Гегель, Спиноза и Аристотель

Карит Цинна
Кошка – философское животное. Особенно кот. Кошки никогда не достигают такого уровня философской мысли, как коты. У кошек бывают котята, связанные с ними бытовые проблемы. А у котов котят никогда не бывает, поэтому весь свой досуг они посвящают философии и уходу за шубой. Некоторые даже не обращают внимания на шубу и целиком посвящают себя философии.

Вот, например, этот черный кот. За шубой он не ухаживает. Она у него пыльная, грязная, хвост нечесаный, на усах паутина (побывал за холодильником). Но зато по глубине философской мысли среди кошек он занимает то же место, как Гегель среди людей. Поэтому его зовут – Гегель.

Спросят, почему не Спиноза? Потому что недокормили в детстве. Он явно не Спиноза. Хотя, как известно, Спиноза был тощий. Но это Спинозе, чтоб быть Спинозой, надо быть тощим, а коту, чтоб быть Спинозой, надо быть жирным. Так что на Спинозу он явно не тянет. Хотя хозяйка сильно рассчитывает, что благодаря куриным окорочкам, печенке и китикету он со временем наверстает упущенное и поднимется на еще один философский уровень.

Спросят, вы что же, Гегеля ставите ниже Спинозы? Дело в том, что кошки сразу ориентируются на Спинозу. Вот, например, этот белый кот. Это уже Спиноза. Прямо скажем: подушка на четырех лапах. Шерсть клочковатая, глаза зеленые.

А этот вот бежевый с белым кот – это уже Аристотель. Он каким-то образом умудряется всегда съесть больше. Это, вероятно, связано с размерами его головы. Она занимает половину миски, так что Гегелю и Спинозе достается остальная половина на двоих.

С Гегелем и Спинозой Аристотель никогда не вздорит. Ночует на шкафу (откуда к немалой досаде хозяйки свалил однажды дорогой горшок с традесканцией). Шуба у него ухоженная, глаза желтые, усы торчат вверх.

Гегель и Спиноза иногда дерутся. Не сходятся в основополагающих аспектах. Но принципиальных разногласий у них нет. Потому что отсутствует конкуренция. Гегель любит печенку, Спиноза – рыбу.

Гегель ловит птиц на балконе. Приносит добычу в комнату и забивается под диван. Оттуда несутся душераздирающие вопли и фырканье. Но птица в конце концов всегда достается Спинозе. Вероятно потому, что Спинозе сподручней управляться с костями и перьями.

Наигравшись под диваном и натрепав там кучу перьев, Гегель выносит стрижа на свет божий, кладет на пол и устраивается рядом в львиной, царственной позе. Тогда подходит Спиноза. Трогает стрижа лапой. «Ммре?» – вежливо вопрошает он законного владельца. Гегель отворачивается. Тогда Спиноза осторожно берет птицу в пасть и уносит под диван. Оттуда слышатся смачное чавканье и хруст. Спиноза не играет, он сразу все жрет. Сразу видно – его философия не допускает побочных умствований и отсебятины. Она строга, лаконична и законченна.

Зато Аристотель придерживается широких взглядов и стремится к познанию практических сторон жизни. Он несколько раз удирал на улицу. Хозяйка ходила звать его. «Кис, кис!» – она стеснялась орать на весь двор: «Аристотель!» Хотя, кому какое дело?