Сорок четыре

Татьяна Александрова
Николаевский экспресс принимал пассажиров. Андрей и Константин пришли почти к отходу, только успели расположиться, как плавно тронулся поезд. Мимо поплыла платформа, а затем замелькали темные картинки августовского вечера.
Проводница принесла чай с лимоном, спросила, не надо ли чего и удалилась. Андрей достал
бутылочку Remy Martin, плеснул в стаканы. Костя было стал отказываться, но Андрей настоял , и они выпили с удовольствием граммов по сто! Коньяк разлился по телу бархатным теплом, и на смену легкому волнению, которое всегда сопутствует отъезду, пришло спокойствие. Мужчины еще немного поговорили о том, что им завтра предстоит, и решили ложиться. Константин быстро уснул, а Андрея все одолевали какие-то мысли . Через три дня у него день рождения, и хоть дата не круглая, отметить как-то надо.
Собирать никого не будем, решил Андрей, сходим со Светкой в ресторанчик и все...

Андрей Зимин был ведущим конструктором в области авиационного приборостроения. Много лет
он проработал в одном из ленинградских НИИ, придя когда-то туда молодым специалистом после окончания института. Пытливый , неординарный ум и организаторские способности помогли ему остаться на плаву, когда рушилась наука, и масса творческих и даже одаренных
личностей уходила из института, не выдержав нищенского существования из-за отсутствия заказов, а соответственно, и денег.
Организованная Андреем "группа товарищей" нашла свою нишу, разработав нужный на вертолетах прибор, и теперь продавала этот прибор заинтересованным авиационным фирмам. За последнее время удалось даже выйти на международный рынок. Не Бог весть что, конечно,
но это были Индия и Китай. Хотя бы!

И вот сейчас они с Константином, первым Андреевским помощником ,ехали на международный
салон авиатехники в Жуковский, под Москвой, чтобы расширить, так сказать, свой рынок сбыта. Мысли о завтрашнеих переговорах не давали Андрею заснуть - хотелось, чтобы все прошло успешно. Понимая, что надо чем-нибудь отвлечься, Андрей зажег свой ночничок над головой и взял в руки книжку, которую ему дала в дорогу жена, не забыв предупредить, что
это женские истории, и Андрею может не понравиться. Но так как Андрей вообще сейчас кроме газет и научной литературы ничего не читал, ему было все равно, чем отвлекаться.

Светка, конечно, заботливая, обо всем подумает. Андрей был доволен своей семейной жизнью.
Они вместе уже - ничего себе! - двадцать два года. Еще, можно сказать, безусым юнцом он влюбился в нее, девчонку из параллельной группы, приехавшую из Прикарпатья, такую милую,
мягкую и домашнюю, не похожую на его городских подружек - смелых, самостоятельных и настойчивых. И вот, несмотря на годы, они до сих пор вместе. Были, конечно, у Андрея за
это время небольшие романчики, но как бы он ни увлекался, поразмыслив, оставался со Светкой.

Все у них хорошо, только одна беда - нет детей. Что-то там у Светы по женской части не так. Сначала они и сами были рады, что детей нет - надо было устроиться в жизни, чего-то добиться. Потом, когда Андрей защитил кандидатскую и при помощи родителей они построили неплохую квартиру, вопрос о детях встал ребром. Света ездила в санатории, лечилась, даже ходила к знахарям - все было напрасно. Теперь у них две собачки и кошка...

Андрей вздохнул и открыл книжку. Варвара Лебедева. Не слышал такой. В книжке было две повести и несколько рассказов. Подумав, что повесть ему не осилить, Андрей начал читать
первый рассказ. Назывался он "Московская любовь".
С первой страницы он почувствовал неладное и даже сел на постели. И чем дальше он читал, тем больше убеждался в своей догадке - рассказ был про него!

...Они решили приехать на вокзал врозь и встретиться только в купе.Поезд номер пять Ленинград - Москва отправлялся в половине двенадцатого. Варя нашла свое купе ( тоже номер пять!). Купе было двухместное, кровати аккуратно застелены, на столике стояли цветы в вазочке.Варя сняла дубленку и села к окну, которое выходило на противоположную от платформы сторону. Посмотрела на часы. До отхода поезда оставалось десять минут, а его все не было. Отгоняя от себя плохие мысли - не смог по работе, жена узнала - не пустила, - она вышла в коридор. На платформе была суета. Напротив стоял поезд номер три, который отправлялся через несколько минут после них, и пассажиры спешили к своим вагонам.

А что если он не придет? Что я в этой Москве делать буду? Ну, схожу куда-нибудь, с отцом повидаюсь, может, выставка какая сейчас?..Нет, все теряло смысл, если он не придет. Ничего ей без него не хотелось, никаких выставок.
Но он пришел - вскочил в вагон прямо перед отправлением. С цветами, с шампанским, веселый и замечательный!..

Андрей закрыл книжку и прикрыл глаза, вспоминая. Это было самое сильное его увлечение - Варя. Она работала в смежном отделе, по работе им приходилось часто сталкиваться. Отношения стали более дружескими, а потом даже близкими после командировки в Киев, куда
их послали вместе.И после этого Киева они иногда, урывками встречались . Но хотелось остаться наедине надолго. И Андрей придумал эту поездку в Москву. Официально он оформил командировку, а Варя взяла несколько дней за свой счет.

Это была чудесная поездка! У них было целых пять безумных ночей. Две в поезде и три в Москве. У Вари в Зеленограде под Москвой жили отец и брат с семьей. Остановились у брата. Он оказался своим в доску парнем, тоже из НИИ, тоже инженер. Было о чем поговорить. Днем ходили в Пушкинский , Третьяковку, гуляли по Арбату. Заснеженная Москва
была к ним приветлива и ласкова. Варя предлагала сходить в какой-нибудь театр, но Андрей
 не желал тратить время и настаивал на том, чтобы посидеть дома. И они ехали домой, в Зеленоград, в отведенную им "комнату счастья"...

После возвращения из Москвы Андрей окунулся в работу с головой. Надо было сдавать прибор, проходить с ним испытания. Он поздно возвращался домой, усталый и опустошенный.
О Варе на время забыл, не звонил ей. А когда понял, что давно ее не встречал в институте, позвонил в отдел, поинтересовался и с огорчением узнал, что она уволилась и уехала в Москву. Совсем. Умер отец, оставил ей квартиру, и она решила уехать. Ему было неприятно это узнать, но неприятнее всего было, что она даже не попрощалась!

Андрей продолжил читать и даже внутренне покраснел. Варвара Лебедева откровенно описывала сцены их любви, чувство бесконечного восхищения им. Оказывается, она любила его! А ему казалось все это не очень серьезным. Он даже тогда не пытался ее найти.
От следующей фразы Андрей опять вскочил на постели. Для героини рассказа, оказывается, эта поездка в Москву не прошла бесследно - у нее родилась дочь!

Он оторопел! Что здесь вымысел, а что правда? Это все же литературное произведение. А если правда, и у него есть дочь?! Где она теперь, и как ее найти? По крайней мере, где найти Варю, которая вдруг стала писательницей. Интересно, Лебедева - это ее новая фамилия или псевдоним? Раньше она была Лискович. А может она замужем, и это фамилия мужа? И его дочь воспитывает чужой человек?! А может, это вообще не она, его Варя, а сюжет подсказан кем-то?

Мысли терзали Андрея. Он встал и вышел в коридор. Вагон спал, покачиваясь на мягком пути. За окном проносились освещенные полустанки, между которыми поезд погружался в вязкую тьму. Ему казалось, что он один несется во тьме навстречу неведомой судьбе...
Надо попытаться найти эту Варвару Лебедеву, кем бы она ни была.
Он вернулся в купе, взял книжку. На первой странице было написано: издательство
"Подснежник". Завтра все узнаю, решил Андрей и с трудом заснул.

Узнать завтра не получилось. Целый день они были заняты делами и , когда Андрей в половине седьмого позвонил в издательство "Подснежник", там никто не ответил.
Назавтра был такой же сумасшедший день - переговоры, технические вопросы, нужные встречи.
Днем он еще раз звонил в издательство, но услышал в ответ одни гудки.

Вечером они с Константином уезжали в Питер. Андрей все же решил добиться своего и найти Варвару. Путь оставался один - ехать в Зеленоград. От Жуковского до Зеленограда было далеко, а в одиннадцать вечера уже надо было быть на Ленинградском вокзале. Но поскольку
электричка в Зеленоград уходила тоже с Ленинградского, он решил, что все успеет.

В Зеленоград он приехал в половине восьмого. Посмотрел обратную электричку - 10.05, и вышел в город. Андрей с трудом узнал привокзальную площадь - так здесь все изменилось. И не мог, конечно, вспомнить ни адреса, ни номера автобуса, который шел к дому Вариного брата. Приходилось полагаться на зрительную память, и он пошел пешком.

Он шел и старался не думать о предстоящей встрече и не волноваться. Что, в конце концов, произойдет? Он сейчас узнает, где живет Варя. А потом будет видно, по обстановке. Эх, не решился он тогда пойти с ней к ее отцу, побоялся ненужных вопросов, а теперь бы знал, где она живет.Хотя она могла уже пять раз переехать. Ведь прошло семьнадцать лет! То есть,его дочери сейчас шестнадцать? Она скоро школу заканчивает. Интересно, кем она хочет быть. И как она учится? Если в него, Андрея, должна быть умницей. Да и Варя девушка не глупая. Только, конечно, надо помочь ей, дочери, выбрать нужную дорогу,сама она вряд ли понимает сейчас, что ей нужно.

Андрей не общался с молодежью вплотную, все его познания, чем она живет, были почерпнуты из телевизионных передач. А там рассказывались всякие ужасы - наркотики, бездуховность, распущенность. Конечно, его дочь не такая. Ведь дети обычно берут пример с родителей, а Варя очень хорошая. Андрею очень захотелось узнать, как зовут девочку! А сколько лет Варе сейчас? Он вспомнил, что она была на шесть лет его моложе, значит ей сейчас тридцать восемь. Еще совсем молодая. Да и он не старый. Уж дочери сможет помочь. Материально он сейчас очень даже обеспечен.

Ну, вот и дом, где живет Алексей, Варин брат.Дом был в двадцать один этаж. Москвичи смешно называли такие дома "башнями", а ленинградцы - точечными. Андрей помнил, что этаж седьмой, а квартира - направо, в углу. Позвонил. Открыла пожилая женщина, не спросив традиционно:"Кто там?"
 - Здравствуйте. Алексея Лисковича можно увидеть?
 - А тут таких нету - с деревенским выговором ответила женщина.
 - А Вы здесь давно живете?
 - Так пятый год пошел.
 - Не знаете случайно, куда они уехали, те, кто раньше здесь жили?
 - Мам, кто там? - послышался звонкий молодой голос. В прихожую быстро вошла молодая женщина в легком халатике.
 - Лясковича какого-то спрашивают.
 - Добрый вечер. Ищу старого друга, Алексея Лисковича, он раньше здесь жил.
 - Что ж он вам не сообщил своего нового адреса, если вы такие друзья? - спросила молодая с вызовом.Андрей опешил от такого напора, но продолжал:
 - Да как-то потеряли друг друга. Я в Питере живу, бываю здесь редко. Вот решил
повидаться.
 - А... Помочь я вам не смогу. У нас не прямой обмен был, а цепочка. Если только Соколовы, они в нашу бывшую квартиру въехали, могут что-то знать. Они всем занимались, может и адреса у них все остались, - говорила молодая. И видя, что Андрей расстроен, добавила, - они в десятом микрорайоне живут, корпус 1025, квартира 8. На первом автобусе доедете...

Андрей поблагодарил и вышел на улицу. Уже было темно, зажглись фонари. Редкие прохожие спешили по домам. Он посмотрел на часы. Половина девятого. Дошел до остановки. На скамеечке сидел мужичок, больше не было ни души. Через несколько минут пришел автобус второго маршрута, мужичок уехал. Андрей остался один. Где-то здесь. может совсем неподалеку , живет его дочь, ходит по этим улицам, ездит на автобусах и электричках, и даже не подозревает, что он, ее отец, ищет ее...

Автобуса все не было, как не было ни одного такси. Андрей попытался остановить частника, но напрасно -все спешили домой, и никому до него не было дела. Он был один в пустом, чужом городе, на незнакомой улице. Что он здесь делает? Ему уже стало казаться, что никто ему после стольких лет не обрадуется, ни Варя, ни дочка.
Еще раз взглянув на часы, Андрей перешел на другую сторону улицы и зашагал к вокзалу.
Может, в следующий раз...

Николаевский экспресс летел сквозь тьму, наматывая на колеса длинные километры до Петербурга. Из купе выглянул Костя.
 - Ты чего не ложишься?
 - Да не спится что-то, - ответил Андрей.
 - А чего читаешь, интересно?
 - Так себе.
 - Ну, пока, я ложусь, - Костя прикрыл дверь в купе.
В руках Андрея была книжка с рассказом "Московская любовь". Как он раньше не посмотрел на последнюю страницу? Там теперь фотографии авторов размещают.

С фотографии на него, улыбаясь, смотрела Варвара Лебедева. Совершенно незнакомое лицо.

 Москва 2007.