Виктор Коростелев часть 2 Что должен знать...

Виктор Коростелев
Часть 2

— Почему плод древа познания добра и зла изображают яблоком? В книге Бытия написано просто «плод».
— Обычай представлять в качестве плода древа познания добра и зла яблоко возник в европейской изобразительной традиции. Произошло это, возможно, из-за сближения двух латинских существительных: malum (яблоко) и malus (зло).

Тем, кто, казалось, лишен благоприятных условий для духовной жизни,
подается сугубая помощь. Божия, восполняющая недостаток условий.
 От нашего свободного . произволения зависит воспользоваться этим или нет

СЫН ЗА ОТЦА НЕ ОТВЕЧАЕТ?
— Мне не раз приходилось слышать: из-за грехов ро¬дителей болеют дети; Бог наказывает до шестого колена. Внесите ясность: от¬ечают ли дети за деяния родителей?
— Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность(ненавидящих Меня)преемственно связана с грехами их отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими местами:
— Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор.24:16).
— В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное
беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер.31:29-30).
— Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполня¬ет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И безза-конник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все ус¬авы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез.18:19-20).
Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно на¬блюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о «родовом проклятии», о «родовом грехе». Но это не наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой генеа¬логии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому. Этим можно объяснить проявления демонизма в очень раннем возрасте. Нравственные болезни рождают болезни телесные.
Уместен вопрос: в равных ли условиях находятся люди в отношении к спасению. На это нужно решительно сказать, что Господь Бог не только всем желает спасения, но и дарует каждому такую возможность. К какому бы роду человек ни принадлежал и в какой бы семье не родился, для каждого человека открыты врата Небесного Царства и возможность спасения. Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни находился. В этом тайна человеческой свободы. Это не отвлеченная возможность сделать выбор между добром и грехом, а реальная возможность, которой содействует Божественная благодать, когда Господь видит даже самое малое проявление благой решимости. Об этой неотъемлемой для каж¬дого свободе говорит св.апостол Павел: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим.6:14). Если умножается грех, то преизобилует благодать (Рим.5:20).
Следовательно, тем,кто, казалось, лишен благоприят¬ых условий для духовной жизни, подается сугубая помощь Божия, восполняющая недостаток условий. От нашего свободного произволения зависит воспользоваться этим или нет.
Святые отцы говорят также и о том, что воздаяние Божие неодинаково. Кто, находясь в неблагоприятных условиях, явил плоды, тому награда особенно велика. «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто мо¬жет знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, все создавший и всё ведущий» (авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение шестое).

МИСТИЧЕСКОЕ СЛОВО «ФАНАТИК»?
— Что такое фанатизм? Кого можно назвать фанатиком?
— Фанатиками (лат. fanati-cus — исступленный; связано с корнем fanum — капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства. В 3-й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним (ЗЦар.18:26,28).
Святые отцы не применяли к христианам этот термин, как генетически чуждый началам христианской веры и имеющий определенную семантическую обусловленность. Раз¬ичным уклонениям от здоровой христианской веры они всегда давали точные названия. Часто в патристике употребляется выражение ревность не по разуму, неразумная ревность. «О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассу¬ительности, а не по действованию нерассудительному» (Преп. Исаак Сирин. Слова по¬движнические. Слово 89. О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств).
Слово фанатизм стало ак¬ивно применяться с XIX века людьми неверующими и либерально настроенными христианами, отпавшими от многовековой традиции, против тех, чья религиозность не ограничивается холодным исполнением обрядов. В XX веке в атеистическом лексиконе оно стало одно из самых употребительных понятий. Неопределенным по смыслу, оно оказалось очень удобным в эпоху массового неверия для осуждения вся¬кой религиозной активности, не укладывающейся в рамки привычного сознания. Стоит hi овеку, который три-четыре раза в год заходит в храм (получить крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда на работе неприятность), начать посещать церковь каждый месяц, знакомые начинают говорить, что он стал фанатиком. Помню случай. Немолодая женщина стала ходить в храм. Неверую¬щий муж отнесся к этому сни¬сходительно. Но когда через некоторое время она приобрела в церковной лавке лампаду и пришла с ней домой, то муж восстал и назвал ее фанатичкой. Другой человек начал, наконец, соблюдать посты. Самое умеренное желание его принять на себя даже скромные подвиги не ускольз¬нуло от поразительной зор¬кости неверующих родственников. Вновь произносится это слово «фанатизм», которому атеисты приписывают какую-то особую полемическую силу.
Священное Писание научает нас с великой ответствен¬ностью относиться к слову. «Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено (Кол.4:6) (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе).

без темных мест
— Почему так часто люди раздражаются и что надо делать, чтобы и самому не впадать в этот грех?
— Раздражение — острое проявление озлобления и недовольства. Оно бывает быстротекущим и продолжительным. Причиной раздражительности всегда является гордость и самолюбие. Сколько бы человек ни говорил о любви он, раздражаясь, обнаруживает отсутствие в нем этой важнейшей добродетели. Святой апостол Павел указывает на отсутствие раздражения как на одно из проявлений любви: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (IKop.13:4-7). Совершенная любовь является нравственным идеалом последователя Иисуса Христа. Любовь есть мера нашего христианства. Сколько в нас любви, столько же в нас христианства.
 Без любви наша религиозная жизнь является формальной, холодной и бесплод¬ой. Один афонский старец как-то сказал: «Не упускайте возможности угодить Богу ласковым обращением с людьми». Мы порой ищем, что можно сделать хорошее для своего спасения, и не замечаем, что такая возможность рядом. Она предоставляется нам почти каждую минуту. Напротив, постоянной раздражительностью мы обесцениваем наш труд, совершаемый для спасения, ибо причиняем боль тому, за кого Христос умер (Рим.14:15).
Не впадает в раздражительность тот, кто отрешился от нравственной беспечности, кто постоянно наблюдает за своими словами, делами и чувствами, помня, что любой грех удаляет нас от Бога. Нанесение обиды человеку, недовольство и озлобление против него, является сугубым грехом, потому что он связан с нарушением одной из двух главных заповедей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк. 12:31). христианин не должен раздражаться. В отношении к любому человеку проверяется мера нашей христианской нравственности. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф.4:31-32).

— Скажите, пожалуйста, в чем заключается обязан¬ности крестной мамы? Кто должен покупать крестик и рушник на крестины?
— Восприемник и восприемница (так в Требнике называются крестный отец и крестная мать) существуют с апостольского века. Появление их связано с тем, что крести¬ись преимущественно взрослые (язычники и иудеи). Нуж¬но было засвидетельствовать перед епископом веру тех, кто желал принять это спасительное таинство. Они были поручителями крещаемого. Важнейшая их обязанность состо¬ла в том,чтобы подготовить к крещению и научить правильно отвечать на вопросы во время крещения. Если таинство совершалось над младенцами, то восприемники произносили за него исповедание веры. Эта обязанность сохранилась до наших дней. Печально, что большинство крестных родителей сами наизусть не знают Символа веры. Далее участие в таинстве крещения восприемников заключалась в том, что они за младенцев произносили отре¬чение от сатаны и давали обет соединиться навсегда с Хрис¬том. После крещения воспри¬емники должны наставлять в вере и благочестии того, кого они восприняли от святой купели. В их обязанности входит следить за нравственностью своих крестных, научать их чистоте, христианской любви и другим добродетелям, постоянно молиться за них. Вменяя восприемникам такие обязанности, Церковь заботилась о том, чтобы они сами были наставлены в твердой вере, были духовно полнокровными членами церковного организма, знали Символ веры и молитву Господню. Что касается нательного креста и рушника, то приобрести их могут роди¬тели или восприемники.

— За что был предан «анафеме» Толстой, являющийся, как я думаю, настоящим христианином по убеждению? Действует ли «ана¬фема» до сих пор? Действительно ли причислен к лику «Святых» Ни¬колай II, называемый при жизни «кровавым»?
1. Лев Николаевич Толстой настойчиво убеждал, что можно верить в Бога и не принадлежать Церкви. Он сам ушел из Церкви, сам объявил о том, что порвал с Ней. Цер¬ковь лишь констатировала его отпадение. Теперь, как впро¬чем, и тогда еще, некоторые обвиняют Церковь в том, что Толстой предан анафеме. Но скажите, если человеку изве¬стен закон всемирного тяго¬тения, и человек, зная по¬следствия пренебрежения этого закона, бросается вниз головой.с девятого этажа и разбивается, кто виноват в этом? Конечно, найдутся лю¬ди, которые обвинят в этой трагедии закон всемирного тяготения... Какой, мол, был человек хороший и какой пло¬хой закон физики...
Вы считаете, что Толстой был «настоящим христианином по убеждению». У Церкви совсем другие примеры настоящих христиан. Это преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, святые страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский, а также тысячи мучеников, исповедников, преподобных... А вот образ Толстого абсолютно не соответствует святости этих людей. Преподобный Се¬рафим говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя». Что же стяжал к концу своей жизни Толстой? Одиночество, отрицание личности, мятущуюся душу, постоянные колебания. Прочитайте еще раз его «Исповедь». Вряд ли после прочтения вы сможете признать, что сам Толстой не сомневался в истинности своего христианства. Иначе он не пошел бы в Оптину пустынь, не ходил бы вокруг скита в 1910 году, не посылал бы телеграмму в Оптину с просьбой к старцу Иосифу прибыть к нему.
Ветвь, оторвавшаяся от дерева, засыхает. Толстой отделил себя от Церкви Христовой и в своей гордыне так и не смог вернуться обратно. Он умер анафематствованный. Церковь и сегодня констатирует это.

2. Архиерейский собор Рус¬ской Православной Церкви(а несколько раньше Сербской Православной Церкви) канонизировал в августе 2000 года страстотерпца Николая и всю его семью, а также сотни новомучеников и исповедников Российских, убиенных в годы безбожных гонений. Вы хорошо помните идеологические штампы советской истории. Святителя Тихона называли контрреволюционером, Святого Николая — «кровавым»; безбожная власть люто ненавиде¬ла святого праведного Иоанна Кронштадтского, всячески пре¬пятствовала канонизации блаженной Ксении Петербургской; монастыри называли рассад¬никами мракобесия, религию — опиумом народа. И что из этого? Христа и ругали, и били, и обвиняли в нелояльности к римской власти. Но Христос — Бог, а Николай II — святой, как бы это кому не нравилось.

— Что означает слово «Спас» в названии праздника Медовый Спас?
— Спас — сокращенная форма от слова Спаситель — Иисус Христос. Словом Спас народ называет три летних праздника, посвященных Ии¬сусу Христу (Спасителю): Ме¬довый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас (перенесение Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь). Первый Спас(Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня) получил название Медовый, потому что в этот день (1/14 августа) освящается мёд.

— Как вы считаете, объеди¬ение православия и като¬личества в принципе воз¬можно?
— Да, возможно, если ка¬толики откажутся от двух сво¬их кардинальных заблужде¬ний: от учения о примате, то есть абсолютном главенстве, римского епископа, о даре его непогрешимого учительства, и от учения об исхожде-нии Святого Духа от Отца и Сына — иными словами, откажутся от ложной триадологии. Если это произойдет, то не будет никаких непреодоли¬мых препятствий для воссоединения Католичества с Православием,точнее, Римской кафедры, Римской Церкви со вселенской церковью Христовой. Можно богослов¬ски точно рассуждать не о Ка¬толичестве, а именно о Рим¬ской Церкви, некогда отделившейся от полноты пребы¬вания во Вселенском Право¬славии, но сохранившей основы древнецерковной веры
— иерархическое священство и многие признаки богослужебной церковности. Откажется ли какой-либо из пап от папского примата о непогрешимости? Об этом можно скорее молиться и этого желать. Но вряд ли такое может быть достигнуто на богословских переговорах и политических собеседованиях.

— Почитается ли Туринская Плащаница святыней в Рус¬ской Православной Церк¬ви?
— Да. В нашем монастыре есть одна из немногих точных ее копий. В храме под стеклом помещены «негатив» и «пози¬тив» Туринской Плащаницы. Православные верующие молятся перед этим изображением, возжигают свечи.

— В прошлое воскресенье я побывал в Новоиерусалимском монастыре и обратил внимание на то, что в его названии присутствует слово «ставропигиальный». Не могли бы вы объяснить, что это значит?
— Это значит, что настояте¬лем монастыря является Предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси, от имени которого обителью управляет его наместник.

— Меня и, надеюсь, многих читателей интересует во¬рос, как правильно назвать ребенка, чтобы это сочета¬лось с канонами церкви, и есть ли календарь зависи¬мости имени от дня рожде¬ния?
— Раньше существовало правило: ребенка называли одним из имен святых, празднуемых церковью на восьмой день после рождения младенца. Это правило не являлось обязательным ни в прежние времена, ни в наши дни.

— Много лет я включала в записки о здравии имена близких мне людей, кото¬ые не крещены. Но недавно в храме женщина, продающая свечи, решительно отказалась взять записку с именами некрещеных лю¬ей. Как мне быть теперь? Является ли это грехом, который я должна исповедовать? Страшно самовольни¬чать и страшно услышать ответ, что я должна исклю¬чить имена самых близких людей и лишиться молит¬венной поддержки Церкви в своей надежде видеть их православными.
— Женщина в церковной лавке сказала вам совершенно верно. Записки на проскомидию можно подавать только с именами крещеных людей. За близких людей, которые, к сожалению, не являются православными христианами, вы должны от всего сердца молиться дома, подавать милостыню, можно поставить за них свечу перед иконой, но еще раз повторю, на проскомидии их имен поминать нельзя.

— Правильно ли поступил священник, не приняв исповеди по причине того, что человек живет в браке, но не венчан?
— Нет! Такого просто не должно быть! Мы, священники, не имеем никакого права лишить человека возможнос¬и покаяться, если видим, что человек искренне готов исповедываться и исправлять свою жизнь. К сожалению, не всегда желание одного из суп¬ругов освятить брачный союз церковным венчанием находит согласие у второй полови¬ны. И это мы должны пони¬мать. Священный Синод нашей Церкви, а также и Архиерейский Собор 2000 года, рассматривали подобные проблемы и определили, что брак, хотя и гражданский, если он бережется супругами и свидетельствуется осознанной совместной жизнью, верностью, рождением детей и их воспитанием, то такого рода брак никак не может быть на¬зван блудным сожительством — как порой,увы,называют брачный союз «ревностные не по разуму» священнослужители. Поэтому недопущение человека до исповеди в указанной Вами ситуации для священника является тяжким грехом, который вместе с тем усугубляется самочинием и неповиновением церковному священноначалию.

Продолжение следует