахееву его самостоятельности и объявила ему бойкот, выражавшийся в замалчивании его произведений. Это положило начало равнодушию публики к произведениям молодого писателя, равнодушию, которое в силу свое природы, растёт не по дням, а по часам. Писателю было тяжело всё это осознавать. Выходившие отдельными книгами его произведения, отмечались незначительными рецензиями, в которых указывалось на неопределенность общественно- политической окраски автора, чем на внутренние и внешние качества его творчества.
 Революцию он не принял. Ещё события первой революции 1905 года вызывали в нём бурю протеста. Социал-революционеров он называл чертями. Общения духовного с ними не имел, но самый вид их образин смущает мой дух и наводит на мрачные мысли - писал он в 1906 году, проживая в Ялте, где не раз испытывал давление этих людей на свою семью и имущество.
 Стахеев не принадлежит, и не принадлежал никогда ни к тем писателям, которые умеют вызвать вокруг себя шум, ни к тем, которые жаждут этого шума. Он работал на литературной ниве не при блеске фейерверочных огней, а со скромной лампой, бросавшей свет на жизнь; он не купался в грязи русской действительности, а рисовал эту действительность в её положительных и в её отрицательных чертах. Его произведения имели характер спокойных бытовых картин, чуждых тенденциозности. А таких писателей редко ценят.
 В сентябре 1885 года умирает отец писателя – Иван Иванович, завещавший ему значительную часть состояния. Получив наследство, и имея твёрдый доход, ему более не надобно заботиться о хлебе насущном и он имеет возможность отправиться в путешествие по южной Италии в 1888 году. В 1891 году в июле умирает его жена Любовь Константиновна, с которой писатель прожил в любви и согласии почти тридцать два года. Она была художница и оставила ему более 20 картин – превосходно выполненных копий картин знаменитых художников. Имела и литературный талант. Её книжка «Детский театр» имела два издания. Писатель тяжело переносит утрату. Весной 1892 года по настоянию друзей он отправляется в путешествие. Объехал Турцию, Египет, Грецию. Дорожные впечатления помогли ему восстановить душевное равновесие. Пишет ряд очерков, цикл стихов. В 1893 году через год с небольшим после смерти первой жены, Дмитрий Иванович женился на своей экономке Ольге Дмитриевне. Девушка тридцати лет из бедной семьи, но очень интеллигентная, поклонница его таланта, оказалась достойной спутницей писателя и во многом скрасила его старость.
 Совершенно неизвестны последние годы жизни писателя. Неизвестна и дальнейшая судьба его жены Ольги Дмитриевны и сына Сергея. У сына оставался архив отца, после того, как Дмитрий Иванович с женой переехал в Ялту (1905 год). Местом своего последнего приюта Дмитрий Иванович выбрал Алушту, рядом с могилой первой жены, где была выстроена в её память часовенка. Скончался писатель от паралича сердца 16 марта 1918 года. Событие это не вышло за рамки семейного горя, поскольку грандиозные социальные потрясения затмили в то время и более важные и крупные события. Уход же одного престарелого писателя не был кем-либо замечен.
 Дмитрий Иванович Стахеев в своё время возражал оппонентам, утверждающим, что после Островского, изобразившего купечество 40-х годов ничего нового об этом уже не сказать. «Ужели в русском купце больше ничего и нет кроме самодурства? Отдавая должную дань таланту Островского, я, тем не менее, скажу, что он в своих пьесах по преимуществу старается показать только ту сторону купеческого быта, где всего ярче видно невежество, самоуправство, и не даёт нам никакого понятия о купце как о человеке, не заглядывает в его внутренний мир, мир духовный. Я убеждён, что в каждом человеке, каков бы он ни был, есть непременно та священная искра божественного огня, которая долго, долго может тлеть на дне его души.… При известных обстоятельствах эта тлеющая искра может вспыхнуть ярким пламенем и показать изумлённому народу всю силу и величие человека, когда он вдруг сбрасывает с себя бренные одежды эгоистического мира и является во всём величии любви, правды и самоотвержения. Вот этой-то искры, хотя и тлеющей, но не вспыхивающей вы не найдёте в героях Островского»
 Эти слова писателя могут по праву стать эпиграфом к жизни и творчеству великого и самоотверженного писателя Дмитрия Ивановича Стахеева. И не только его, но и всего рода Стахеевых – представителей многих выдающихся купеческих династий, внёсших большой вклад в прогресс общественной жизни России, расширение международных, торговых, финансовых, культурных связей и развитие градостроительства.
 
 P.S. Сегодня, как никогда возникает необходимость не только вспоминать наших великолепных предков от литературы, но и по возможности восстановить по крупицам страницы их жизни и творчества, находить и открывать мировому сообществу утерянные и неизданные творения гениев. Недостаточно исследованы последние годы жизни и творчества Дмитрия Ивановича Стахеева. Неизвестна судьба архива, который находился у его сына Сергея, как и сама судьба Сергея.
 После долгих лет несправедливого забвения имя Стахеева было возвращено и поставлено в ряд достойных граждан России. В октябре 2003 года в Елабуге на родине писателя открылся памятник писателю.
 К великому сожалению остаётся много белых страниц о жизни и творчестве этого великолепного писателя и гражданина своей эпохи, который внёс весомый вклад в сокровищницу нашей литературы. Возникает необходимость переиздания всех его творений. В данном вопросе не последняя роль отводится государству, министерствам культуры и образования и Союзу писателей.
 

 Ссылки на другие ресурсы:

1 А.В. Семёнова Менталитет купечества в период становления российского предпринимательства (Отечественная история 1998 № 6 с.21 История предпринимательства в России)

2. 1000 лет русского предпринимательства: из истории купеческих родов М.1995 г. С 224