Виктор Коростелев Часть 5 Что должен знать христиа

Виктор Коростелев
ЧАСТЬ 5

На вопросы православных читателей отвечает иеромонах Иов (Гумеров)

СПРОСИТЕ У СВЯЩЕННИКА
В Евангелии сказано, что надо любить ближних как самих себя, а в другом месте — что надо отвергнуться себя. Так надо или не надо себя любить и как надо это делать?
Для согласования этих двух мест святого Евангелия надо точно определить содержание двух ключевых понятий «возлюби» (Мф.22:39) и «отвергнись себя» (Мф.16:24). Любить себя и ближнего значит желать и делать благо себе и ближнему. Высшим же благом по Евангелию является блаженная жизнь в Царстве Небесном. Любовь к себе в таком пони¬мании означает — деятельно желать себе спасения. Так же «возлюбить ближнего», в первую очередь, означают — жертвенный труд ради спасения людей.
«Отвергнись себя» означает: откажись от воли своего падшего естества и предай себя всеблагой воле Божией. Ради спасения отвергнись самости, своих страстей и греховных навыков. Следовательно, истинная любовь к себе христианина как раз и требует отвержения себя ради того, чтобы идти спасительным пу¬ем креста Христова.
Что касается здоровья и других благ земных, то они евангельским учением не отвергаются, если не мешают иметь плоды духовной жизни. Истинное же, а не иллюзорное, довольство жизнью может быть только у того, кто твердо идет путем спасения. «Великое приобретение — быть благочестивым и доволь¬ным» (1Тим.6:6).

Скажите, пожалуйста, важно ли, что бы, вступив в брак, девушка брала фамилию своего супруга?
Слово фамилия в латинском, а также в некоторых европейских (например, французском, немецком и др.) языках означает семью, род. Она является номинальным выражением единства семей¬ного союза. В.И. Даль пишет: «фамилия ... вежливое название супруги, жены.
Ваша фамилия? — спросил высокий посетитель приезжего.
В деревне осталась, — отвечал старик простодушно, полагая, что осведомляются о супруге его».
В России до 1917 года принятие женой фамилии мужа было делом обязательным.
21 октября 1918 года ВЧК издала постановление, в котором было сказано: «пометки в паспортах о церковном венчании, присвоение на основании церковного венчания женщине фамилии лица, с которым она венчалась, отметка милицией таких лиц как состоящих в браке и выдача венчавшейся паспорта на фамилию гражданина, с кото¬ым она венчалась,является саботажем декрета о граж¬анском браке, присвоением чужой фамилии и звания мужа или жены, т.е. срывом декретов рабочекрестьянского правительства, а для служащих милиции — преступлением по должности».
Это было одним из первых шагов новой власти к разрушению традиционнои семьи.


Сказано ли в Библии о том, что военный должен быть доволен своей зарплатой?
Проповедуя за Иорданом, св. Пророк и Предтеча Иоанн призывал всех к покаянию, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Множество людей из Иерусалима и всей Иудеи приходили к нему. Они вопрошали: что нам делать? Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк.3:14).
В греческом тексте буквально: служащие в войске. Исследователи считают, что это могли быть как представители воинского подразделения тетрарха Ирода Антипы, так и некоторые римские легионеры, обладавшие чуткой совестью (вспомним сотника при Кресте на Голгофе).
Вопрос: а нам что делать? мог возникнуть в связи с тем, что они, как и приходившие мытари, чувствовали себя виноватыми, что содержание их ложится бременем на население страны. Великий Пророк не указывает им оставить свою профессию, а только советует: быть довольным тем, что получают, не творить насилие (не обижайте), не вымышлять ложных обвинений в целях вымогательства (не клевещите). Св. Предтеча, призывая пришедших к нему воинов довольствоваться своим жалованьем, не установил какое-то универсальное правило, а дал лишь им определенные нравственные принципы,чтобы и они могли спасаться.

Объясните, батюшка, что значат слова из послания 1 -го к Коринфянам 14:34: «Жены ваши в церквах да молчат...».
Это место из Послания святого апостола Павла почти всегда приводят неточно. Если мы прочтем текст и рассмотрим контекст этого стиха, то придем к выводу, что святой апостол не устанавливает здесь общее правило, а говорит о коринфских женщинах. Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить (Жор. 14:34). Из предшествующих слов можно понять, что в собраниях коринфян были нестроения. Возможно, причина исходила от женщин. А то, что женщина может говорить в Церкви, подтверждают другие места в этом же Послании святого апостола Павла: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову». (1 Кор. 11:5). Пророчествовать в апостольский век означало учить.
У святого апостола Филиппа сказано в книге Деяний святых апостолов:...были четыре дочери девицы, пророчествующие (Деян.2:9). Где они могли пророчествовать? Разумеется, не дома, а в церковном собрании. Еще пример. Уже в I веке в Церкви были диаконисы. В Послании к Римлянам апостол Павел упоминает диаконису Фиву. Они наставляли путем бесед женщин, которые готовились к крещению, уча их, и помогали епископу при крещении. Значит, они не могли молчать в Церкви.

Откуда пошло выражение «деньги не пахнут»?
Гай Светоний Транквилл (ок. 75 — ок. 160 по Р.Х.) пишет о римском императоре Веспасиане (9 — 79 гг. по Р.Х.): «Тит упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. «Нет», — ответил Тит» (Жизнь двенадцати цеза¬рей. Книга восьмая. 23.3).
Возникшая позже поговорка поп olet pecunia — «деньги не пахнут» приобрела более широкий смысл, поскольку имеет в виду любой, в том числе нечестно и преступно полученный доход.
Святая Библия не только обличает неправедные доходы, но и деньги, полученные от них, называет мерзостью: Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего, ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим (Втор.23:18). Речь идет о про¬фессиональных блудницах и блудниках (псах), посвятивших себя этому гнусному занятию. Деньги их запрещено прини¬мать на нужды Храма.
История свидетельствует, что общества эпохи упадка бывают особенно сильно поражены двумя болезнями (ко¬рыстолюбием и блудной похотью), которые как метастазы захватывают почти весь организм.
Это мы видим на примере нашего общества. В результате всепроникающей силы этих пороков у многих людей нравственные принци¬пы и ценности превращаются в труху. Однако Слово Божие говорит о том, что нечестно нажитое не принесет человеку пользы (Прит.10:2). Это алчное желание греховно, потому что оскорбляет Небесного Отца, Который заботится обо всех и дарует каждому все необходимое для жизни (Мф. 6:19-34), но и разрушает любовь к ближнему. Корыстолюбивый человек отрекается от Бога (Пс. 9:24). Св. апостол Павел говорит: А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти,которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому, предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1Тим.6:9-10).
Победить этот губительный недуг легко тому, кто искренне стремится жить по евангельским заповедям: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:33).



Продолжение следует