Нити

Мехти Али
Производство: Дания, Швеция, Великобритания, Норвегия
Режиссер: Андерс Рённов Кларлунд

Этот фильм я посмотрел несколько лет тому назад. Уже тогда он увлек меня абсолютно необычной концепцией. После отвратительного теракта Брейвика он почему-то сам собой всплыл в памяти – полагаю, совсем не случайно. Думаю, нелишним будет рассказать о нем сейчас, тем более, широкой публике он малоизвестен.

Необычность фильма состоит в том, что абсолютно все роли в нем исполняют... марионетки. По признанию режиссера, идея пришла к нему в самолете, на огромной высоте, где он впервые серьёзно задумался над проблемой экзистенциальных струн, на которых повисло человечество. Но уровень исполнения, огромное количество режиссерских находок приводят к тому, что уже с первых минут начисто забываешь, что перед тобой выструганные из дерева куклы - настолько человечными получились персонажи.

Сюжет, связанный с классическим фэнтези, тем не менее, затрагивает слишком много горьких реалий нашего времени. Кончает самоубийством старый король могущественного города Авалон. Перед тем, как обрезать мечом головную нить, он оставляет краткое письмо, где признает свои отвратительные военные преступления: уничтожение древней культуры загадочного народа зеритов. Последнее напутствие сыну — очистить город от скверны и найти путь к мирному сосуществованию с зеритами, вытесненными в леса и отдаленные пустыни. Король предостерегает в своем послании от излишней доверчивости к брату-интригану и его злобному фавориту, уродливому калеке. По трагической случайности, свидетелями самоубийства короля оказывается самые неподходящие свидетели. Брат короля вырабатывает изощренный план: обвинить в гибели правителя зеритов и таким образом избавиться от наследника престола.

В государстве людей-марионеток царствует коррупция и самые низменные страсти. Огромные массы рабов ведут жалкое существование, бичуемые садисткими страстями своих господ. Редкие исключения — воплощенная душа, юная дочь короля и благородная жена честного военачальника. Новый повелитель полон суетных желаний и живет в мире надуманных грез, населенных правильными авалонцами и злобными зеритами. Он необдуманно бросает свой удел и в сопровождении военачальника отправляется в неизведанные земли мстить врагам. Ему придется пройти через множество тяжких испытаний, чтобы узнать правду. Увы, она слишком дорого ему обойдется.

Необычный прием, — ввести в качестве актеров марионеток, — сразу же дал режиссеру огромное количество творческих находок. Люди-марионетки висят на нитях — и вот, в момент рождения с сияющих небес спускаются струны, которые принимающая "роды" женщина прикрепляет к телу младенца. Смерть обрывает эти нити, связующие человека с загадочным божеством — и они тихо падают с неизведанной высоты на бренные останки. Для того, чтобы закрыть ворота города, достаточно поднять тяжелую доску над землей. Никто уже не сможет покинуть заколдованную черту. Дома не имеют крыш — и дождь хлещет в полумраке на лики обитателей, подчеркивая бесприютность и незащищенность марионеток в загадочном мире. Тюрьма представляет собой гигантское решето, подвешенное на высоте, в ячеи которого бросают осужденных. Им некуда убежать — нити держат их в квадратах решета, и им остается только блуждать в небольшом пространстве, наблюдая за страданиями своих братьев и сестер по несчастью.

Я недаром назвал это произведение фильмом. От примитивного кукольного театра в нем нет практически ничего — настолько все сделано со вкусом, но просто. Золотой  цвет на теле Хэл Тара, наследника престола — зримый знак "белой кости", символ необузданных амбиций и тщеславия. Грубо отесанные лица мужчин из простых пород дерева оттеняют гладкий лик принцессы, подчеркивая ее благородную душу. Темное лицо юной королевы зеритов с удлиненными глазами и эфиопскими чертами подчеркивают страстность и загадочность. Продольные щели пересекают лицо старого короля, напоминая о прожитых годах и перенесенных страданиях. Лица простых рабов и парализованных прорицателей выполены из корявой древесины и трухи. И мерзкий, длинный разлом пересекает морду жестокого советника брата короля — след о совершенном много лет тому назад гнусном преступлении. Играя со светом и тенью, профессиональные кукловоды мастерски передают эмоции и переживания героев, так что забываешь, что перед тобой — всего лишь марионетки. Но, впрочем — кто же мы сами?

Еще более прозрачные ассоциации возникают при сравнении облика обитателей Авалона и зеритов. Первые имеют европейскую внешность. Вторые — чисто восточную, африканскую. Танцовщицы зеритов одеты в костюмы, напоминающие о старых цивилизациях арабского Средиземноморья. И, хотя авалонцы и лично Хэл Тара убеждены в их неискоренимой испорченности, жизнь доказывает совершенно иное.

Но все же, главный "герой" фильма — сами струны, на которых повисают души героев. Удивительно ёмкий образ! Там, в глубинах небес, стоит невидимый кукловод, двигающий эти хрупкие тела. И лишь немногим дано понять, что все нити людей на Земле связаны друг с другом...

Баку, июнь 2011