Трагедия великой страны

Мальхан
Николай РЫЖКОВ «ТРАГЕДИЯ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ» - м.: Вече, 2007. – 656 стр. Тираж 5000 экз.

Короткое вступительное слово к этой книге писатель Валентин Распутин начинает словами: «Как это было и к чему привело – таковы содержание и смысл этой книги, в подробностях повествующей о событиях 1989 – 1991 годов, которые привели к развалу могучей державы, и об их последствиях для миллионов и миллионов в отпавших бывших республиках».

Очень эмоциональная и печальная книга. Во многом можно обвинить Николая Рыжкова: в излишней доверчивости, отсутствии решительности, политической близорукости и слабости, но только не в лицемерии. Этот человек остался в памяти «плачущим коммунистом», он не изменил своим принципам и отказался войти в какую-либо из новых партий. Автор пытается рассказать свою версию того, как правительство СССР потеряло власть

На первых страницах Николай Рыжков цитирует выступление директора ЦРУ А. Даллеса в присутствии президента США Г. Трумэна на заседании Совета по международным отношениям. Уже тогда, в 1945 году, он четко сформулировал цели, задачи и методы разрушения СССР. Цель США – полностью разрушить Советское государство – полностью реализована.

Рыжков подробно рассматривает ключевые моменты развала, например 9 апреля 1989 года в Грузии. К этому времени там раскручивались громкие дела о коррупции. Застрелился прокурор республики К. Бабарадзе. Застрелился в своем кабинете первый секретарь Кутаисского райкома партии М. Асланикашвили. Оба они были выдвиженцами и ближайшими сподвижниками Э. Шеварднадзе. Еще немного, и на руках самого Шеварднадзе могли защелкнуться наручники. Но для Горбачева это было бы полной дискредитацией курса перестройки и можно только гадать, как сложилась бы его собственная судьба, если бы один из главных «архитекторов» перестройки оказался за решеткой.

Гамсахудия призывал митингующих в Тбилиси и население Грузии к антиобщественным действиям, заявляя: «Абхазская нация никогда не существовала. Если эти племена поймут это, мы встанем рядом с ними, но только при том условии, чтобы они восстановили историческую справедливость и уступили нам нашу землю и обосновались там, откуда пришли… они борются с грузинами, с Грузией для того, чтобы обруситься. Их цель – обрусение, а не самоопределение. Стремления к национальному самоопределению у них нет, у них стремление присоединиться к России и размещаться в России».

Рыжков подробно описывает провокации митингующих, нарастание насилия с их стороны. Ко всему этому добавилось и устранение руководства Грузии и СССР от попыток урегулировать ситуацию. Было принято решение «пресечь несанкционированный митинг» и возложить ответственность за эту операцию на командующего войсками ЗакВО генерал-полковника И. Родионова. Потом Шенгелия возложил на Родионова всю ответственность. Он говорил: «Вследствие этой военной карательной операции погиб 21 человек, более 4 тысяч человек обратились за врачебной помощью, более 3 тысяч человек отравлены, сотни покалечены и ранены».
Такова была трактовка этого дня в Грузии. Тогда же прозвучал миф о саперных лопатках. Действительно, эксперты-медики выявили 7 человек, пострадавших от саперных лопаток, но это были боевики, нападавшие на солдат с арматурой и ножами. Среди десантников ранения различной степени тяжести получили 30 человек. Все показания свидетелей, о том, что солдат русской или среднеазиатской национальности избил лопаткой девушку, мальчика, который своим телом пытался закрыть женщину, были проверены. Ни один из фактов своего подтверждения не нашел. Следствие признало показания свидетелей в этой части недостоверными.
Тбилисские медики указали во врачебных свидетельствах, что 12 человек погибли в результате асфиксии (от сдавливания). Вопреки этому на основании заключения патологоанатома Деканосидзе появились выводы, будто причиной смертей стало также отравление химическими веществами. Явно не научное заключение вынудило следователей допросить Деканосидзе, и она нашла мужество признать, что при описании обстоятельств гибели использовала слухи, а в выводах вышла за пределы своей компетенции. Ложность ее заключений убедительно доказали высококвалифицированные эксперты. Эксперты категорически отвергли версию отравления.
По данным Минздрава Грузинской ССР, во время операции и после нее в больницы Тбилиси поступил 251 человек, из них 183 госпитализированы. По данным Генпрокуратуры СССР, в этих событиях пострадали 189 человек военнослужащих. Трагический результат состоял в том, что 16 участников погибли на месте происшествия, а трое вскоре скончались в больнице.
Тбилисские события дестабилизировали обстановку в самой Грузии на долгие годы. Невольно вспомнишь библейскую мудрость: «Кто сеет ветер, пожнет бурю».

А вот что пишет Рыжков о событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе: «Кто и откуда стрелял? Почему все смертельные сквозные поражения проходили сверху вниз тел погибших, тогда как военные, которым это приписывается, двигались по плоскости дороги? Кто убил в толпе в спину единственного военного, лейтенанта КГБ Шатских В.В.?»
Один из бывших лидеров «Саюдиса», известный литовский писатель В. Петкявичус утверждает, что первый министр обороны Литвы А. Буткявичус привез 18 «своих» пограничников, переодел их в гражданскую одежду и разместил в телебашне. Оттуда они и стреляли боевыми патронами. Как известно, в ту ночь погибли 13 гражданских лиц, а по его заявлению, в морг привезли не 13, а 18 трупов. Пятерых врачи «забраковали» - у них не было никаких ран.
Кто они и как погибли?
Литовские власти всячески мешали работе специалистов союзной Генпрокуратуры. Ее следователям было запрещено присутствовать при вскрытии трупов погибших и освидетельствовании раненых, препятствовали их участию в допросах оставшихся в живых потерпевших и очевидцев событий. Настоящие преступники, которые организовали трагическое воскресение у телебашни в Вильнюсе, до сих пор гуляют на свободе и занимают высокие посты в Литве.
Если бы была хоть малейшая возможность доказать, что убивали военные, сейчас от России бы требовали извинений, компенсаций семьям погибших. Да только почему-то так до сих пор и не смогли определить, кто же убивал…

Власти новых государств Прибалтики при поддержке национальной интеллигенции практически стремятся объединить общество по племенному, языковому признаку, науськивая его против «инородцев», «некоренных», «нетитульных», «иноязычных» и т.д. Это и есть национализм в действии, где жертвой, прежде всего и стали русские, фактически превратившиеся в бесправное национальное меньшинство.
Средствам массовой информации удалось отравить сознание многих людей темой «мигрантов» и «оккупантов». На митинге в Каунасе, состоявшемся в июле 1989 года недалеко от воинской авиационной части, прозвучал призыв: «Вспарывайте животы беременным женам офицеров, чтобы они не рожали оккупантов!». Что-то мне не доводилось слышать подобных лозунгов на митингах русскоязычного населения.
А как группа поддержки Чечни в парламенте Эстонии выразила скорбь по Салману Радуеву?
Обращение было подписано 63 депутатами Эстонской республики (из 101). Такова мораль эстонских политиков: на Западе подобные люди – бандиты и террористы, в России же – борцы за свободу. Практичные эстонцы успели даже придумать механизм выплат за «оккупацию». Они люди скромные и могут обойтись без наличных денег, предложили лишь отдать им леса Новосибирской области на разграбление на 10 лет. А после этого никаких претензий к России не будет. Лесов в Новосибирской области, разумеется, тоже не будет.
В эстонском Госархиве имеется список, где указано более 140 лагерей смерти, существовавших на территории современной Эстонии. Часть из них специализировалась только на евреях. В перечне они так и значатся – «концлагерь для евреев в Кивиыли», «концлагерь для евреев в Вивиконна», «концлагерь (рабочий) для евреев «Нарва-Ост» и т.д.
Бывший премьер-министр Эстонии Март Лаар пишет, что «еще в 1992 году в Таллине предвидели возможность задействования Россией «еврейской карты» в пропагандистской войне с Эстонией и использования в этих целях таких еврейских организаций, как Центр Симона Визенталя. Для противодействия этой «антиэстонской» структуре и ее лидеру Эфраиму Зурофу в Эстонской республике под эгидой полиции безопасности создана и действует комиссия историков и юристов».
Сам собой напрашивается вывод о том, что в этой «нравственной войне» антифашистской организации – Центру Симона Визенталя противодействует подразделение полиции безопасности Эстонии. Следуя логике бывшего премьера, мировые еврейские организации и Москва борются против фашизма, а Таллин находится по другую сторону баррикад.
Можно спросить себя: «Что же получается – Эстония такая плохая, а в России гнили нет?»
Ответ может быть только один: «И в России гнили с избытком. Но в России, во-первых, нет такого национализма на государственном уровне. Во-вторых, Россия – это океан. Океан способен абсорбировать грязь. А Эстония – пруд. Пруд очень быстро превращается в болото».

Я с содроганием вспоминаю осень 1990 года.
Полки в магазинах опустошаются, в морских портах и на железнодорожных станциях стоят вагоны с продовольствием и товарами народного потребления, а желающим принять участие в их разгрузке вручают деньги и отправляют восвояси. На железных дорогах создаются пробки, практически перекрывающие жизненные артерии страны. На полях гибнет хлеб, овощи, в садах гниют фрукты. На страну выплеснулось сразу все: различный дефицит, преступность, обострение межнациональных отношений, забастовки. Фактически в государстве наступила полная дестабилизация экономической и политической жизни. В итоге власть была парализована. Были силы, кому такая ситуация была весьма выгодна. А именно – тем, кто в этот период рвался к власти.
Полки магазинов наполнились. Но не опустошились ли наши души?
Приходится слышать, что распад СССР – объективный процесс, что распадались все империи. Но есть ли в истории пример, когда империя целенаправленно поднимала окраины за счет населения центральной метрополии?!
Мы не были империей в прямом смысле этого слова.

Над беловежским соглашением о развале СССР работали Г. Бурбулис, С. Шахрай, Е. Гайдар, А. Козырев и В. Ильюшин.
Готовился документ в обстановке цинизма и холодного равнодушия к происходящей драме. Чего стоит, к примеру, обсуждение «ритуального» вопроса после завершения проекта «бумаги»: как пить – за все соглашение сразу, постранично или построчно? И уже в четыре часа утра послали Козырева подсунуть родившийся текст под дверь комнаты, в которой спала машинистка. Но «министр» заплутал и сунул бумагу под дверь коржаковского охранника. Тот, спустя какое-то время, обнаружил «бумагу», покрутил ее в руках, пытаясь понять, что это такое. Но, увидев, что в ней написана какая-то галиматья, скомкал ее, пошел в туалет и бросил в корзину для использованной туалетной бумаги. Поэтому утром сочинители в большой тревоге стали искать «пропавшую грамоту»: уж не проделки ли нечистой силы или, того хуже, КГБ? Машинистка уверяла, что под дверью ничего не было. Искали по всем углам. Все-таки отыскали «эпохальный» документ, извлекли из мусорной корзины и коллективно вручили машинистке.
Вот так вершилось событие, изменившее ход мировой истории.
И начались споры о границах между союзными республиками: Грузия – Абхазия и Южная Осетия; Молдавия – Приднестровье; Украина – Крым; Россия – Чечня – вот только несколько примеров.
Кровавые конфликты множатся и спокойной жизни на территории бывшего Советского Союза не видно даже в отдаленной перспективе.