Ангел воплоти

Арташ Андриасов
Ангел воплоти


«Ой, как мне надоели эти питьевые йогурты…А с другой стороны, колбаса с сыром хоть и дороже, но мне их тоже не хочется. Блин, а позавтракать-то всё равно надо чем-нибудь. Вот блин…О, точно… блины – куплю блины».
(5-ю минутами позже)
«Блин, где мой кошелек? Мне через одного расплачиваться, а я его куда-то дел». Руслан усилено напрягается, чтобы почувствовать тазобедренной мышцей, проще говоря, ягодицей, свой кошелёк в заднем кармане джинс. «Не нравится мне этот мужик позади меня. Где гарантии, что он уже не вытянул у меня кошелёк? Хоть бы не вытянул. Но я его не чувствую в кармане».
- Слушаю – обратилась к Руслану молодая русая продавщица в красной «командной форме» магазина.
- А-а-а…- протяжно выдавил Руслан, а затем «выстрелил» чёткую фразу, - Пачку йогурта клубничного, пожалуйста, и два круасана. И пакет, пожалуйста.
Руслан шёл спешной привычной походкой, направляясь автоматически к своему подъезду: настолько автоматически, что он мог думать о чём угодно и через 6 минут всё равно очутился бы у ржавых дверей своего подъезда. Вы же не задумываетесь, где расположен у вас в квартире выключатель, когда идёте в туалет? Вы рефлекторно его находите пальцами, как нечто само собой разумеющееся. Вот с тем же разумением его дрессированные ноги знали разбитую, но с претензией на асфальт дорогу к подъезду 12-ого дома.
 Руслан – достаточно думающий и, что мне усматривается гораздо более важным, пытливо мыслящий парень. Мыслей видимо так много, что этот парень обыкновенно ходит с опущенной головой, будто бы рассматривая собственную обувь, нуждающуюся в «реанимации». Привычка смотреть под ноги, конечно же, дело хорошее, но только не в том случаи, когда вы входите в плохоосвещённый подъезд хмурым утром. Навстречу Руслану из подъезда уверенной поступью шагнул другой глубокомыслящий элемент. Прямо между косяками дверного разъёма в подъезд два мужских лба по-футбольному болезненно нашли друг друга. Пакет с йогуртом рухнул оземь и из него показался сморщенный лунообразный круасан.
- Простите меня, - озабоченный произошедшим, держась за лоб, произнёс незнакомец.
- И вы извините меня, я вечно не замечаю, что впереди, - поднимая пакет, оправдывался Руслан. Затем образовалась непродолжительная пауза, после коей незнакомый сосед спросил, качнув голову на бок, как будто бы фронтально Руслана было не разглядеть:
- Как это вы не замечаете, что впереди?
Руслана удивила такая постановка вопроса. Он не совсем разобрался, к чему был задан этот вопрос: к беседе или к упреку с элементами «наезда».
- Как-как…Как все: не смотрю вокруг, по сторонам, а уткнувшись в землю перемещаюсь из пункта «А» в пункт «Б» - улыбаясь окончил фразу парень.
- Но ведь самое интересное это то, что вокруг сокрыто, а не очевидно под носом выложено, - с искренним выражением глаз и губ рассудил выходящий из подъезда.
- Вы случайно не преподаватель? Один мой преподаватель в универе в такой же манере примерно разговаривает, как и вы.
- Я не преподаватель, я скорее… переводчик.
Руслан повнимательнее разглядел незнакомца и выдал:
- Теперь я понимаю, откуда у вас такой необычный внешний вид. Вы, наверное, иностранец, потому что сейчас мало кто носит из мужиков шарфик, так элегантно завязанный, а трость вообще – роскошь…Но (успокаивающе качая раскрытой ладонью) мне нравится, я даже почти про боль забыл, когда ваш вид разглядел... Но шишка, наверное, всё равно вылезет.
- А тебя как зовут, парень?
Руслан снова не понял характер вопроса, но на всякий случай ответил:
- Руслан.
- А меня Григорий Артурович (делает ударение в отчестве на А).
- Вы из какой квартиры?
- А я здесь не живу. Приходил в гости, так сказать – слегка размыкая губы, сказал он, - А йогуртом ты полагаю завтракать собираешься?
- Да – рассмеялся Руслан и оторопел, - Откуда вы знаете, что у меня йогурт в пакете?
- Успокойся, я тоже бывал студентом. С чем ещё можно утром есть круасаны?
- С чаем.
- Ну, тогда ты бы не стал из-за парочки круасанов покупать пакет.
- А вдруг у меня их много и в руках не унести.
- У тебя не более двух круасанов, потому что ты ими через день завтракаешь и тебя стошнит от третьего.
Руслан удивился прозорливости ума незнакомца.
- Я же говорю, тоже студентом бывал, - улыбнулся и опёрся на трость странный человек, – Знаешь что, а позволь мне тебя угостить нормальным завтраком вон в том кафе – не могу в одиночестве трапезничать.
- Да нет, не надо, спасибо. Я хоть и студент, но заплатить за себя в силах.
- Хорошо, тогда заплатишь сам, лишь бы компания.
Руслан задумался и понял, что так сильно не хочет этот йогурт с круасанами не первой свежести, что невольно произнёс:
- Ладно! И тут же подумал: «Блин, последние деньги, закажу только кофе».

- Я буду только кофе растворимый с сахаром – обратился к официантке Руслан после того, как Григорий Артурович заказал себе яичницу с мясом по-французски и апельсиновый сок к чашечке экспрессо.
- Ты же ещё не завтракал, друг? – обратился к Руслану Григорий, - Так не пойдёт, - сказал он и продолжил монолог, переадресовав его уже к официантке:
- Девушка, принесите ему то же, что и мне, пожалуйста.
- Придётся чуть-чуть подождать пока мясо приготовится – заключила беседу девушка.
- Мы никуда не торопимся – ответил почему-то за двоих тот, что постарше.
«Коли уже всё заказано, отказываться не резон» - посудил Руслан и принял подарок, как благодать в виде манны свыше.
- Ну так… ты не смотришь вперёд говоришь? – вдруг спросил Григорий Артурович, - ты наверное и за границу смерти не заглядывал никогда?
- Вы спрашиваете о жизни после смерти?
- Именно.
- Боюсь, что если я заглянул бы за эту границу, то там бы и остался, - склоняя к улыбке собеседника, произнёс Руслан.
- А я бывал там – уверенно и с серьёзным видом сказал Григорий.
На этих словах на стол опустились два бокала апельсинового сока цвета солнца. Официантка отошла, и Руслан уже листал десятки мыслей в своей голове относительно того, с кем его познакомило это утро, но на передний план выбивались лишь две из десятка мыслей: «Либо он прикалывается надо мной, либо… да нет, точно психически нездоров».
С того момента как Руслан извлёк для себя сей вывод, ему как-то легче вздохнулось, но нагнетающая обстановка напрягала и хотелось под любым предлогом уйти. И в этот самый момент с лёгкой руки официантки на стол приземлились две чашечки маленького экспрессо. Их аромат так дурманил молодого голодного студента, что желание уйти сохранялось, но было отложено на неопределённый срок.
- Тебе не интересно узнать каким образом, парень, я бывал там? – по-дружески «нагло» произнёс Григорий Артурович, пригубляя сок.
- Сколько ж вам лет? – поинтересовался Руслан.
- Ты ещё не ответил на мой вопрос, а уже задаешь свой. А ведь ты даже не еврей, - улыбнулся Григорий.
- Я – еврей!
- Неа… я видел много евреев в разное время. Григорий Артурович присмотрелся к Руслану, с бока набок покачал головой, шмыгнул носом, чуть надул губы, погладил гладковыбритый подбородок и заключил:
- Нос, брови, скулы…акцент, в конце концов - нет, никак не еврей. Так не отвечай вопросом на вопрос, а ответь сперва на мой: интересно ли тебе, откуда мне известно, что там за линией смерти?
Руслан исподлобья посмотрел на соседа, сделал маленький глоток кофе, так как большим глотком он рисковал зачерпнуть всю порцию маленького экспрессо целиком. В этот же момент Руслан отчетливо понял, что предпочёл бы большую чашечку растворимого кофе взамен этой маленькой густой порции сплошного кофеина. После сих-то мыслей, которые не отняли и двух секунд, Руслан ответил расслабленно, откидываясь на спинку стула:
- Интересно.
- Я должен тебя сейчас немного удивить, - сказал Григорий Артурович и добавил, - Я – Ангел!
Руслан изо всех сил пытался удержать улыбку, глядя на шарфик собеседника, но он не только не сдержал улыбку после этих слов, но и «выстрелил» разящим смехом так, что пришлось извиняться.
- Твоя реакция вполне объяснима, парень, - потянувшись к салфетке, объяснил Григорий.
- Я должен признаться вам Григорий Артурович, что я – христианин, верующий то бишь. И в связи с этим, я не очень люблю спекуляцию и ложь касательно этой темы.
- Молодец! И Он тоже не любит.
- Он – это вы о Боге?
- Ну, конечно!
- И давно вы себя Ангелом считаете? – заговорил Руслан с Григорием Артуровичем, как с пациентом. На этот раз смехом закатился человек с тростью.
- Давно ли я себя считаю…- сквозь смех бубнил Григорий, - С того самого дня, как мне об этом сказали, сотворив меня.
- А кто вас сотворил? – недоверчиво поинтересовался Руслан.
- Тот же, что и вас, по тому же подобию.
- Допустим, - взмахнул руками Руслан и приметил направляющуюся к ним официантку с подносом, после чего Руслан сделал попытку продолжить разоблачение, - Вы знакомы с Писанием? Ну, Библией…то есть.
Бордовый шарфик будто бы улыбнулся вместе со своим хозяином:
- Вам что-нибудь процитировать?
- Нет. Просто вам тогда должно быть известно, что Ангелы – суть духовные существа, а не телесные. Как же вы говорите мне, что вы – Ангел?
Тарелки с горячей яичницей и мясом по-французски успешно дислоцировались с подноса на стол, чем вызвали непроизвольное выделение слюны у обоих. Вслед за горячим появился, и хлеб на территории стола устеленного белой свежей скатертью.
- Верно, духовные. Но ведь и Христос был духом – Богом Слово до того, как облёкся в плоть.
Руслан был удивлен осведомленностью в Слове этого человека. Ему даже начинала доставлять удовольствие их беседа: «Не каждый день встретишь, входя в подъезд человека, который угостит мясом по-французски и с которым можно при этом ещё вести теологический спор».
- Так вот, - продолжил Григорий Артурович, - Неужели ты никогда не слыхивал об Ангелах воплоти? – недоуменным взглядом, медленно раскрывая ладони, ожидающе ответа смотрит на Руслана. Руслан прищурил задумчиво глаз, приподняв бровь другого, чем дал сигнал соседу продолжать проповедь:
- А кто ж по твоему приходил к Аврааму в гости под видом странников? А два Ангела в доме Лота. Да как же?.. – с легким здоровым возмущением совсем отстранившись от тарелки говорил Григорий. Послание к Евреям: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам».
- В какой это главе к Евреям? - спросил Руслан.
- Не знаю. Я никогда не делил книги по главам – это ваша прерогатива.
- Ну, хорошо, допустим, Ангелы воплоти есть! – поглядев на мясо, потом на соседа согласился Руслан, - А зачем вы мне в этом признались?
- Просто так. От тяжести на душе, наверное…а может быть, это – депрессия у меня начинается. Неистово захотелось кому-то сознаться и выдохнуть.
- Допустим, - с иронией отреагировал Руслан, пытаясь не утратить нить разговора.
- А что, Ангелам тоже нужна телесная пища: яйца, хлеб, свинина?
- Мне лично не нужна, но плоть, в которую я облечен, нуждается в пище телесной, равно как и душа в духовной.
- А вас не накажут свои за то, что вы мне «раскололись»?
- Надеюсь, что не накажут.
-Чем мотивированы ваши надежды? Откуда их питаете?..
- Ну, - покачивая двумя пальцами бокалом сока опустошенного уже наполовину, - у Бога милость превыше закона, за то его и любим.
- Это значит закон возможно нарушать?
- Нет, это значит, что в ситуациях спорных и непонятных, Они отдают предпочтение любви и прощению.
- Они это Бог?
- Ну да, все трое, - качнул вертикально головой владелец тростью, - Приятного аппетита, ешьте, - предложил он студенту.
- Вы не молитесь перед едой? – прервал Руслан.
- Я уже помолился?
- Когда?
- Сразу после того, как мы заказали, я подумал: «Боже, благослови грядущую пищу!»
Руслан снова улыбнулся и приступил к еде, не зная, что к этому добавить, но самое удивительное в том, что в вольнодумных словах и рассказах Григория Артуровича Руслан не знал к чему придраться и не усмотрел пока никакого юродства в происходящем.
Следующие 7 минут оба ели, не отрываясь на разговоры и богословские полемики. Похоть плоти поборола всякий духовный голод в то мгновение. Сложно бороться с похотью плоти, как оказалось, на голодный желудок, в уютном кафе, да ещё, когда бороться предстоит голодному студенту с мясом по-французски – согласитесь, бой был проигрышным, а силы изначально не равны.
Вдруг в кафе откуда-то с потолка полилась музыка. Это была миксованная песня Боба Марли “Sun is Shinning”.
«Ой, как хорошо» - подумал в ответ на музыку Руслан. Это заметно разбавило атмосферу тем утром.
- Интересно, Боб Марли спасся или в аду, как вы думаете? – обратился Руслан к Ангелу.
- Я не думаю, я знаю наверняка.
- И?..
- Но не смею тебе сказать, нельзя, а то буду там, где он, - Ангел улыбнулся и добавил, - Шутка!
- А ответьте мне вот на какой вопрос, - сказал парень, не отрываясь от разделывания ножом куска мяса, - А, сколько вас среди нас на земле?
- В процентном соотношении? – переспросил Ангел.
- Хотя бы!
- По разному. Сам рассуди: люди разные и некоторые из них особо травмоопасны или праведны и о сих-то мы прилагаем большее попечение. Ну, в среднем один Ангел на двадцать-тридцать человек.
- Ага… – улыбнулся уже не в первой Руслан, после чего продолжил:
- А как я могу узнать Ангела? Есть ли какие-нибудь признаки? Поделитесь, пожалуйста.
- Ну, даже не знаю должен ли я тебе это говорить?... - засомневался меценат вкусного завтрака.
- Вы же уже начали мне исповедоваться…А я обещаю хранить обет неразглашения исповеди.
- За это ты отдашь мне свою душу! – устрашающим баритоном выговорил Ангел, - Я пошутил, расслабься – рассмеялся он же, - Я не Диавол. Это он у нас на души падкий.
- Вы мне ещё не открыли секрет. Не увиливайте, мистер Ангел.
- О, ты, наконец, назвал меня по имени. Будь по-твоему, расскажу. Нас среди вас, на самом-то деле, распознать гораздо проще, чем ты думаешь, - улыбается и будто бы сознательно затягивает исповедь рассказчик.
- Как отличить Ангела воплоти от человека? – увлекшись беседой и уже почти совсем поверив в подлинность слов сидящего напротив, переспросил Руслан.
- Мы выглядим по другому – чуть вытянув шею вперёд к Руслану, произнёс спокойным тоном Небесный служитель.
- Как по-другому?
- Несуразно, аутентично, креативно…- называй как хочешь! – вздохнул Ангел и продолжил, - Где бы ты не находился, в любом обществе, заключающем в себя человек 20-30, всегда найдётся некто чем-то отличающийся от остальных.
- Ну, да…Как проверить?
- А никак. Не станет же тебе всяк Ангел исповедоваться и разоблачаться. Но ты его всегда найдёшь и увидишь, если будешь помнить о том, что я тебе сейчас сказал и будешь повнимательнее.
- То есть вы хотите сказать, что всякая неординарная личность – это Ангел?
- Ну не всякая, и среди вас попадаются чудики. Но в большинстве своём один к 25 – это Ангел, - сказал зрелый мужчина с тростью, сделав последний глоток своего кофе.
- Приведите пример, товарищ Ангел! – растерянно попросил Руслан.
- Вон видишь в окне на остановке народ?
Руслан качнул головой в знак согласия.
- Видишь среди них растамана в наушниках? Это он. А иногда едешь в маршрутке городской и сидит напротив тебя мужик с бородой несуразной и мудрым взглядом – тоже наш. А в университете у тебя тоже наверняка есть пару «экземпляров». Эмо или Готы имеются в группе?
- Да, но они ведут образ жизни совсем не Ангельский.
- Но я ведь не сказал, что все Ангелы – это Ангелы Света, есть и Ангелы тьмы воплоти в таком же количественном соотношении.
- Ну, если рассуждать, как вы говорите, то, что же получается… Мой сосед по лестничной площадке – наркоман, тоже Ангел? Уж он-то очень несуразно всегда выглядит и говорит. О, а ещё моя бабушка – она тоже экстра неординарная личность, - довольный своим остроумием облокотился на спинку стула, на которой висел пакет, Руслан.
- Я всё уже сказал, думай сам, - уверенно продолжил беседу Ангел.
- А в Церкви нашей то же Ангел имеется воплоти?
- Конечно! Может даже не один.
- О, это, наверное, Оля! Она прикольнее всех одевается. Вечно нарядится во всё цветное, но зато ей радостно. А почему Ангелы необычно выглядят? С чем это связанно? Разве не было бы разумнее и хитрее быть более похожими на массы, для конспирации?
- Ну, на то есть свои причины. Во-первых: нам скучно быть такими как все. Бог нас создал по Своему подобию, а в этом-то подобии много стремления к разнообразию и творению – ибо Он Сам Таков. Люди тоже могли бы выглядеть и жить искуснее, но в целом идут по течению. Во-вторых: у нас не существует временных рамок, а следовательно и исторических. Понятие и само ремесло «мода» для нас очень условно. Даже мы Ангелы за вашей модой угнаться не можем, так что одеваемся в то, что по душе.
- Так вот откуда эта трость и шарфик века 19-ого?! В этом что-то есть…В том, что вы рассказали мне.
- Ну, ты пока переваривай мясо и мои слова, а я отойду в уборную.
Ангел медленно с приподнятой головой направился в уборную, а Руслан задумчиво оставался сидеть за столиком, скрестив руки и уставившись в окно на увесистые дреды растамана. Музыка Боба Марли сменилась на какое-то поп-радио.
……..
Вот уже миновало минут 15, а удивительный Григорий Артурович, называемый самолично Ангелом не возвращался из уборной. Сперва Руслан не предавал этому большого значения, но Григорий не возвращался, а время шло и перелистывало минуты. Руслан начал медленно, но верно волноваться, поскольку завтрак больше походивший на плотный обед не был оплачен. Сие волнение и подстегнуло Руслана стремительно встать и направиться в туалет.
Руслан шёл и не верил, что его приятель мог так с ним поступить. Дверь туалета распахнулась от крепкой руки Руслана и досада с гигантской неловкостью и крупицами страха обуяли его лицо, когда он обнаружил, что все кабинки туалета открыты, поскольку ни в одной из них не было ни человека, ни какого-нибудь Небесного гражданина.
Не зная, что делать, Руслан по привычке вошёл в кабинку и справил нужду, чтобы хоть как-то отвлечься от настигшей нервозности и что-нибудь придумать касательно расплаты за еду. Из туалета Руслан направился к официантке, которая расценила ещё издали его поступательное движение к ней, как желание получить счёт и, быть может, оставить на чай. Руслан же перебирал оправдательные слова и вспоминал, что в каком-то фильме неплатёжеспособных клиентов администрация ресторана принуждала отрабатывать счёт мытьём посуды. След Ангела и вовсе простыл, ужас в глазах Руслана нагнетался, а улыбка официантки приближалась.
- Вы не видели, куда подевался мужчина с тростью, сидевший со мной за столом?
- Он ушёл, пока вы были в туалете. Он пожелал мне быть с Богом, оставил 50 рублей чаевых и ушёл. А вы мне должны заплатить 340 рублей.
- А-а-а… Я не уверен… - Руслан копался в кошельке так, как будто бы не помнил, сколько у него там денег или будто бы ждал, что вырастит ещё один отдел в кошельке и в нём непременно что-нибудь стоящее, - Девушка, простите, но этот господин собирался заплатить за нас обоих, я не рассчитывал…и ещё… я не умею мыть посуду.
- Сколько у тебя есть? – без церемоний и улыбок спросила официантка.
- С мелочью вместе 250 рублей. Есть ещё йогурт и круасаны.
- Я добавлю его чаевые – получится 300. Будешь мне должен 40 рублей. Занесёшь сегодня. Йогурт оставь себе, - улыбнувшись искоса, произнесла официантка, забирая деньги из рук Руслана.
- Спасибо вам, девушка! Вы мой Ангел-спаситель.
- Ещё чего! Спаси себя сам, а мне 40 рублей сегодня, чтобы принёс, понял? – без особой грубости «попросила» девушка с фартуком, завязанным поверх джинс.
 «Вот это он меня «развё-ё-ёл»!.. Про Ангелов наговорил, а я глотал, как дитя всё подряд. Блин, вот это «развод»», - непрерывно думал Руслан, приближаясь к дому, болтая черным непрозрачным пакетом.
Разувшись и пройдя на кухню, чтобы выложить продукты и убрать йогурт в холодильник, Руслану предстояло оторопеть ещё раз, когда он к собственному удивлению вместе с круасанами вытянул из пакета пятисотрублёвую купюру. Студент не сомневался, кто положил эту банкноту ему в пакет, но в какой именно момент ему было не ясно до конца. Со слов официантки, выйдя из уборной, он уже не подходил к столику и стулу, на котором висел пакет. При всех раскладах, как ни крути, пакет был в поле зрения Руслана. По мнению Руслана: единственно возможно бросить незамечено в пакет деньги Ангел мог до того, как они пришли в ресторан, по дороге. Но это казалось ещё большей нелепицей юноше. «Неужели он всё заранее спланировал: и неоплаченный счёт, и свой побег?...А где гарантии, что наша встреча тоже не была спланирована?!» - метался в мыслях Руслан.
…...
Прошла уже неделя с момента той загадочной встречи. Несмотря на обещание Руслана о неразглашении исповеди, он рассказал о произошедшем всем своим возможным друзьям и приятелям.
 
Слова Григория Артуровича не покидали головы Руслана, как бы он этого не хотел. Куда бы он не попадал, у него тут же формировалась привычка всматриваться в людей и найти потенциального Ангела. Иногда он ехал в автобусе или трамвае и видел девушку необычной красоты, на его взгляд, а, порой расплачиваясь в супермаркете, встречал необыкновенно полную даму и, та тоже казалась ему Ангелом. Однажды он так пристально смотрел на бабушку в старинном пальто на фоне современной молодёжи в библиотеке, что та не выдержала и осыпала его различного рода оскорблениями и обвинениями. Такая популярность не понравилась ни бабушке, ни Руслану. Находить неординарных людей стало не только привычкой, но и некой игрой для молодого студента. А однажды Руслан в кругу своих друзей признался, что очень благодарен тому Ангелу воплоти (никак иначе он его не называл) за то, что с момента их встречи, он не только стал внимательнее и даже добрее относится к окружающим людям. И со временем ему всё труднее находить в компаниях людей Ангела, так как, всматриваясь в людей, наблюдая за ними, он стал осознавать, что почти в каждом есть что-то странное и каждый человек по своему необычен и отличителен. Спустя ещё неделю Руслан перестал стараться распознать Ангела по необычному внешнему или внутреннему виду, поскольку на роль Ангела смело претендовал любой окружающий персонаж при детальном рассмотрении.
 Подозреваю, что прочитав этот рассказ и удостоверившись, что Ангелы воплоти существуют, вы и сами не вольно начнете с сего самого момента искать необычных и несуразных людей среди тех, кто вам случайно встречается на улице или находится в вашем постоянном окружении. Может, оно и к лучшему!
 


6-8 ноября 2007г. Арташ Андриасов