Женщина в буддийской традиции. Часть 1

Ольга Степина Ерухова
Очерк-исследование о месте женщины в буддийской традиции

ЖЕНЩИНА В РЕЛИГИИ
Вопрос поиска религиозной духовности никогда не стоял на первом месте в эпоху атеизма и богоборчества советского времени, не зазвучал он и в «новорусскую» эпоху, невзирая на заметно активизировавшиеся конфессии разного вида и толка, появившиеся в нашей стране на волне перемен.
Кто или что в этом виновато? Утрата источников – живых носителей культуры и материальных первоисточников (литературы, храмов, школ)? Прыжок нашей культуры из неторопливого феодального прошлого в светлый технократический капитализм? Или все можно объяснить зигзагами судьбы непонятной русской души? Верить ли в то, что рано или поздно эта душа «воспрянет ото сна» и вернется к тому, чем всегда выделялся и славился русский народ – к тонкой духовности, связи с небесными космическими законами и к правде души?
Что мы знаем о сущности религии, религий, о роли человеческого и божественного в каждой из них? Почему в Азии возник Ислам, удел Востока – буддизм, даосизм и индуизм в разных формах, а мы, европейцы, знаем лишь своего Бога – Иисуса Христа? А как трактует каждая религия понятие мужчины и женщины, ведь мы такие разные? Есть ли отличия внутри одной и той же религия для представителей разных полов?
В нашей стране таких исследований практически нет, вероятно, актуальность темы еще не очевидна. Мы привыкли пользоваться тем, к чему привыкли, не задавая вопросов. А давайте попробуем взглянуть на основные религиозные течения с позиции исследования роли и места женского образа в них.
Рассматривать этот вопрос можно с разных точек: в контексте исторического развития или анализируя современную действительность, в рамках и терминах самого направления или в критической оценке других конфессий. Однако давайте попробуем обратиться к первоисточникам и фактическим свидетельствам ранней истории каждой из религиозной культур. Вдруг это поможет взглянуть на эти традиции по другому и переоценить себя и свою жизнь, нащупав некую путеводную тропу к своей собственной духовности.
Итак, направление исследования – буддизм.

ЖЕНЩИНА В БУДДИЗМЕ

В то время как в некоторых религиозных направления женщинах зачастую рассматривается как более неполноценное существо, чем мужчина (например, она создана из части тела мужчины, именно она повинна в совращении мужчины и т.д.), в Буддизме нельзя найти развития подобных положений. Говоря о происхождении человечества и развитии нашей мировой системы, Будда указывал, что изначально люди не были сексуально дифференцированы. Только позже, когда появилось разделение труда во время сбора урожая риса, появилось различие полов. С этой самой поры и до наших времен существует лишь половое размножение, однако в начале времен существа воплощались на нашей планете духовными средствами.

В Буддизме самой высокой и реальной целью человечества - идеалом жизни - считается достижение абсолютной свободы, то есть достижение состояния, где человек перестает быть обусловленным и контролируемым проявлениями своей природы. Независимость от всех преходящих и пустых вещей может быть обретена только в нирване, которую можно достичь уже в этой жизни. Это путь к обретению природы Бодхи (bodhi, просветления или совершенства). Данное спасение может быть обретено одинаково и мужчинами, и женщинами. Сложно найти даже малейшие различия в этом вопросе - ни в методах, ни в качестве конечной цели достижения.
Будда обнаружил, что пол не имеет никакого значения на пути обретения свободы. Женщина-святая, архат (Arahat), или женщина, посвятившая себя обретению святости, никоим образом не может рассматривать как менее полноценная, чем мужчина-святой или мужской последователь Будды.
В соответствии с учением Будды, не существует практического различия между полами. Мужчина и женщина равны в своей зависимости друг от друга, которую они должны преодолеть. Они имеют одинаковые права и обязанности в своем партнерстве (как Будда описал это для своих мирских последователей в известной проповеди к Singalako (Digha-nikaya No.31)).
Для тех же людей, чаянием которых являлось обретение самых высоких ступеней духовной жизни уже в этом воплощении, Будда основал Орден (Sangha) - орден для монахов и орден для монахинь. Основание женского ордена было поистине революционным шагом для древней Индии, так как до этого не существовало ни одной общины для женщин. Организуя Орден монахинь, Будде пришлось принять во внимание специфику социального положения женщин в традиции Брахманизма (Brahmanism) того времени. В индийском обществе шестого века до н.э. женщины не имели никакой подготовки или образования, достаточного для того, чтобы суметь принять жизнь в религиозном сообществе аскетического типа. Поэтому Будда сформулировал для монахинь восемь специальных правил, которые приравнивали их к ордену монахов. Эти правила можно рассматривать как защиту и помощь монахиням на этапе образования и становления женской монашеской общины (Anguttara-Nikaya VIII, 51).

К сожалению, позже, на многие столетия Орден женщин-монахинь (the Bhikkhuni Sangha) исчез в Южной и Юго-восточной Азии. Как религиозный институт он сохранился лишь в некоторых странах, достаточно закрытых в политическом, экономическом и культурном аспектах для влияния извне (например, Корея, Тибет).

РАЗЛИЧИЯ

Однако сам факт того, что в его учении появлялись как мужчины, так и женщины-последователи, вынудил Будду сформулировать свое отношение к вопросам о биологической, социальной и экзистенциальной разнице между мужчиной и женщиной.

Биологические различия
В Samyutta-Nikaya (37,3) Будда перечислил пять особых страданий женщины. Первые три страдания связаны с телом женщины, это менструация, беременность и рождение ребенка. Эти страдания существуют только для некоторых животных и людей; уже на уровне женских божеств низших уровней женщины свободны от них.
Страдания четыре и пять имеют социальную природу и связаны с особенностями индийского общества того времени. В Индии женщина, выходя замуж, была вынуждена оставить родительский дом и жить, прислуживая мужу и во всем ему подчиняясь.

Будда не называл эти страдания необходимыми или божественным, он относился к ним как к некой реальности женского существования (страдания 1-3), либо как к особенности уклада индийского общества (страдания 4 и 5). Он не считал необходимым говорить об относительно меньшей физической силе женщины как об «особом страдании женщин». Это имеет значение только в том случае, если женщина собирается конкурировать с мужчинами в спорте или бизнесе. Однако индийские женщины всегда были больше заинтересованы духовными вопросами, чем спортом.

Терминологические различия
В языке средней части Индии во времена Будды существовало два имени для женщины: нейтральный термин itthi (женщина) и уничижительный термин matugama. Буквально, matugama означает «мать (matar) в деревне (gama)» и описывает женщину, которая не видит дальше горизонта и не имеет более высокого идеала, чем материнство. Каждый matugama - itthi, но не, каждый itthi - matugama. Когда тексты говорят о примитивных женщинах и женских кознях, тогда женщины называются matugama, но не itthi. Только в пост-канонической литературе контуры этих понятий размоются и станут неясными, так как возникла тенденция обобщать всех женщин как matugama, описывая их как опасность для аскетической жизни монахов, особенно в рассказах о перерождении (Jataka).

Экзистенциальные различия
Высказывание Будды о том, что женщины не способны занять пять ведущих положений, может быть, наиболее трудный момент для понимания. В частности, Будда говорит, что женщина не может получить власть над адом, небесами, браминами, что она не может управлять миром людей и что она не может стать полностью Просветленной (Samma-Sambuddha). Однако можно считать, что Шакьямуни ни изобрел эти ограничения, ни защищал их; он только сообщал, что в своем космическом ясновидении он никогда не видел женщину в этих пяти положениях ни в одной из неисчислимых вечностях, в которые он смотрел. Будда также полагает, что это невозможно. Мы можем только попробовать понять, почему мудрость Пробужденного пришла к такому заключению.

То, что женщина не может управлять адом и злыми духами, ни в коем случае не является недостатком женщины, а скорее наоборот, может считаться ее достоинством. Управление чувственными богами, браминами и миром людей - также нечто преходящее и суетное и не имеет никакой ценности для духовного подвижника. Женщина, которая обладает необходимыми добродетелями и следует по пути к обретению нирваны, имеет во много раз больше, чем может дать любая власть в нижнем, нашем или верхнем мирах. Будда говорит, что женщина не может обрести "Sakkatta", то есть положение Sakka, властителя 33 богов в чувственных небесах. Однако он не утверждает, что женщина не может взаимодействовать с другими, более высокими небесами. Каждая женщина может стать Брамином, жителем мира вне чувственности, как и любой мужчина. Брамины не являются мужчинами или женщинами, ибо они вне половых различий и условностей.

Женщина может стать архатом (Arahat) (святым) и Pecceka-Buddha (Pratyekabuddha, тихий Будда), но ей недоступно состояние Samma-Sambuddha. Почему? Будда говорит, что существуют только четыре вещи, которые не могут быть поняты разумом, и одна из них - область способностей Полностью Просвещенного (Anguttara-Nikaya IV, 77).