Уставщица - из книги Мелочи церковной жизни

Тина Гай
За многие годы служения в храме, она выработала характер воинствующий, стоящий на страже порядка в храме. Назвать ее матушкой язык не поворачивается. Да к ней никто так и не обращается. Она бы это приняла, наверное, за оскорбление. Матушка – это из детства: теплое, парное, ласкающее и оберегающее. Ее же боятся, ненавидят, уважают. Она - ревнительница. По разуму или неразумно? Не знаю. Профессиональная псаломщица, уставщица с огромным опытом. Все городские псаломщики и даже большинство батюшек обязаны ей знанием богослужебного устава. Она первая, когда стал восстанавливаться храм и церковные службы, начала искать старые богослужебные книги, скрупулезно сверять их, понимать, находить выход, когда никаких указаний о порядке службы или ударениях в словах не сохранилось. На тот момент все было уничтожено, тем более в маленьких городах. Было большой удачей найти что-то из дореволюционного издания. То, что ценится больше всего. Архив, живая история и живой опыт богослужения. О многом может рассказать: о том, как все начиналось, кто приживался в церкви, кто в ней оказывался случайным. Начальница храма: администратор, хранительница иерархии, носитель социальности, ревнительница по вере.

За всем этим трудно увидеть живого человека со слезами, заботами, переживаниями. Она их не показывает. Я даже не помню ее причащающейся. Может быть, она скрывает это от общих глаз, делая это в будний день? Но помню ее ведущей занятия по псалмопению. С каким интересом ее слушали, как точно она делала акценты, помогая понять особенности чтения псалмов, технику их чтения. Навсегда запомнила ее правила и по ним училась читать псалмы:

• Надо понимать то, что читаешь
• Надо делать смысловые остановки по знакам препинания: запятая – небольшая остановка, точка – больше остановка
• Надо начинать с ударения, искать ударение в следующем слове, смотря вперед по тексту
• Надо читать вслух, тогда запоминается,
• Надо год пропеть, на слух ложится только через год
• Надо соблюдать древний образ чтения, в храме неуместно художественное чтение, желание передать другим свои чувства – гордость и самомнение
• Надо читать не природным голосом, а брать нотой выше, полупеть, не следует читать на низких тонах,
• Надо читать на выдохе, умеренным голосом, неспешно, но не тянуть
• Надо стоять на клиросе прямо, не качаться, не переминаться с ноги на ногу
• Надо читать со страхом Божиим, за всех, кто в храме
• Надо готовиться к чтению заранее.
Вот так, через бесконечные «надо», правила и ограничения строится не речь псаломщика, он сам. Реализовав все эти «надо», изменив свой дух, он обретает нужную установку не только на чтение, но и на веру истинную. Потому что вся вера православная – в слове, его духе.
Как все видимо строгие, она одинока и потому с готовностью откликается на просьбы прихожан: дает советы, когда лучше причащаться, как лучше ставить свечи, чтобы их хватило на всю службу, как лучше поддерживать порядок в храме, потому что храм стал ее домом. Но она же – гроза бомжам, которые запросто могут украсть что-нибудь из храма, прийти в храм пьяными, использовать Дом Божий для своих корыстных нужд. И с какой любовью она встретила давнюю прихожанку, которая после долгой болезни вернулась в храм похудевшей, ослабевшей, побледневшей. Я тоже ее сразу узнала, потому что помнила ее еще с поездки в Дивеево, часто вспоминала ее. Была такая искренняя радость с обеих сторон, что подумалось о том, как ей не хватает таких вот верных прихожанок. В храме стало много «захожанок», которые невольно раздражают своей невоцерковленностью, неграмотностью, вольностями в поведении, провоцирующими на резкость и жестокость.

Одна среди людей, она всегда с Богом, она Ему служит, и никто этого от нее отнять не может, даже если очень захочет. Как может, как чувствует, как дышит.