Виктор Коростелев Блюда нашего Дома

Виктор Коростелев
Цикл коротких рассказов о моем деревенском детстве…

БЛЮДА НАШЕГО ДОМА

Я не люблю ходить в гости и бывать у кого-то дома. Я люблю принимать гостей у себя. Но если мне приходилось бывать в других домах и меня угощали, я запоминал поразившие меня и понравившиеся мне блюда, хотя дома редко старался их повторить. Так и сложилось, что чей-то гостеприимный дом запомнился по одному или нескольким блюдам. Некоторые из них продолжают готовить и сейчас, другие канули в прошлое.

 

В деревенских домах сами мололи муку и пекли свой хлеб, лепешки, блины, оладьи, коржики. У всех были свои огороды и значит, своя картошка, огурцы, помидоры, свекла, лук, чеснок, укроп, кукуруза, горох, подсолнечник. Гарбузы, так у нас называли тыкву, а арбузы называли «кавунами») и многое другое. Почти все держали коров, овец, свиней, кур, уток, гусей.То есть и масло и молоко, творог и сметана были своими, мясо и сало, яйца. А некоторые еще держали и свои пасеки., у многих были свои сады и соответственно имели и свои соки, и компоты. Ну и естественно, что многие гнали свой самогон.

 

В доме Акулины Ворониной, моей бабки, не имевшей своего хозяйства из-за старости и болезней я ел

Тюрю – нарезанные хлеб, лук с водой и солью, чуть заправленные подсолнечным маслом.

Борщ из крапивы.

Этими блюдами мне и запомнился ее домик.

 

В доме Авенира и Валентины Коростелевых, моих родителей, у меня в памяти остались:

Картошка вареная со сметаной

Картошка пюре с чесноком

Кулеш – жидкая каша (обычно, пшенная) с кусками мяса

Манная каша

Пескари жаренные с салом и яйцами – это мое блюда, сам ловил, сам готовил.

Домашняя колбаса с чесноком

Капуста квашенная (полу-качанами) с яблоками

Коржики и кулики в виде всяких фигур – с молоком необычайно вкусно.

Жаренная на сале кровь забитого кабана

Именно эти блюда вспоминаются мне прежде всего, когда я вспоминаю свой дом.

 

В доме Александра и Клавдии Глухих, моих тестя и тещи, я едал:

Рулет мясной – подчеревок, свернутый в рулет с мясом, салом, специями и чесноком.

Мясо и сало,засоленные в банках.

Картошка тушеная с молоком

Окрошка с квасом и мясом (а не колбасой)

Сыр с чесноком мелко нарезанный

Вареный желудок, набитый субпродуктами, специями, чесноком и завернутый в рулет.

Жареный кролик.

 

В моем доме Тамара часто готовит:

Картошка, запеченная с яйцами в духовке или еще с прослойкой мясного фарша.

Самогон с присадками, доведенный до вкуса коньяка. Это в эпоху борьбы с пьянством и алкоголизмом.

Соленые опята. если их потом заправить маслом и мелконарезанным чесноком.

Борщ со щавелем, особенно если в него набросать побольше вареных яиц.

Шашлыки из куриных окорочков. (это уже от бедности.)

Аджика острая.

Разные холодцы – из куриных желудков, из говядины и свинины, из птицы, целиком или пропущенные через мясорубку.

 

В доме Николая и Людмилы Коростелевых, семьи моего брата:

Куры копченые

Кекс «черепаха» - у них есть специальная форма.

Котлеты Николаевские – чеснок в котлетах чувствуется, если добавить несколько зубчиков, а если бросить в фарш несколько головок чеснока, то он почти не заметен, только особый аромат.

Яишница с помидорами

Мясные шашлыки

Особенностью всех этих и многих других блюд является то, что готовит их сам Николай. Одни и те же блюда, приготовленные мужчиной и женщиной, всегда сильно отличаются.

 

Продолжение следует…