Группа Сплин. 12 шагов на Северо-Запад

Александр Хлупин
"Когда ты всюду один - это сплин!".

Песня группы "СПЛИН"
 
Материал посвящен анализу творчества одного из моих самых любимых отечественных музыкальных коллективов, который я лично слушаю с 1995 года. Это группа СПЛИН. Данный материал под названием "Группа Сплин. Не зависая" был ранее опубликован на фан-сайте группы. 
 
 Итак…
 

1. Пыльная Быль. Как это было.

 Конец весны 1995 года. Питер. Маленький запыленный клуб в центре города. Зал полон лишь наполовину. Но все присутствующие чутко внимают пятерым молодым людям на сцене. Группа СПЛИН представляет материал из своего прошлогоднего дебюта «Пыльная Быль», а также песни, которые составят грядущий альбом «Коллекционер оружия».
 Саша Васильев заметно нервничает. Его голос чуть подрагивает, но искренность подачи налицо. Вы знаете, как рождаются Великие Группы? В присутствии небольшого количества людей, в атмосфере Откровения и жгучего желания Авторов донести свое творчество хотя бы до нескольких человек. Чуть позже в одном радиоинтервью Васильев скажет: «Я пою для одного человека. Но у него очень много лиц!». Окружающее пространство буквально икрится от взаимообмена энергиями.
 Практически каждый присутствующий в зале слышал первый альбом. Песни из него выплыли на свет благодаря радиостанциям «Радио 1» и «Катюша». Были такие станции, которые не оглядывались на формат, бюджет и продюсеров. Многие знаменитые ныне коллективы получили стартовую площадку именно на их радиоволнах.
 Альбом получился по-хорошему наивным и немного робким. Но в нем молодой коллектив СПЛИН проявил явную творческую индивидуальность, что случается нечасто. В лучшем случае команда эксплуатирует апробированные клише и стандарты, что, по ее мнению, поможет ей легче добраться до музыкального Олимпа. Практика показывает, что иногда этот вариант проходит, вот только падать с вершины популярности в пучину творческого кризиса и развала бывает очень болезненно. Те же коллективы, что годами вырабатывают свой особый стиль, долго идя к успеху и признанию, потом еще очень долгое время остаются в зените, выпуская при этом превосходные альбомы.
 СПЛИН в первом альбоме попытались соединить элементы фолка, гитарного рока и даже джаза. Клавишник Николай Ростовский проявил себя еще и как хороший духовой музыкант. К сожалению (а может к счастью?), элементы джаза в последствии группой не использовались. Что касается текстов, то Васильев создал свою особую манеру поэтического языка, круто замешанного на философских экспериментах, интеллектуальном стебе, скромном (пока!) эротизме и псевдосказочной образности.
 Первый альбом задал хороший тон, но не определил направление развития группы. Это произойдет на втором релизе, который СПЛИН запишет летом 1995 года в Москве, на студии «SNC», вскоре после того небольшого, но очень важного для всех, кто был там, концерта.

2. Коллекционер оружия на гребне новой волны

 В сентябре 1995 года Саша Васильев в прямом эфире «Радио 1» представил песни из только что записанного альбома «Коллекционер оружия». Думаю, что не ошибусь, если предположу, что все, кто слышал тот памятный эфир, почувствовали одинаковое восхищение от услышанного. Это был уже другой СПЛИН - крепкий, гитарный. Боевики типа «Будь моей тенью», «Любовь идет по проводам», «Рыба без трусов» надолго осядут в эфире упомянутых альтернативных радиостанций и телепрограмме «Ржавые провода», где коллектив впервые явил себя живьем всему Северо-западу России. Потом еще последовал любительский, но очень трогательный клип «Будь моей тенью», построенный на активно используемом Васильевым в раннем творчестве псевдосказочном эпосе. Хотя на эту роль так и просилась лучшая вещь альбома – «Сказка», которая ранее в другой аранжировке входила в первый релиз группы.
 Второй альбом получился очень убедительным. На группу обратили внимание такие маститые рок-музыканты, как Юрий Шевчук, который дважды их приглашал на фестивали группы DDT в 1996-1997 годах, Константин Кинчев, который активно упоминал СПЛИН в различных интервью, а также Эдмунд Шклярский. С группой ПИКНИК у СПЛИН состоялся совместный концерт в Питере, в ДК Ленсовета в марте 1996 года.
 Но издан был альбом лишь через год после записи – летом 1996 года, после долгих уговоров и скандалов с компанией «SNC», которая все пребывала в раздумьях – «А стоит ли?».
 В июне группа успешно выступила на легендарном питерском фестивале «Наполним небо добротой». Выступление получилось несколько нервным, но сыгранным и мощным. Впоследствии СПЛИН будет так играть на фестивалях всегда – мощно и искрометно.
 Осенью того же года вышел знаковый сборник «Новая волна Питерского рока», где коллектив был представлен песней «Любовь идет по проводам». СПЛИН стал одной из немногих групп с этого диска, которая в последствии добилась реального успеха.

3. Фонарь под глазом в теле и радиоформате

 В конце апреля 1997 года вышел третий альбом коллектива – «Фонарь под глазом». Презентация прошла 1 мая в том же ДК Ленсовета при полном аншлаге. Это уже была заявка на победу. Песня «Давай, Лама!» заполнила эфир не только альтернативных, но и форматных радиостанций. А клип «Моя любовь» кочевал из одной телевизионной музыкальной программы в другую. О группе заговорили, причем все и сразу.
 Что касается непосредственно песен, то они еще созвучны первым двум альбомам своими фолк-интонациями и гитарными боевиками. СПЛИН создали свой уникальный стиль, свое лицо, которое правда вскоре изменится.
 Успешно выступив на фестивале «Песни конца 20 века», группа начинает свое шествие по стране. Осенью того же года СПЛИН отыграл свой второй большой концерт в Питере, во дворце спорта «Юбилейный». Мероприятие было зафиксировано на пленку и в последствии издано на видеокассетах.
 Успех подбирался к группе все ближе.

4. Гранатовый альбом подобно гранате…

 В День всех влюбленных 1998 года, группа дает большой концерт в Москве, во дворце спорта «Лужники», который прошел на «ура». И это было только начало!
 Весной вышел самый коммерчески успешный диск группы – «Гранатовый альбом». СПЛИН становится звездной группой, покоряет все мыслимые хит-парады и не вылезает из теле и радиоэфира, а также легко «вписывается» во все главные рок-фестивали страны – «Максидром» и др. Песни «Орбит без сахара» и «Выхода нет» звучат отовсюду. Вскоре за ними эфир покорила «Катись, колесо!».
 В творчестве Васильева и его соратников наблюдаются явные изменения, связанные видимо с тем, что группа начинает работать с профессиональным продюсером Александром Пономаревым. А, может быть, и не с этим.
 Песни изменились. Философии и сказкам места больше нет. Как и элементам фолка. Остался гитарный рок и рефлексивные тексты об отношениях между полами и попытках самоидентификации. Поэзия Васильева стала не такой образной и сочной, зато приобрела некоторый эпатаж и слэнговые слова. Все это вместе не могло не привести к тому, что альбом стал сверхпопулярным, созвучным времени сексуальной революции и всеобщей предкризисной эйфории.
 И только немногие смогли усмотреть в этом альбоме наметившийся творческий кризис группы СПЛИН, который уже был не за горами.
 Группа достигла пика развития. Наступил переломный момент. Нужно было двигаться дальше. Вот только куда?

5. Альтависта, baby!

 Новый 1999 год СПЛИН встретил, записывая новый альбом. Состав группы изменился, что было неизбежным следствием возросшей популярности, уплотнения гастрольного графика и внутренних творческих разногласий. Команду покинули два Николая – клавишник Ростовский и барабанщик Лысов. Первый вскоре вернется, а второй в итоге появился в группе ПИЛОТ.
 Вместо покинувших группу музыкантов пришли два новых, не менее талантливых и известных. За барабаны сел Сергей Наветный, который играл во многих известных коллективах. А Яник Николенко, бывший лидер ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА, обогатил музыкальную палитру группы виртуозной игрой на флейте и забавным бэк-вокалом.
 Новый альбом «Альтависта», вышедший осенью 1999 года, удивил всех – и слушателей, и критиков. Такого поворота творчества, после пробивного и хитового «Гранатового альбома» от группы явно никто не ожидал. Громкие хиты «Молоко и мед» и «Пил-курил» в общем не в счет, равно как и крепкий боевичек «Добрых дел мастер».
 Остальные треки представляли собой сложный сплав элементов психоделии, экспериментов с восточной музыкой и электроникой. Коллектив искал новый звук, явно желая уйти в сторону от «попсовости».
 К сожалению, эксперимент не удался. Альбом был принят публикой очень прохладно и в итоге чуть не привел к развалу группы.

6. Удачи тебе, брат!

 2000 год группа встретила в растрепанных чувствах и попытках решить извечный вопрос – «Что делать?».
 Взяв творческий тайм-аут, СПЛИН выпускают сборник «Знаменатель» и начинают потихоньку работать над новым материалом. Безусловной удачей стало участие коллектива в саундтреке лучшего российского боевика «Брат 2» и в фестивалях, посвященных этому фильму. Песня «Линия жизни» вселяет надежду в тех, кто было уже решил поставить на группе крест.
 Последующие за этим боевик «Звезда рок-н-ролла» и совместная с БИ-2 психоделическая тема «Феллини», обросшая скандальным клипом, в котором Васильев и Лева Би-2 избивают друг друга на боксерском ринге, окончательно убеждают в том, что группа еще способна удивлять и создавать искрометные песни.

7. 25-й кадр из фильмов Феллини

 В марте 2001 года выходит новый альбом «25-й кадр». Васильев и Ко вновь обратили свое творчество в сторону проверенного гитарного рока. В группу вернулся Ростовский, что не могло не сказаться на уплотнении звучания коллектива.
 Это был обновленный СПЛИН, повзрослевший, нашедший в себе силы преодолеть трудности и осмыслить ошибки, выпустив в итоге свой лучший на сегодняшний день альбом. В нем чередовались лирические номера и крайне жесткие песни, в которых Саша обратился ко многим человеческим проблемам – свое место в мире, чувства и их способность влиять на людей, бутафория реальности и проч. Все это волновало его и раньше, но сейчас он позволил себе не сдерживать эмоций, не играть в завуалированность, в чем и не прогадал.
 Объединившись под единым продюсерским крылом Пономарева, СПЛИН и БИ-2 отправляются в совместный масштабный «Феллини-тур», который продлится вплоть до осени.
 СПЛИН вновь покоряет хит-парады, фестивали и эфиры с песнями «Остаемся зимовать», «Тебе это снится» и конечно «Мое сердце».
 Успех к ним пришел на этот раз всерьез и надолго. Они доказали всем, что являются выдающейся группой, способной на высоком уровне исполнительского мастерства играть как электрические, так и акустические концерты, а также записывать разноплановые альбомы.

8. Делая, делая, делая новых людей

 Следующий альбом «Новые люди», вышедший весной 2003 года, был явно сделан вдогонку предыдущему шедевру. Не считая заглавной, набившей оскомину темы, в нем присутствовало еще несколько сильных номеров – «Время, назад!», «Гандбол» и «Девятиэтажный дом». Остальное – так, на закуску.
 Поэтический язык Васильева упростился до предела. К примеру, песня «Северо-запад» состояла из вариаций всего одного куплета.
 В процессе прослушивания диска с некоторой ностальгией вспоминались ранние песни группы – «Нечего делать внутри», «Что ты будешь делать?», «Иди через лес», «Скоро будет солнечно», которые группой давным-давно не исполняются на концертах. Видимо это происходит не потому, что Васильеву они не интересны на сегодняшний день, а потому что они слишком контрастируют с новыми композициями. Конечно, не по качеству и уровню исполнения, но по содержанию и смысловой насыщенности.
 Как бы там ни было, на концертах и фестивалях группа звучала по-прежнему убедительно, постоянно подтверждая свой статус одной из лучших концертных групп России.

9. Черновики и Хроники

 Чтобы как-то исправить ситуацию и напомнить о том, что он все-таки поэт, а не умелый жонглер удачными рифмованными фразами, Александр Васильев в начале 2004 года выпускает сольный акустический альбом – «Черновики», записанный дома, где, как известно, и стены помогают.
 Диск представляет собой сборник песен Васильева разных лет. Здесь и те вещи, которые он исполнял с группой – «Мария и Хуана», «Романс», и песни совсем неизвестные, но, безусловно, хорошие – «Двое не спят», «Кто-то не успел», «Загладь вину свою», а также чужие песни – «Аделаида» Б.Г., «Паузы» Макара и прекрасная по проникновенности «Конец прекрасной эпохи» на стихи Бродского. Васильев придал чужим вещам новый вкус и цвет, благодаря своим особым манере, шарму и обаянию. Очень душевная получилась работа, открывшая нам еще одну грань творчества Александра.
 Осенью того же года увидел свет очередной альбом СПЛИН с несколько странным на первый взгляд названием «Реверсивная хроника событий».
 Новый альбом явился очередным экспериментом, своеобразным синтезом того, что группа делала на протяжении 10 лет. В связи с этим, становится ясно, почему он так назван. Кстати, СПЛИН наотрез отказались устраивать какие-то специальные мероприятия по поводу своего юбилея. Васильев в интервью пояснил: «Я не люблю участвовать в празднованиях чужих юбилеев. Всегда себя очень неуютно при этом чувствую. Поэтому хотелось бы избежать необходимости отмечать свой».
 Что ж, весьма достойная позиция. Не важно, сколько группе лет, важно, что она успела за это время сделать, чем удивить, чем порадовать слушателей. А СПЛИН в этом плане определенно есть, чем гордиться.
 В новом альбоме нашлось место и гитарным боевикам – «Семь восьмых», «Шато-Марго», и хитовым вещам – «Мы сидели и курили», «Урок географии», и лирике – «Сиануквиль», и психоделии – «Лабиринт», и даже некоторым концептуальным электронным опытам.
 Вывод из прослушанного можно сделать один – группа в следующем альбоме должна показать нечто новое. Это, безусловно, будет все тот же узнаваемый и любимый нами коллектив, но все же немного другой. Хорошо это или нет – каждый решит для себя сам.

10. Не зависая

 Лето 2006 года. СПЛИН отдыхает всем коллективом на съемной даче и заодно готовит к записи новые песни. На фестивалях и концертах уже вовсю звучат «Mamma Mia», «Лепесток» и «Праздник». А радиоэфир оккупировала «Прочь из моей головы!».
 Судя по этим песням, альбом должен получиться самым мощным во всей их дискографии. Но, скорее всего, как обычно и случается у СПЛИН, он будет таким, каким его меньше всего ожидают услышать.

11. Mamma Mia!

 Группу покинули Яник Николенко и Стас Березовский. Форумы на сайтах посвященных группе разрываются от предположений, что же будет с группой дальше. А СПЛИН спокойно делают то, что должны делать – играют концерты и записывают альбом. Приходя на их частые летние концерты в Москве сезона 2006 года было приятно наблюдать, что им легко играется вчетвером – Васильев, Ростовский, Сергеев и Мещеряков. Да, Яник и Стас внесли свою лепту в саунд команды. Их будет не хватать. Но, тем не менее, группа продолжает жить. И главное – творить новые песни, которые еще до релиза нового альбома составляют семьдесят процентов концертного материала исполняемого группой.
 А главное – 12 сентября 2006 года Александр Васильев стал отцом. Эта новость порадовала всех. Поклонники группы, правда, переживают вдвойне. Ведь теперь СПЛИН стали играть значительно меньше концертов. Но это не значит, что теперь так будет всегда. Просто в жизни Александра произошло крайне важное событие. И ему нужно как можно больше времени для того, чтобы побыть с близкими ему людьми – с женой и сыном.

12. Скажи, что я ее люблю!
 
Декабрь 2006 года. Васильев сольно выступил в Лондоне. Будет ли это иметь какой-то международный резонанс для продвижения творчества группы на Запад – большой вопрос. Но как опыт – это, безусловно, интересное мероприятие.
В эфир врывается новый сингл группы – «Скажи». Если говорить о будущем альбоме исходя даже из двух раскрученных треков – «Прочь из моей головы!» и собственно «Скажи», то приходит понимание того, почему он будет называться «Раздвоение личности». Первый трек – это жесткая тема о разрушенной любви, о ее последнем пределе, за которым только полная Пустота. А второй трек – это приятная лирика о любви настоящей, которая в данный момент захватила главного героя настолько, что он себя без нее просто не представляет. То есть, это две стороны одной медали, раздвоение на Инь и Ян, зло и добро, свет и тьму, созидание и разрушение. Одно немыслимо без другого. И одно неизменно сменяется другим.
Любовь – прекрасное и самое главное чувство в жизни людей. На мой взгляд, Александру Васильеву и его команде удалось в очередной раз удивить всех. О любви сказано и спето очень много. Но так, как это сделали они – еще никто не делал. Попробуем вместе с ними взглянуть на мир с разных половин своей личности, с разных точек зрения. Так умеют, а самое главное хотят делать далеко не все. А ведь это очень помогает избавиться от категоричности суждений и поспешности в принятии разного рода решений.
Васильев и Ко уже преподали нам «урок географии». Мы узнали много нового о мире. Теперь очередь за «уроком психологии». И мы его очень будем ждать, потому, как хочется узнать больше о себе. Кроме того, новый альбом команды "Раздвоение личности", получился и правда раздвоенным. С одной стороны - привычные лирические темы-размышления, с другой - жесткий гитарный рок, привносящий драйв и ощущение подлинного рок-альбома. Саша Васильев в который раз смог тонко и крайне художественно изобразить очередное свойство нашей жизни. На этот раз - двойственность. В каждом из нас борются два "Я", два сознания, два полюса, две стороны одной медали. У каждого они свои. И в то же время, они у всех крайне схожи. И в том-то и состоит главный интерес жизненный - какое из "Я" перетянет. Или удастся человеку не перейти ни на одну из сторон, а остаться просто собой, то есть золотой серединой, экватором между своих полюсов. Каждый выбирает для себя сам. У каждого свой путь.